Исследовательская работа: «СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ»


14605-335280
МКОУ «Средняя школа №3» городского округа город Михайловка,
Волгоградской области
Исследовательская работа
«Святитель Лука Войно-Ясенецкий»
Автор проекта:
Сидоров Кирилл
Руководитель проекта:
Слепышева Галина Валентиновна
учитель начальных классов
г. Михайловка 2015 - 2016г
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя школа №3» городского округа город Михайловка
Волгоградской области
Паспорт исследовательской работы
Название работы:
«Святитель Лука Войно-Ясенецкий»
Руководитель исследовательской работы: классный руководитель Слепышева Галина Валентиновна
Участники исследовательской работы: Сидоров Кирилл
Тип работы: духовно-нравственный, социальный, исследовательский
Цель работы:
Способствовать духовно-нравственному воспитанию младших школьников. Воспитывать уважение и обращение взоров к доброму, вечному, благому.
Задачи работы:
Познакомить учащихся с жизнью и подвигами святителя Луки Войно-Ясенецкого, епископом русской православной церкви
Рассказать о деятельности этого святого
Создать условия для формирования представлений о добре и доброжелательности
Направление работы:
Ведущая идея проекта состоит в воспитании и формировании представлений о православии и подвигах во имя веры. А так же уважительного отношения к русской культуре и традициям.
Ресурсы:
- кабинет для проведения урока ОРКСЭ;
- компьютер с выходом в сеть интернет;
- духовная и нравственная литература;
- фотоаппарат

Нужно прививать им любовь к чистоте, святости,
благочестию. А об этом как раз меньше всего вы
заботитесь.
Святитель Лука Войно-Ясенецкий

Автор работы: Сидоров Кирилл, ученик 4 класса А
Руководитель работы: Слепышева Галина Валентиновна, учитель начальных классов, МКОУ «СШ №3» городского округа город Михайловка Волгоградской области
Исследовательская работа
«Святитель Лука Войно-Ясенецкий»

Методы работы:
Поиск информации о данном святом в Интернете, прочтение книг с описанием жизни святого.
Возрождение национальной культуры и исконных традиций, духовно-нравственных ценностей и православных святынь связано с сохранением нации и Отечества. Государство, Церковь, народ – та сила, которая способна бережно сохранить культурное наследие России и передать его будущим поколениям.
Сохранение общехристианской культуры, а значит и духовно-нравственных ценностей – это главная мировая проблема современности, ибо без прошлого нет будущего.
Обращение к духовным традициям русского народа поможет восстановить былую славу России.

Чрезвычайно важно, чтобы наряду с эти они познавали правду и истину, чтобы научились они Закону Божию и Заповедям Христовым…
Святитель Лука Войно-Ясенецкий

Врачи и священники всегда несли людям мир и добро, поэтому и заслужили любовь соотечественников на долгие века. В нашей же работе мы хотим рассказать вам о человеке, сумевшим объединить эти две профессии в одну…
Я, обучающийся 4а класса, МКОУ «СШ №3» г. Михайловки решил познакомить ребят нашего класса с историей жизни и деятельностью удивительного святого, работающего одновременно в церкви и, при этом, будущего успешным, талантливым врачом в области гнойной хирургии. Казалось бы как это возможно? Мне в руки попала замечательная книга В. А. Лисичкина «Лука врач возлюбленный» прочитав её, меня заинтересовала эта тема, и я решил, ещё больше узнать об этом святом, вот, что я узнал…

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий – доктор медицины, профессор, духовный писатель, архиепископ Русской Православной Церкви Лука, – родился 27 апреля 1877 года в г. Керчи в семье провизора  Феликса Станиславовича Войно-Ясенецкого, представителя обедневшего польского дворянского рода, и Марии Дмитриевны Кудриной, воспитавшей детей в православных традициях, несмотря на католическое исповедание своего супруга. Однако «наследственную» религиозность, «предрасположенность» к вере,  Святитель Лука Войно-Ясенецкий, по собственному признанию, получил именно от отца, ревностного католика, сумевшего, однако, уважительно отнестись к свободе выбора вероисповедания своими детьми.

