Разработка урока «Клеточное строение листьев». 6 класс


Разработка урока по биологии в 6 классе
 «Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями »
Автор:
учитель биологии 
Слесарева Юлия Владимировна. учитель биологии
Ясеновской гимназии №2.
Тема урока:  «Клеточное строение листьев».
Цели урока: Образовательные: 
познакомить с клеточным строением и тканями листа, научить различать ткани листа под микроскопом,
и определять их функции.
Развивающие: • развивать понятия о клеточном строении и тканях, образующих живые организмы, различать ткани;
• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера. Воспитательные:  воспитывать любовь к природе; развивать умения слушать и слышать других.
 Задачи урока: создать условия для развития:
1.     предметных компетенций:  посредством раскрытия связи между особенностями строения клеток, тканей и выполняемые ими функции.
2.     общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
3.     ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых: посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;
- учебно-познавательных: через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, содержательной и личностной рефлексии, контролем и самооценкой достигнутого;
- информационных: посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;
- коммуникативных: посредством развития умений диалогической речи через организацию работы в группах;
- социально-трудовых: посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;
- личностного самосовершенствования: через проведение личностной рефлексии в рамках индивидуальной работы.
Тип урока: 
изучение нового материала.
лабораторная работа.
Ведущая педагогическая идея:
 реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер,  цифровой микроскоп, световые микроскопы, готовые микропрепараты: «Лист камелии», «Эпидермис листа герани», инструктивные карточки.
Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: лабораторный практикум; метод исследования, умение использовать цифровой и световой микроскопы.
 Используемый УМК:
·И.Н.Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 кл. Учеб. для общеобразовательных учебных учреждений.
·И.Н.Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 кл. Методическое пособие.
· Примерная программа основного общего образования по биологии.

Ход урока
Организационный момент Постановка темы и цели урока. Организация рабочих мест, приветствие, Личностные: настрой на урок
Актуализация знаний Повторение темы о строении и значении клеток растений.
Ученики совместно с учителем вспоминают особенности строения и функцию растительной клетки; виды пластид, хлоропласты; фотосинтез; автотрофное питание.   Вместе с учителем вспоминают строение и функций растительной клетки. Познавательные: Логические: анализ классификация объектов
Целеполагание
Учитель: Тема нашего урока
„ Клеточное строение листьев ”.
Объявление цели урока: при выполнении лабораторной работы, мы с вами узнаем особенности клеточного строения и ткани, образующие лист, и выполняемые ими функции..Учащиеся записывают тему урокаформулируют цель урока Личностные:
настрой на урок Регулятивные: целеполагание
Изучение новой темы Объяснение темы: Клеточное строение листьев.
Изображения с цифрового микроскопа ,выведено на экран:
«Эпидермис листа герани»
На препарате видно, что верхняя и нижняя поверхность листа покрыты бесцветной кожицей.
Вопросы:
1) Как соединены клетки(плотно или рыхло )?
2) Какую функцию выполняет кожица листа?
Изображения с цифрового микроскопа ,выведено на экран:
«Лист камелии».
В мякоти листа различают плотно расположенные столбчатые клетки вытянутой формы – столбчатая ткань и более округлые рыхло расположенные клетки губчатой ткани. Клетки мякоти содержат хлоропласты. Число хлоропластов различно. Их больше в столбчатой ткани и в клетках, окружающих жилки листа.
Вопросы:
3) Какую функцию выполняют столбчатая и губчатая ткани?
Межклетники листа имеют непосредственную связь с устьицами в нижнем эпидермисе. Напротив устьичной щели расположены воздушные полости. Устьица-замыкающие клетки со щелью.
Вопросы:
4) Какую функцию выполняют устьица?
На срезе видно строение проводящих пучков. Ближе к верхней стороне расположены проводящие сосуды, ниже ситовидные трубки.
Вопросы:
5) Какую функцию выполняют проводящие сосуды и ситовидные трубочки?
Механические ткани проводящего пучка представлены волокнами. Сосудисто-волокнистый пучок окрашен в коричневый цвет.
Вопросы:
6) Какую функцию выполняют механические волокна? Просмотр на экране (мп) микропрепарат«Эпидермис листа герани»,
Высказывают предположе-ния, вместе с учителем определяют правильные ответы:
1) Клетки соединены плотно
2) Кожица листавыполняет функциюзащиты, пропускает солнечный свет.
Просмотр на экране (мп)
«Лист камелии»,
3) Функция столбчатой и губчатой ткани -фотосинтез.
4)Через устьица происходит газообмен и испарение воды.
5) Проводящие сосуды проводят вещества и воду к листьям, а ситовидные трубочки проводят продукты фотосинтеза и воду из листьев.
6) Механические волокна предохраняют лист от разрыва, придают ему эластичность и прочность.   Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
 
