Статья Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста


Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста
Автор – составитель:
Стародубцева Н.В.
Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Словом, речь развивается достаточно успешно и сама по себе, если жизнь ребенка наполнена интересными и разнообразными событиями и делами, а рядом с ребенком – педагоги с богатой правильной речью и желанием общаться с детьми. Эти обстоятельства действительно существенны для обучения речи и обладает мощным развивающим потенциалом, но при одном условии. Это условие – отношение к языку как к самоценности, как к системе, развивающейся по своим собственным законам.
Кроме этого, для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать вокруг воспитанников благоприятную речевую среду (из которой они будут заимствовать соответствующие культурные образцы) и осуществить целенаправленное формирование конкретных речевых умений.
Требования к созданию условий для развития речи дошкольников
В различных методиках обучения родному языку в детском саду приняты 2 основные формы работы над речью детей: развитие речи во время НОД и руководство развитием речи в повседневной жизни. Как ведущая выступает: развитие речи во время НОД. Это планомерный педагогический процесс, позволяющий с помощью специальных приемов передавать ребенку необходимые сведения об окружающем и соответствующий словарь, сформировать важнейшие речевые умения и навыки.
Но речь формируется в разнообразной деятельности, играя, общаясь со сверстниками, он активно пользуется речью. И если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено. Кроме того, осуществляя руководство развитием речи детей на занятиях и в течение всего дня, педагог должен хорошо владеть соответствующими методами и приемами.
Подробнее мною будет рассмотрено развитие речи во время НОД (непосредственно образовательная деятельность) по следующим возрастным категориям: - 1 младшая группа (2-3 года);
- 2 младшая группа (3-4 года);
- средняя группа (4-5 лет);
- старшая группа (5-6 лет);
- подготовительная к школе группа (6-7 лет).
1-я младшая группа
Главным на данном возрастном этапе является следующее:
- развитие речи как средство общения, создавая условия, при которых ребенок может устанавливать контакты и добиваться своей цели путем речевого обращения к сверстнику или взрослому;
- обогащение понимаемого и активного словаря малыша за счет общеупотребительных существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов.
Для решения этих задач необходимо:
- внимательно и заинтересованно выслушивать ребенка;
- много говорить с детьми самим;
- вовлекать детей в разговоры на разные темы;
-помогать малышу вступать в речевой контакт со сверстниками и взрослыми.
Все это необходимо делать не только во время проведения НОД, но и В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ДНЯ! Во время умывания, когда воспитатель вместе с ребенком что-то строит, рассматривают книжки, рисуют, лепят и т.д., нужно терпеливо и обстоятельно рассказывать, что вы делаете, зачем, как и какой результат надеетесь получить.
В данном возрасте обязательно нужно говорить с ребенком так, чтобы он не только понимал, о чем вы рассказываете, но и мог услышать в вашем неторопливом повествовании какое-то отдельное слово и повторить его, чтобы к концу года его словарь приобрел индивидуальные черты.
Говорить с ребенком надо не торопясь, по нескольку раз повторяя высказанную мысль и употребляя при этом как одну и ту же речевую конструкцию, так и разные по структуре предложения. Ребенку легче произносить что-либо в маленьком хоре.
Задачи развития речи решаются в любые удобные для общения с детьми отрезки времени.
А в течение НОД, специально направленной на развитие речи дети:
- познают разнообразный и удивительный мир, населенный предметами и явлениями, существующими отдельно друг от друга и в то же время взаимосвязанными, обладающими определенными качествами и свойствами;
- знакомятся с произведениями художественной литературы;
- слушают разные истории о событиях из жизни группы, о детях, о приключениях игрушек и животных, литературных героев;
- смотрят инсценировки (с помощью игрушек создаются модели положительного и негативного поведения);
- учатся рассматривать сюжетные картины;
- участвуют в дидактических, хороводных, подвижных играх с текстами.
Воспитатели самостоятельно решают, когда и с каким составом детей (со всей группой, с подгруппами, с отдельными детьми) будут заниматься в тот или иной день и какие задачи решать.
И еще детям этого возраста надо ежедневно о чем-то рассказывать. Это интересно и дает возможность узнать что-то новое. Кроме того, развивается способность слушать и понимать рассказ взрослого без наглядного сопровождения.
Нужно, чтобы дети каждый день слушали народные песенки, потешки, небольшие авторские стихотворения, народные и авторские сказки.