Мы должны жить верой, надеждой и любовью:
это наша опора, этим мы должны дышать…
Святитель Лук Войно-Ясенецкий

Подрастая в семье, где, с одной стороны, близко стоял к медицине отец, и, с другой – активно занималась благотворительностью мать, Валентин Феликсович неизбежно проникался чувством сострадания к ближнему и страждущему, желанием помогать людям. Из автобиографии: «Мой отец был католиком, весьма набожным, он всегда ходил в костел и подолгу молился дома. Отец был человеком удивительно чистой души, ни в ком не видел ничего дурного, всем доверял, хотя по своей должности был окружен нечестными людьми. В нашей православной семье он, как католик, был несколько отчужден.
Мать усердно молилась дома, но в церковь, по-видимому, никогда не ходила. Причиной этого было ее возмущение жадностью и ссорами священников, происходившими на ее глазах».

Валентин Феликсович, всегда тяготевший к изобразительному искусству, сделал свой выбор не в пользу живописи, хотя помимо гимназии окончил школу рисования.
В 1898 году поступил на медицинский факультет Университета Святого Владимира в Киеве. Учился юноша прекрасно, занимался общественной работой, а по окончании курса изъявил желание получить практику земского врача, чтобы применять полученные знания там, где они всего полезнее и нужнее - непосредственно «в народе». И здесь он столкнулся с одной из основных проблем в излечении больных – загноением.

Сам Валентин Феликсович пишет: « во время вступительных экзаменов мной овладело тяжелое раздумье о том, правильный ли жизненный путь я избираю. Недолгие колебания кончились решением, что я не в праве заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей».

В конце 1904 года Валентин Феликсович обвенчался с сестрой милосердия Анной Васильевной Ланской, ставшей его верной спутницей и помощницей, подарившей мужу четверых детей.
В последствие  все они избрали для себя  медицинскую стезю: Михаил и Валентин – доктора медицинских наук, Алексей – доктор биологических наук, Елена – врач эпидемиолог. Внук Валентина Феликсовича, Владимир Александрович Лисичкин, – доктор экономических наук и кандидат философских наук, автор нескольких монографий, посвященных своему прославленному деду.
Затем перспективного и самоотверженного хирурга приглашают на должность земского врача в Симбирск и Ардатов, где он задумывается о научно-практической разработке методики применении местной анестезии из-за сложности употребления и опасных последствий для пациентов общего наркоза. С 1905 по 1907 годы Валентин Феликсович трудится в земствах Верхних Любаж и Фатежа Курской губернии, участвует в борьбе против разразившихся там эпидемий кори, оспы и брюшного тифа. В 1908 году Валентин Феликсович поступает в экстернатуру при хирургической клинике одного из пионеров антисептической хирургии, профессора Московского Императорского университета Петра Ивановича Дьяконова, где он занимался научными изысканиями в области проведения местной анестезии и подготовкой материалов для диссертации. По итогам исследования Валентин Феликсович сделал специальный доклад на заседании Хирургического общества в Москве 3 марта 1909 года. Однако по семейным обстоятельствам ему пришлось прервать академические штудии и вновь отправится в земские больницы сначала села Романовка Саратовской губернии, а в 1910 году и Переславль-Залесского Владимирской губернии, где он курировал городскую, фабричную, уездную больницы, а также военный госпиталь.

Результаты работ успешного хирурга регулярно публиковались в «Трудах Тамбовского физико-медицинского общества» и журнале «Хирургия», который редактировали П.И. Дьяконов и Н.В. Склифосовский



Каждый, оценивая происходящее, имеет в основе суждения свой опыт, вкладывающиеся в него воспитание, образование души и ума, привитое мнение близких людей и любимых авторитетов: в литературе, в культуре, в науке, в вере
Святитель Лук Войно-Ясенецкий

