Проект Поможем пернатым друзьям


Название проекта: «Поможем пернатым друзьям!»
Тип проекта: информационно-исследовательский
По продолжительности - краткосрочныйВозраст участников: учащиеся 3 класса, родители
Актуальность проекта:
     Учащиеся 3 класса задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в нашей деревне? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы.      
        Таким образом,  регулярная  длительная подкормка на зимних кормушках приводит к увеличению числа посещающих их птиц и не дает погибнуть от холода и голода зимой, что и определило цель нашего исследования.
Цель работы:  изучение образа жизни и поведения зимующих птиц.
Задачи:
-изучить птиц, посещающих кормушку: их повадки и особенности питания;
- собрать и изучить материал о кормушках и корме для птиц;
- обратить внимание населения к проблеме сохранения птиц;
-проанализировать особенности различных кормушек и посещаемость их птицами
-провести наблюдения: какой корм любят птицы;
-сделать выводы.
Методы:
- метод наблюдения;
- метод опроса;
- метод сравнения,
- метод анализа и обобщения;
- математический метод (учет количества птиц).
Объект исследования: зимующие птицы.
Предмет исследования: зимующие птицы на кормушке.
Гипотеза: если каждый человек не останется равнодушным, смастерит кормушку и регулярно будет подкармливать птиц, то птиц, погибающих от холода, станет зимой меньше.
Сугробами засыпаныБугры, дворы, дорожки,Не могут пташки отыскать.
Ни зернышка, ни крошки. И вот летают все слабейВорона, галка, воробей…
Скорей на помощь, дети!Вот в этот самый трудный часСпасенье птицы ждут от вас.Кормите их! Согрейте! Повесьте домик на суку!Рассыпьте крошки на снегу,А то и манной кашки.…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,Взлетят пернатые друзья.
И пропоют, чирикая:“Спасибо вам великое!”
Строки этого стихотворения стали девизом проектной работы этой зимой.
В декабре мы вместе с  детьми и родителями  провели Акцию «Поможем пернатым друзьям!»
Проводилась  она  в целях дальнейшего развития направления экологического воспитания детей, формирования экологической компетентности и культуры подрастающего поколения через организацию практической деятельности по защите окружающей среды и оказанию помощи птицам.    1. Задачи Акции:
- направить деятельность детей и взрослых на повышение эффективности зимней подкормки птиц;- привлечь внимание детей и взрослых к проблемам птиц, зимующих на территории нашей деревни;- популяризировать у детей знания о многообразии и особенностях жизни птиц нашего края.- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
Начался месяц январь.  Зима прочно вступила в свои права. Крепчают морозы, земля покрыта снегом, пруды и реки закованы льдом. В ясные зимние дни на ветвях деревьев серебрится мохнатый иней.
На карнизе сидят нахохлившиеся голуби, копошатся, что-то ищут в снегу воробьишки, снуют по подоконникам синички. Когда выходите на прогулку, захватите с собой немного семечек, хлебных крошек или горсточку пшена. Насыпьте этот корм в кормушки.
Этапы реализации проекта
Раздел программы Этапы реализации Сроки реализации
Теоретический I. этап-подготовительный-Обсуждение цели и задач с детьми и родителями.
-Создание необходимых условий для реализации проекта.
-Сбор и изучение информации о видовом составе и зимней подкормке птиц.
-Стихи о зимующих птицах. Декабрь 2015г.
Практический раздел
II. этап-основной (практический)
-Изготовление совместно с родителями кормушек;
-Размещение кормушек;
-Уход за кормушками;
-Подкормка и наблюдение за птицами;
-Фотовыставка;
Выставка детских работ (рисунки-раскраски);
-Развитие речи;
-Составление мини-рассказов по теме: «Как помочь птицам зимой».
-Ознакомление с художественной литературой: В. Бианки «Сова», «Чей нос лучше» И. Тургенев «Воробей», И. Поленов «Синичкины кладовки», С.Я.Маршак «Где обедал воробей», Г.Серебрицкий «Берегите птиц», загадки и стихи.Фигурки птиц, сделанных из пластилина, рисунки зимующих птиц, аппликации на тему: Зимующие птицы.
Подвижные игры:
«Совушка», «Перелет птиц», «Коршун и курица», «Собачка и воробьи», «Воробышки и автомобиль», Птички в гнездышках», «Синичка», «Птички и кошка», «Прыгающие воробышки», «Совушка-сова», «Мудрый филин», «Ворон», «Птичка на дереве, собачка на земле»Январь 2016г.
,
Наблюдение Подсчитывать число птиц, прилетающих к кормушке в течение одного часа. Итоговый раздел
III. этап-заключительный-Обработка результатов по реализации проекта.
-умение классифицировать зимующих и перелётных птиц;
-различать птиц по внешнему виду;
-узнавать и называть зимующих птиц;
-знать, как правильно наблюдать за птицами у кормушки;
Презентация проекта;
-Фотоконкурс;
-Анализ полученных результатов, сравнение того, что получилось с тем, что было задумано.
Оценить пользу проведенного творческого дела.