2-я младшая группа
Задачи, которые должны решаться на данном этапе:
- интенсивное обогащение речи ребенка путем восприятия речи и рассказов взрослых;
- развитие диалогической речи.
Развитие речи маленьких детей находится в прямой зависимости от следующих факторов:
- речевого окружения (речевая среда);
- педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания.
Так как в ДОУ имеет место быть дефицит общения со взрослыми, поэтому расширение среды происходит за счет целенаправленных педагогических воздействий. Прежде всего, за счет специальных рассказов воспитателя детям. Ребенок готов слушать о чем угодно, лишь бы воспитатель говорил ему и для него.
Детям целесообразно рассказывать о:
- жизни группы;
- каждом малыше в отдельности;
- своих проблемах, интересных наблюдениях;
- трудных житейских ситуациях.
С малышами, которые что-то делают по своей инициативе можно беседовать в удобное для вас и ребенка время.
Итак, работая с трехлетними детьми, нужно способствовать формированию у них сознания, побуждая рассказывать о том, что они делали, и как это замечательно получилось. И нужно прилежно учиться, если ребенок согласился стать вашим наставником.
Кроме того, обязательно надо:
- завершать рассматривание рассказом, который сложится у вас по ходу описания картинки;
- не забывайте руководствоваться вариантами рассказов, в которые включены диалоги. Диалоги дети легко запоминают и воспроизводят.
- повторяйте рассказ. Теперь его можно дополнить и усложнить.
Итак, необходимо:
Много, ярко, искренне рассказывать детям об интересных событиях – ребенок обогащает свою речь путем копирования и творческой переработки речи воспитателя, и эти рассказы помогут ему накапливать запас положительных фактических образцов речи.
Ежедневно знакомить детей с произведениями художественной литературы, «погружая» их в удивительный мир увлекательных событий, описанных литературным языком.
Ежедневное чтение окажет детям заметное влияние на их речь и поведение, так как художественная литература – мощное средство развития речи.
Несколько рекомендаций при чтении воспитателем художественных произведений:
Одно и то же произведение нужно читать несколько раз, называя автора, но требуя этого от детей;
Можно использовать художественные произведения, записанные на аудионосители, но вначале следует прочитать детям это произведение (2-3 раза), а потом дать прослушать;
Не следует читать произведение, если оно по какой-то причине не нравится педагогу, можно заменить на другое;
Прежде чем читать какое-то произведение детям необходимо прочитать его самому вслух, проговаривая с нужной интонацией и выразительностью.
Основной формой речевого общения ребенка 3-4 лет со взрослыми и сверстниками является «разговор – диалог», состоящий из цепочки реплик.
Здесь необходимо:
Продолжать развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух; учить пользоваться интонационными средствами выразительности. Способствовать четкому и ясному произношению звуков в словах и фразовой речи, предупреждать закрепление неправильного произношения трудных звуков.
Обогащать, уточнять и активизировать словарь, характеризующий разнообразный и многоликий мир ближайшего детям окружения;
Помогать ребенку избавляться от многочисленных лексических ошибок в согласовании слов в предложении; обогащать речь за счет присвоения новых грамматических форм из речи педагога.
Итак, воспитатель сам решает начать ли новое изучение, либо повторить некоторые занятия, считая это целесообразным.
Средняя группа
На данном возрастном этапе предстоит решать следующие задачи:
Продолжать работу по воспитанию звуковой культуры речи:
- формировать правильное произношение всех звуков и трудных звуков (свистящих, шипящих, сонорных);
- определять на слух наличие звука в слове, различать близкие по звучанию слова;
- использовать интонационные средства выразительности.
2. Обогащать речь детей: помогать усваивать лексику и грамматику родного языка.
3. Целенаправленно развивать диалогическую речь:
- формировать умение отвечать на вопросы и задавать их;
- участвовать в коллективном разговоре на темы из ближайшего окружения;
- формировать целостную картину взаимосвязанных представлений о достаточно удаленных сферах и областях жизни.
4. Накапливать у детей запас художественных произведений всех жанров:
- формировать умение с удовольствием слушать знакомые и новые произведения;
- участвовать в драматизациях, пробовать себя в разных ролях;
- рассматривать иллюстративные издания книг, испытывать радость от общения с книгой и ее рисунками.