В 1916 году Валентин Феликсович защищает как диссертацию свою книгу «Регионарная анестезия», получив степень доктора медицины за разработку нового метода местной блокады проводимости нервной системы при операбельном вмешательстве.
В начале 1917 года, обнаружив у супруги симптомы туберкулеза легких и желая перевезти семью в более сухой и жаркий климат Средней Азии, Валентин Феликсович испрашивает себе перевод на должность главного врача Ташкентской городской больницы. Именно там его и застали революционные события 1917–1918 годов и ужасы Гражданской войны 1917–1923 годов. «В Ташкенте у нас была отличная квартира главврача при больнице, пять комнат, в которых, однако, мне самому нередко приходилось мыть полы из-за неизбежного при революции расстройства жизни» - писал он. 
В начале 1919 года Валентина Феликсовича впервые арестовывают из-за отказа выдать властям тяжело раненного казачьего есаула.
После допроса его отпустили, но эти события непоправимо ухудшили состояние Анны Васильевны, и она скончалась. Четверо детей, старшему из которых было 12, а младшему – 6 лет в дальнейшем жили под присмотром медицинской сестры больницы Софьи Сергеевны Белецкой

Скоропостижная кончина супруги сильно повлияла на мировоззрение Валентина Феликсовича, решительно укрепив его на религиозной стезе: помимо научной (принимал активное участие в создании Высшей медицинской школы, где преподавал анатомию, по настоянию декана Медицинского факультета Государственного Туркестанского университета П.П. Сиотковского, возглавлял кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии) и врачебной практикой, он становится активным мирянином. После одного из докладов о положении дел в Туркестанской епархии епископ Туркестанский и Ташкентский Иннокентий (Пустынский) предложил Валентину Феликсовичу стать священником, что последний воспринял как Волю Божью: уже через несколько

дней его посвящают в чтеца, певца и иподьякона, затем – в дьякона, а 15 февраля 1921 года – в иерея. С этого момента Валентин Феликсович приходит в больницу в рясе и с крестом, открыто молится.
После отъезда епископа Иннокентия из-за набиравшего обороты обновленческого движения в Средней Азии, Валентин Феликсович в 1923 году принимает монашеский постриг с именем Лука и назначается епископом Туркестанским. Параллельно с эти Валентин Феликсович вынужденно оставляет преподавание из-за протестного движения студентов, а вскоре он был арестован как сторонник Патриарха Тихона за свой призыв оставаться верными Патриарху и не сотрудничать с большевистской властью. В Ташкентской тюрьме он подготовил часть «Очерков гнойной хирургии». В свою первую ссылку Святитель Лука отправился через Москву, где органами НКВД было проведено следствие и определено место высылки – Енисейск, а затем Туруханск, и там епископ продолжал работать в местной больнице.

В Ташкент Святитель Лука Войно-Ясенецкий  вернулся лишь в 1926 году и вскоре попросился об увольнении «на покой», сосредоточившись на частной практике по приему больных на дому. Однако вскоре по явно сфабрикованному уголовному делу об убийстве профессора-физиолога И.П. Михайловского Святитель Лука был вновь арестован и отправлен в новую ссылку в Архангельск, продолжавшуюся до 1933 года. После своего освобождения Святитель Лука встречался с митрополитом Сергием: кафедры он не занял, видимо

считая более важным для общества свою врачебную деятельность, возможность передать молодому поколению свой обширный опыт, однако основать НИИ хирургии ему, к сожалению, не позволили.
В 1934 году Святитель Лука возвращается в Ташкент, а вскоре переезжает в Андижан, где он вновь оперирует, читает лекции и руководит отделением Института неотложной помощи. Там он заболевает лихорадкой и в результате осложнения слепнет на один глаз.

В 1937 году последовало новое уголовное дело против Святителя Луки, который всегда предельно откровенно (и публично) высказывался о своих политических и нравственных взглядах, обвиненного в антисоветской деятельности и убийстве пациентов. В 1940 году он был отправлен в очередную ссылку на 5 лет в Красноярский край, где во время войны был главным хирургом эвакуационного госпиталя, проводя самые сложные операции.
В 1942 году Архиепископ Лука получил представление Патриархии без отрыва от хирургии возглавить Красноярскую кафедру. В 1944 году Святитель был переведен на Тамбовскую епархию, а с 1946 года был назначен Архиепископом Крымским и Симферопольским

В 1946 году Валентин Феликсович за книги «Очерки гнойной хирургии» (1943) , (использующаяся до сих пор) и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» (1944) был  удостоен Сталинской премии первой степени, большую часть материального вознаграждения которой пожертвовал детским домам.

