Технологическая карта урока математики на тему Представление целых чисел на координатной оси

Технологическая карта урока 53
Представление целых чисел на координатной оси




ФИО (полностью)
Степанова Галина Павловна


Место работы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым




Должность
Учитель математики


Предмет
математика


Класс
6


Тема и номер урока в теме
Представление целых чисел на координатной оси. Урок №1


Автор учебника
Математика. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин.


8. Цель урока: повторить правила действий над целыми числами, модуль числа, ввести понятие координатной оси; научить учащихся отмечать точки на координатной оси, определять координаты точек и расстояние между ними.
1) образовательные: повторить правила действий над целыми числами и модуль числа; ввести понятие координатной оси; научить учащихся отмечать точки на координатной оси, определять координаты точек и расстояние между ними.
2) развивающие: развивать мыслительные навыки, умения использовать знания в учебной деятельности,способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
3) воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, чувство уверенности в себе, уважительного отношения к выступлениям своих одноклассников, способствовать выработке положительных мотивов обучения, поощрять самостоятельность и инициативу

10.Тип урока: Урок изучения нового материала.
11. Методы обучения: работа у доски, фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа.
Оборудование: линейка, доска, мел, презентация, карточки трех цветов для рефлексии
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемый результат и уровень усвоения
УУД

1. Организационный момент
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, организует внимание детей

Включаются в деловой ритм урока.
Слушают учителя делают записи в рабочей тетраде




Личностные: мотивация учения.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Актуализация опорных знаний и способов действий.
1. Вы хорошо знакомы с понятием числа – главное в математике и изучили уже некоторые множества числе. Назовите записанные множества чисел: (Слайд2)
24, 567, 1, 2015, 49, 6, 12958 ( натуральные числа)
13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415, (дробные числа)
-11, 46, - 679, -123, 56, 0, -98 ( целые числа)
2. Как могут изображать натуральные числа ( в виде записи цифрами, на координатном луче с помощью точек)
3. Можно ли изображать дробные числа с помощью координатного луча?
4. Как изображаются целые числа ( в виде записи с помощью цифр и знаков)? Можно ли целые числа изображать также как натуральные с помощью координатного луча?
Учащиеся принимают участие в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Обучающие записывают в тетрадях число, классная работа, оставляя место для записи темы урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Познавательные: логические анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Целеполагание и мотивация
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Итак, как вы думаете какую проблему нам с вами предстоит разрешить на уроке? Выяснить можно ли изображать целые числа не с помощью записи цифр и знаков, используя знания об изображении натуральных чисел. Слайды3, 4 ( сведения из истории математики об изображении чисел египтянами, перуанскими инками, древними индейцами, арабами).
Давайте вспомним, как мы изображали натуральные числа в 5 классе.
( Фронтальная работа с классом)
1. Начертите в тетради луч , отметьте его начало, направление и единичный отрезок ( 1 клетка). Изобразите на луче числа: 3, 1, 5.(необходимо отметить точки и назвать их. Как называются числа соответствующие точкам (координаты). А сам луч - координатный
2. Изобразите числа 0, -1,-3. Нельзя на этом рисунке, т.к. луч ограничен слева
Учащиеся делают вывод, что нарисовать надо не луч, а прямую.

Обучающие записывают в тетрадях число, классная работа, оставляя место для записи темы урока.
Выполняют в тетрадях задание №1.
Отвечают устно на вопрос учителя

Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: «Представление натуральных чисел на координатном луче»
Изобразите прямую и отметьте на ней точку О соответствующую числу 0 так, чтобы прямая разбилась на два луча.
Какие числа расположены правее числа 0 вспоминаем ряд целых чисел? (положительные) отметим стрелкой положительное направление. Какие числа располагаются левее числа 0 в ряду целых чисел? (отрицательные). Чего еще не хватает на нашем рисунке, чтобы можно было изобразить любое целое число? (единичного отрезка) Отметьте единичный отрезок, соответствующий 1 клетке.
Итак, мы получили прямую, на которой можно изображать целые числа. Как называется эта прямая? Координатная ось.
Вывод: целые числа можно представлять с помощью координатной оси. Тема записывается в тетрадь. Слайд 5
Что же такое координатная ось? Слайды 6, 7
Как записываются координаты точек. Рассматриваем на слайде Слайд 8

Учащиеся выполняют задание учителя, отвечают на вопросы, делают выводы
Записывается тема урока.