Но и собственная речь воспитателя должна быть подчинена следующему:
- упрощенности,
- должна обеспечивать «опережающее» усвоение детьми слов;
- должна учить детей облеканию своих высказываний в различную форму (вначале – исправляя, подсказывая);
- речь должна сопровождать любую совместную деятельность;
- не оставлять без внимания вопросы детей.
Беседуя с детьми, важно:
- проявлять искреннюю заинтересованность в разговоре,
- быть снисходительным и умным ценителем ответов и рассуждений ребенка;
- говорить не спеша;
- следить за собственной артикуляцией, выразительностью жестов и мимики.
Некоторые формы работы над активизацией речи ребенка:
Занятия и игры – занятия (об личных проблемах ребенка, домашних животных, лесах и его обитателей, животных Африки, зоопарка и цирка, маленьких существ типа лесовичков, домовых, гномов, героев телепередач для малышей и взрослых);
Речевые игры (сочинение детьми небылиц и нелепиц);
Игры и упражнения со звуками и буквами (индивидуальные занятия с показом и объяснением артикуляции звуков, многократное повторение посредством игровых упражнений, подбором близких по звучанию слов, попытки определить на слух знакомые звуки).
Что касается художественных произведений, то:
- читать нужно каждый день;
- если собираетесь прочесть детям произведение уже знакомого им автора, необходимо напомнить и о других его книгах;
- периодически в группе следует устраивать выставку детских книг: книги одного и того же автора; книги и рисунки одного тематические выставки и т.д.
Старшая группа
На этом возрастном этапе решаются следующие задачи:
Воспитание звуковой культуры речи:
- продолжать упражнять детей в правильном произношении всех звуков родного языка (свистящих, шипящих, сонорных);
- учить дифференцировать звуки, близкие по звучанию и произношению;
- называть слова с определенным звуком;
- определять позицию звука в слове;
- подбирать пары рифмующихся слов.
2. Создавать условия для обогащения речи детей:
- пополнять, уточнять и активизировать словарь детей за счет всех частей речи;
- вводить в речь синонимы, слова и словосочетания, относящиеся к речевому этикету;
- развивать способность замечать некоторые выразительные средства литературного языка.
3. Продолжать формировать грамматически правильную речь:
- учить детей употреблять разные конструкции простых и сложных предложений;
- правильно согласовывать слова во времени, роде, числе и падеже;
- усваивать способы словообразования всех частей речи.
4. Развитие диалогической и монологической речи:
- создавать условия для участия детей в коллективном разговоре;
- учить детей отвечать на вопрос в соответствии с его формой;
- задавать вопросы;
- высказывать свое мнение и отношение к утверждению, суждению собеседника, стараясь употреблять формы вежливой речи;
- помогать детям пересказывать небольшие отрывки из художественного произведения, драматизировать их;
- описывать предмет;
- рассказывать о содержании сюжетной картинки, о картинках с фабульным развитием действия;
- сочинять концовки к сказкам.
5. Развивать интерес и любовь к книге:
- ежедневно читать детям знакомые и новые произведения художественной литературы;
- заучивать стихотворения;
-создавать условия для рассматривания книг с иллюстрациями лучших художников.
Итак, закономерности усвоения родной речи состоят в том. Что речь осваивается интуитивно (неосознанно) в процессе всей моей многообразной деятельности ребенка.
Однако речь обогащается быстрее, и психика ребенка развивается разносторонне, если создаются такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно.
Основным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов обучения речи:
Беседа (цель: через речь и посредством речи выявить, уточнить и обогатить представления ребенка о той или иной сфере деятельности);
Рассматривание картинок с последовательным развивающимся действием;
Игры и упражнения с картинками – загадками и предметными картинками;
Составление небылиц (по картинкам и без опоры на наглядность);
Сочинение концовок к сказкам и маленьких сказочек.
При приобщении детей к художественной литературе большое место в списках рекомендуемой литературы занимают стихотворения, повести, рассказы, сказки поэтов и писателей России.
Но ждет и серьезный труд по ознакомлению детей с произведениями поэтов и писателей разных стран, фольклором народов мира.
Еще один важный момент. В старшем дошкольном возрасте начинается работа по обучению грамоте. Как лучше знакомить детей с буквами?
Выявить, какие буквы дети уже знают;
Способствовать запоминанию конфигурации буквы при помощи воспроизведения ее в рисунке или путем лепки;
Устанавливать связь между видом буквы и соответствующим звуком;
Подбирая слова на занятиях, нужно использовать в качестве примеров все части речи;
-при знакомстве5 с буквой нужно постараться, чтобы она была написана красиво, эстетично.