Святитель Лука скончался 11 июня 1961 года в День Всех Святых, в земле Российской просиявших, похоронен на городском кладбище Симферополя.
22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука определением Синода Украинской Православной Церкви причислен к лику местно чтимых святых. В 1996 году состоялось обретение святых мощей архиепископа Луки, которые сегодня находятся в Свято-Троицком женском монастыре.

В 2000 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий прославлен как исповедник святой) в сонме Новомучеников и Исповедников Российских. Совершать чудесные исцеления дается лишь апостолам Божиим или посланникам Божиим. Вы знаете, что святой дух наделил всех апостолов способностью исцелять людей. И Святитель Лука исцелял при жизни и после смерти.


Тропарь святителю Луке, архиепископу Симферопольскому. Глас 1
Возвестителю пути спасительного, исповедниче и архипастырю Крымския земли,
Истинный хранителю отеческих преданий, столпе непоколебимый,
Православия наставниче, врачу богомудрый, святителю Луко,
Христа Спаса непнрестанно моли веру непоколебиму
Православным даровати и спасение, и велию милость.

Молитвы к нему также позволяют людям исцеляться. Самое главное пожелание – чтобы люди искренне обращались к Святителю Луке с просьбами решить наши жизненные проблемы и проблемы со здоровьем, чтобы молились Господу Богу и соблюдали все евангельские заповеди, чтобы не только по большим праздникам шли в храм, но следовали путями Божьими ежедневно, ежечасно думая о Господе. И тогда все сбудется.
Жизнь Владыки была всецело посвящена служению Богу и ближнему.
Православная история знает совсем немного примеров такого сугубого подвига: святой великомученик и целитель Пантелеимон, святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан.
Но святитель Лука жил и подвизался на нашей земле, в наше время. И потому именно сейчас, когда очевидно духовное оскудение общества, когда в глазах многих обесценено самое сокровенное — вера, надежда, любовь, мы особенно пристально всматриваемся в его житие. Как он жил? Как боролся с неверием, косностью, ханжеством? Каким образом благодать Божия ввела его тесными вратами в Царство Отца светов?

О, всеблаженный испаведниче, святителю отче наш Луко,
Припадая к тебе, якоже чада отца молим тя: услыши нас грешных
И принеси молитву нашу к милостевому и человеколюбивому Господу, Ему же ты ныне в радости святых и слик ангел предстоиши.
Испроси у Христа Бога нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия.
Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней
И к вечному спасению полезная.
Скорбящим утешение, негодующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение,
Родителям благословение, чадом в стасе Господнем воспитание и научение.
Сирым и убогим помощь и заступление.
Подажь нам твое благословление, да избавимся от козней лукавого
И избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов.
Настави нас на путь спасения и моли о нас Бога,
В вечней жизни да сподобимся с тобой непрестанно
Славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Сятого Духа.
Емуже подабает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.

Целитель
Прихожанка храма Т.И. Иванова
Чествует мир православный рождение в Крымской Керчи
Врача богомудрого, славного, - Богом зажженной свечи.
Болезням телесным, недужным, всего он себя посвятил.
Любовь и заботу, так нужную простому народу явил.
Целитель двадцатого века – врачом и епископом был,
И нет на земле человека, который его бы не чтил!
Когда стон стоял над Россией – страдалицей русской землёй, -
Рушились храмы святые, и кровь проливалась рекой,
Когда, обезумевши, люди на Бога хулу возводили, -
Бездушные жесткие судьи расправу над верой вершили.
Истерзана матушка-церковь, кострами пылали иконы
Безвинные мучились жертвы, молчали российские звоны.
За веру терпел Он гоненья, бесстрашно, с крестом на груди.
А тюрьмы и ссылки, лишенья – этапы святого пути.
Безверье, как тяжкое бремя. В народ слово Божье нёс Он.
В тяжелое смутное время был дух его не побежден!
На Севере диком холодном, рядом со смертью Он был…
От смерти слепой и голодной Господь его верно хранил.
Любовью, добром удивляя, терпел нищету, клевету…
Жестоких клевретов прощая, приблизил Он многих к Христу.
Безропотно нёс заточенье Сибири – чужой стороны.
Дарил Он солдатам леченье, героям Великой войны.
Твой голос, Отче, мы слышим, великие подвиги чтим!
Из прошлого века ты вышел, народом российским любим!
Оплакан ты им же, Святитель… Зажгу у иконы свечу:
Моли о нас Бога, Целитель помощниче скорый, врачу!