Личностные: мотивация и интерес к уроку.
Познавательные: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, установление причинно-следственных связей.
 
Лабораторная работа Самостоятельная работа учащихся с микроскопами по инструктивным карточкам, при этом изображение с большого экрана убрано.
Инструктивная карточка для учащихся.
(приложение№1) Используя инструктивные карточки, учащиеся самостоятельно выполняют лабораторную работу.
Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще нужно
Закрепление изученного материала и подведение итогов Закрепление знаний о клеточном строении листа: проверочный тест
(приложение№2) Выполняют тест
Оценивают себя
Выполняют индивидуальные задания.
Проверяют работы друг друга,  выставляют оценки за тест Познавательные: логические: анализ и синтез информации Регулятивные: оценка – выделение и осозна-ние учащимися того, что уже усвоено, что еще нужно; элементы волевой саморегуляции.Домашнее задание 1.      Учебник §18, стр. 66-68, задание №3 в тетради
Читают параграф учебника, анализируют полученную информацию.
Познавательные: общеучебные: самос-тоятельная работа с учебником, смысловое чтение, умение струк-турировать знания в письменной форме, выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
Этап урока
Приложение №1
Инструктивная карточка для учащихся
1) Рассмотрите под микроскопом микропрепарат «Эпидермис листа герани»
при увеличении в 56 раз (окуляр 7х, объектив 8х), а затем
при увеличении в 300 раз (окуляр 15х объектив 20х).
2) Рассмотрите бесцветные клетки покровной ткани.
3) Найдите и рассмотрите устьица.
4) Из предложенных терминов на рисунке (1) определите и подпишите типы клеток эпидермиса листа герани:left000
волоски
замыкающие клетки устьица
устьичная щель
бесцветные клетки покровной ткани

Соответствующие термины
1
2
3
4 5) Рассмотрите микропрепарат «Поперечный срез листа камелии»: найдите между верхней и нижней кожицей клетки мякоти или основной ткани. В основной ткани листа можно различать два вида клеток. Одни расположены под верхней кожицей листа, другие ближе к нижней кожице листа.
6) Рассмотрите под верхней кожицей плотно прилегающие друг к другу клетки цилиндрической формы — это столбчатая ткань.
7) Рассмотрите клетки, которые расположены ближе к нижней кожице листа - клетки неправильной формы губчатой ткани
8) Рассмотрите крупный проводящий пучок в центре листа.
В его верхней части располагаются проводящие сосуды, по которым проходит вода с минеральными веществами.
Ниже находятся ситовидные трубки, по которым перемещаются растворы органических веществ.
Рядом можно рассмотреть волокна, имеющие утолщенную оболочку и узкий просвет
в центре.
9) Из предложенных терминов на рисунке (2) определите и подпишите ткани мякоти листа:left000
столбчатая ткань
губчатая ткань
ситовидные трубки
устьице
проводящие сосуды
основная ткань
межклетники
устьичная щель
верхняя кожица
нижняя кожица
К каждой надписи укажите соответствующие цифры.