В группе постоянно должны находиться в доступном месте для детей:
- листы бумаги, фломастеры, тетради;
- задания, связанные с буквами и чтением;
- книги сказок и другие книги для первого чтения,
- азбуки и буквари в разных изданиях,
- буквенный конструктор,
- буквенное лото,
- буквы на кубиках,
- настенная магнитная азбука,
- лото для начинающих читать детей,
- буквенный фриз, сделанный детьми в течение всего года.
Подготовительная к школе группа
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте подводит детей к овладению письменными формами речи (чтением и письмом).
Все формы и виды работы над развитие речевой деятельности изложены в следующих задачах: Закреплять и совершенствовать уровень развития всех сторон устной речи: произносительной стороны; словаря; грамматического строя; связной речи, позволяющих свободно вступать в общение с окружающими.
Проводить подготовительную работу к обучению грамоте (чтению и письму):
Развивать произносительную сторону речи детей;
- уточнять и закреплять произношение всех звуков русского языка;
- развивать речевой слух; развивать силу, высоту, темп и громкость речи.
2. Развивать словарный запас детей:
- расширять словарь на основе формирующихся у детей богатых представлений в мире,
- активизировать его в самостоятельных высказываниях;
- расширять запас слов с противоположным значением и слов, близких по значению;
- учить понимать обобщенное значение слов, близких по значению;
3. Развивать у детей грамматический строй речи:
- упражнять детей правильно согласовывать числительные с существительными;
- упражнять детей в употреблении глаголов;
- упражнять детей в словообразовании родительного падежа множительного числа существительных; притяжательных местоимений;
- упражнять детей в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения;
- продолжать работу по составлению разных типов предложений.
4. Развивать связную речь (диалогическую и монологическую):
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- начать обучать основам построения связных монологических высказываний повествовательного и описательного характера.
5. Готовить детей к усвоению письменных форм речи (чтению, письму):
- развивать пространственные представления: закрепить умения определять направления в пространстве и устанавливать пространственные взаимоотношения: развивать умение ориентироваться в плоскости листа;
- упражнять руку ребенка для подготовки к письму;
- ознакомить детей со зрительными образами букв, учить соотносить звуки с их знаковыми образами;
- учить проводить анализ и синтез образов букв.
6. Создавать в окружении ребенка богатую культурную речевую среду.
Можно представить и руководство по развитию речи вне занятий.
Реализация задач развития речи и подготовки к обучению грамоте включает обязательную работу не только на занятиях, но и вне занятий. Основные формы работы – игровые упражнения и речевые традиции.
Игровые упражнения направлены на закрепление речевых и языковых задач, развитие мелкой моторики рук. А на прогулках и мероприятиях по физической культуре желательно постоянно закреплять умения детей ориентироваться в пространстве.
Речевые традиции позволяют в интересной форме закреплять и совершенствовать самые разнообразные речевые и языковые умения детей. Учебное содержание традиций определяется уровнем речевого развития детей группы, их успехами и проблемами. Форма речевых традиций разнообразна и зависит от фантазии воспитателей.
Список использованной литературы:
Воспитание, образование и развитие детей 3- 4 лет в детском саду: метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/Доронова Т.Н., В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 2005. – 207 с.
Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. – М,: Просвещение, 1986. – 128 с.
Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». – М.: Просвещение, 2000. – 159 с.
Программа воспитания и обучения в детском саду/ М.А. Васильева. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с.
Радуга: Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада/Т.Н. Доронова, В.В.Гербова, С.Г.Якобсон. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с.
Радуга: Программа и руководство для воспитателей второй младшей группы детского сада/Т.Н. Доронова, В.В.Гербова, Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с.
Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада/Т.Н. Доронова, В.В.Гербова,– М.: Просвещение, 1994. – 208 с.
Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию, образованию детей 5-6 лет в детском саду /Т.Н. Доронова, В.В.Гербова,. Т.И.Гризик – М.: Просвещение, 1997. – 271с.
Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию, образованию 6 - 7 лет в детском саду /Т.Н. Доронова, В.В.Гербова,. Т.И.Гризик – М.: Просвещение, 1997. – 224с.
На пороге школы: метод.рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6-7 лет по программе «Радуга»/Т.Н. Доронова, Т.И.Гризик, Л.Ф. Климанова и др. – М.:Просвещение, 2004. – 160 с.