Кондак, глас 1
Якоже всесветлая, добродетельми сияющи, был еси святителю,
Душу же равноангельну сотворил, сего ради святительства
Саном почется, во изгнании от безбожных много пострадал
И непоколебим верою прибыв,
Врачебную мудростию многия исцелил еси.
Темженыне честное тело твое от земных недр обретенное дивно
Господб прослави, да да вси верни вопием ти: Радуйся, отче
Святителю Луко, земли Крымская похвало и утверждение.


Заключение: В результате проделанной работы, я узнал о жизни и подвиге святого Луки, о великом труде врача и тяжёлой службе архиепископа. Несмотря на гонения и лишения святой работал, служил, даже, когда получал угрозы от правительства, он продолжал лечить больных в своей больнице и служить в церкви. Об этом я и постарался рассказать вам. Этот рассказ о великой воле, великом милосердии, великих страданиях, о великом человеке.
Учитель: Нас, людей, разделяют расстояния, границы, язык. Но нас объединяет Церковь, в лоне церковном преодолеваются все различия, расстояния и границы. И святым они не преграда, ибо святые наднациональны, они выше расовых различий. Они не делают дискриминаций и не лицеприятствуют.


Рефлексия после выполнения проекта:
Я (узнал, получил, приобрел, смог придумать, представить, изобразить, показать, вообразить)……………………………………………………………………………………………...
И мне захотелось…………………………………………………………………………………………………….
Мне удалось (понять, постигнуть, осмыслить, разобраться, уяснить, осознать, систематизировать разрозненные сведения)…………………………………
……………………………………………………. теперь я………………………………………………………………..
Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным,
Необыкновенным, странным, чудным, невообразимым, немыслимым, исключительным, выдающимся, незаурядным, феноменальным, редчайшим) в процессе работы было (стало)…………………………………………………
………………………………………………………..


Результаты исследовательской работы
Получение знаний на уроке ОРКСЭ



2. Встреча с библиотекарем КРЮКОВОЙ В. М.





Отзыв обучающегося о проделанной работе
Я, обучающийся 4а класса, МКОУ « СШ №3» г. Михайловки решил познакомить ребят нашего класса с историей жизни и деятельностью удивительного святого, работающего одновременно в церкви и, при этом , будущего успешным , талантливым врачом в области гнойной хирургии. Казалось бы как это возможно? Мне в руки попала замечательная книга В. А. Лисичкина «Лука врач возлюбленный» прочитав её, меня заинтересовала эта тема и я решил ещё больше узнать об этом святом.
В результате проделанной работы, я узнал о жизни и подвиге святого Луки, о великом труде врача и тяжёлой службе архиепископа. Не смотря на гонения и лишения святой работал, служил, даже, когда получал угрозы от правительства, он продолжал лечить больных в своей больнице и служить в церкви. Об этом я и постарался рассказать вам. Этот рассказ о великой воле, великом милосердии, великих страданиях, о великом человеке.
В 4 классе у нас появился новый предмет
« Основы религиозной культуры и светской этики»( ОРКСЭ) , на котором наш учитель, Слепышева Г.В. рассказывает много интересного и нового для нас. Но эта исследовательская работа меня очень заинтересовала и я принялся за дело. В. М. Крюкова, школьный библиотекарь, мне помогла подобрать интересный материал для исследования.
Мне очень понравилась эта работа. И теперь я знаю кто такой Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Какую пользу он приносил народу.