Соответствующие термины
Приложение №2
Вариант 1
Выберите правильные утверждения.
Клетки верхней кожицы:
Пропускают свет
Задерживают сет
Содержат хлорофилл
Бесцветные
Нижняя кожица:
Имеются устьица
Устьица отсутствуют
Через устьица происходит:
Газообмен
Испарение воды
Поглощение воды
Мякоть листа образована тканью:
Эпидермиса
Столбчатой ткани
Губчатой ткани
Жилки листа образованы тканями:
Покровной
Основной
Механической
Проводящей
Вариант 2
Определите соответствие.
Определите соответствие между тканями мякоти листа и их особенностями строения.
Ткани листа
Особенности строении.
А кожица
Б. мякоть
В. жилки
Г. Устьица
1. Имеет отверстия, окруженные замыкающими клетками, содержащими хлоропласты.
2. Состоит из бесцветных клеток, выделяющих воскообразное вещество.
3. Состоит из рыхлых и плотных клеток, содержащих хлоропласты.
4. Представлен сосудами, ситовидными трубками и механическими волокнами
5. Предохраняет лист от повреждений и внешних воздействий.
6. Осуществляет процесс фотосинтез
7. Обеспечивает связь со стеблем, передвижение веществ.
8. Обеспечивает газообмен и испарение воды.
Ответы:
Вариант 1 Вариант 2
1) 1,4 А. 2,5
2) 1 Б. 3, 6
3) 1,2 В. 4,7
4) 2,3 Г. 1,8
5) 3,4
Самоанализ
Критерии Самоанализ
1 Цели занятия, его план были открыты обучающимся, конкретны и побудительны для нихДостигнуто в полной мере.
2 Замысел занятия реализован Достигнуто в полной мере.
3 Содержание урока оптимально (научно, доступно) Достигнуто в полной мере.
4 Проблемный характер изложения учебного материала Достигнуто почти в полной мере
Сложности вызвала работа, связанная с определением и сравнением тканей листа
5 Обучающиеся имеливозможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов Достигнуто в малой степени, т.к. они работали по инструктивным карточкам, с заранее подготовленными учителем образцами ткани листа.
6 Были созданы условия дляактуализации опытаобучающихся, их личностного общения Достигнуто полной мере, т.к. на уроке была организована работа в парах, совместное обсуждение полученных результатов
7 Занятие способствовало формированию ключевых компетенций:
в предметной области Достигнуто почти в полной мере, т.к. учащиеся познакомились с клеточным строением листа, научились различать ткани листа под микроскопом и определять их функции.
в области информационных технологий Достигнуто почти в полной мере, т.к. работа проводилась с использованием цифровым оборудованием; компьютер, проектор, цифровой микроскоп.
в проектно-аналитической и исследовательской деятельности Достигнуто почти в полной мере,
Учащиеся показали владение логическими операциями
(анализ, сравнение, обобщение)
в плане продолжения образования и эффективного самообразования Достигнуто почти в полной мере,
Занятие способствовало повышению познавательного интереса к предмету.
8 Занятие способствовало развитию качеств личности:
коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтов Достигнуто почти в полной мере, Урок способствовал формированию умению диалогической речи через организацию работы в группах.
критическое мышление Достигнуто почти в полной мере.
креативность,
установка на творчество, самостоятельность, ответственность Достигнуто почти в полной мере.
Занятие содержало элементы, направленные на вовлечение школьников в самостоятельную работу частично поискового и исследовательского характера.
рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу Достигнуто почти в полной мере. Учащиеся получили возможность самостоятельно проверить свой результат освоения материалом, посредством итоговых тестов.
толерантность, уважение к межкультурным и прочим различиям Достигнуто почти в полной мере. Урок развивал умение слушать и слышать других
9
Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора
Занятие помогло обучающимся в ценностно-смысловом самоопределении Достигнуто почти в полной мере.
Учащиеся получили возможность для развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.
1011 Обучающиеся получили помощь в
решении значимых для них проблем Достигнуто в высокой степени, т.к учитель помогал на всех этапах урока.
12 Педагог сумел заинтересовать обучающихся, владел аудиторией Достигнуто в высокой степени.
13 Комфортность образовательной среды:материально-техническое обеспечение, удобство расстановки рабочих мест Достигнуто в высокой степени.
14 Качество методического обеспечения (пособия, раздаточные материалы, материалы на электронных носителях и пр.) методы обучения и контроля адекватны возможностям обучающихся Достигнуто в высокой степени
15 Психологическая комфортность: благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся) Достигнуто в высокой степени