Имеют представление о координатной оси об изображении целых чисел на координатной оси
текста, участвовать в диалоге.
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Физкультминутка
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Давайте немного отдохнем. Слайд 9
Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Раз – поднялись, потянулись,
Два – нагнулись, разогнулись,
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка.

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.




5.Первичное закрепление
Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для обучающей самостоятельной работы по новому материалу.
1. Давайте поработаем с учебником. Дома вам будет необходимо найти все новые определения и выучить. Стр. 74. Найдите рис. 29. Что изображено на этом рисунке?( координатная ось) В тексте учебника найдите определение выделенное кружочком и прочитайте. Стр. 75. Рассмотрим рис. 30. Опишите, что на этом рисунке вы видите. (координатная ось, отмечены точки соответствующие числам-4,4,7). Обратите внимание на выделенные ключевые понятия: положительная координатная полуось, отрицательная координатная полуось, координата.
2.Выполнить задание: Изобразите координатную ось и отметьте точки: F(-6), D(-4), C(-1),O(0), A(3) ,B(5) ,E(7).
Учитель обращает внимание на правильность изображения целых чисел. Правильность выполнения сверяют со слайдом. Слайд 10
3. Выясним как находится расстояние между числами. Глядя на слайд (слайд11), назовите расстояние от числа m до начала отсчета (3), от числа n (4. Обратите внимание, что расстояние и в том и в другом случае – число положительное, Это возможно когда мы находим модуль числа.
Слайд 12( рассматриваем, комментируем)
Вывод и запись формулы для нахождения расстояния: A(m), B(n), то AB= m-n. Слайд13.
Слайд 14- оформление записи вычисления расстояния между точками.
Учащиеся работают с учебником, устно отвечают на вопросы








Выполняют письменно задания, записывают формулу

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6. Контроль усвоения знаний, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление причины допущенных ошибок
1. Работа в парах ( контроль умения изображать целые числа): Учащиеся составляют задание друг для друга- отметить на координатной оси числа Выполняют задание, обмениваются тетрадями и выполняют взаимопроверку. Заканчивают работу по сигналу учителя
2. Математический диктант (фронтальная работа с классом, выполняется самопроверка): Слайд15- задания. Учитель просит выбрать и выполнить те задания, которые выполнить в состоянии
1. Изобразите точки с координатами: A(0), B(-1), C(-4), D (4). Какая из этих точек расположена ближе всего к точке M (-6)? (ответ С)
2. Найдите расстояние между точками A(-3) и B(5)
(ответ 8)
3. Сколько точек с целыми координатами расположены на координатной оси между точками D(-6) и K(2) (ответ 8, 0 не является целым числом)
Слайд16. Учащиеся сравнивают полученные ответы
Учащиеся выполняют
Задания осуществляя
самопроверку


Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение.

7. Рефлексия(подведение итогов урока).
Зафиксировать новое содержание урока, организация рефлексии, самооценки учебной деятельности учащихся
Назовите ключевые слова урока.
Где в жизни вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока? – Оцените свою работу с помощью сигналов светофора(карточки трех цветов имеются на партах):
-поднимите красную карточку те, кто не научился изображать вообще целые числа;
- поднимите желтую карточку те, кто в ходе выполнения заданий допускал ошибки;
- поднимите зеленую карточку те, кто усвоил все понятия и справился с заданиями без ошибок Наш урок подходит к концу. Запишем домашнее задание

Учащиеся высказывают свои мнения.


Регулятивные:
оценивание собственной деятельности на уроке.


8. Информа-ция о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Слайд 17. Домашнее задание: п. 2.12. (читать и учить основные понятия), №390, № 391- это задания, которых необходимо изобразить целые числа и вычислить расстояние между точками. Дополнительно №395 ( на смекалку)

Учащиеся записывают в дневники домашнее задание
































Root Entry