Февраль 2016г.
Введение
Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодные птицы сильно страдают от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм.
Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция.
 Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться.
 Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. «Голод – не тетка», и он заставляет на определенное время забыть о естественной осторожности.
Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей.
 Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнали о различных видах птиц нашей местности, характерные особенности внешнего вида и поведения. Дети учились заботиться о птицах, испытывая, при этом, радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.
Наши учащиеся охотно участвовали в организации и проведении подкормки зимующих птиц: изготовили совместно с родителями кормушки, приняли участие в создании и распространении на нашей улице листовок, призывающих, не оставлять птиц в беде во время зимних холодов, показав всю фантазию, воображение и творчество, собрали корм и разработали «птичье меню».
Птицы – это важная часть живой природы. Они очень чувствительны к состоянию нашей окружающей среды. Ведь почти все изменения в природе сразу же отражаются на них, тем более негативные. С приходом холодов, перелетные птицы улетают в жаркие страны, но есть птицы, которые остаются зимовать с нами. Вот для этих птиц, которые остаются в нашей местности – зима самое страшное и трудное время года. Как только промерзает почва и выпадает первый снег, им становится трудно отыскивать себе корм, в этот период им очень нужна и важна подкормка. Подкормить птиц зимой – значит спасти от верной гибели тысячи пернатых друзей, а также дать им возможность дожить до долгожданной весенней капели. Птицам страшен не только холод, но и снежный покров, так как под снегом остается почти все, чем они питаются.
Например, синица тратит зимой на поиски корма в двадцать раз больше времени, чем в другое, теплое время года. Поэтому снежную зиму переносят из десяти синиц только две-три.
Многим зимующим птицам трудно добраться до корма, ведь зимний день так короток, и времени очень мало на то, чтобы набраться сил и энергии. И уж совсем становится трудно отыскать корм, когда наступает гололедица. Ледяная корка покрывает все кругом, даже ветки деревьев. Этот период зимы для них один из самых трудных. Именно тогда- то они и гибнут. Только человеческое доброе отношение к ним спасает их от смерти в это трудное время года.
Этапы работы
Теоретический
Задачи: закрепить представления школьников о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полёте.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души
Вместе сохраним.
Тогда мы на земле
И сами сохранимся.
П. Старшинов.
Птицы - это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, деревень. Песни птиц звучат круглый год, голоса их слышны днём и ночью.
Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана. Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и пустыни.
В нашей деревне с человеком зимуют в основном воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны дятлы. Зимуют не все птицы, а только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях, так как месяц январь этой зимой выдался холодным и снежным, а птицы довольно успешно могут пережить холодную зиму в том случае, если вокруг много подходящего корма. Все мы должны помочь птахам перезимовать, строя и развешивая кормушки.
Я весь день ловлю жуков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый…воробей

Трещала с самого утра
«Пора-р-ра! Пора-р-ра!»
А что - пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … «сорока»
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд- приятель!»
И ставит подпись… «дятел»
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся дрожа
Очень уж суровы
Филины и …совы.

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Завертелась, как волчок.
Прыг-скок, прыг-скок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку.
И с дорожки-на плетень,
Тири-тира, тень-тень-тень!

Не зря прилетают
Зимой снегири.
Горят на снегу они
Как фонари
.

К нам с ветрами прилетели
Стайки ярких свиристелей.
Прилетели свиристели,
Песню севера запели.
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре,
Все обозы прошли, все подводы.
Суетится она на заборе,-
Горе ей, настоящее горе!

Голуби, голуби
Раз, два, три…
Прилетели голуби-сизари.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце ест
И для птиц тепло.
А. Яшин
Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме, как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье). А кто еще переодевается зимой в теплые зимние шубки? (Звери – зайцы, лисы, волки) И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они!
Наверное, ты часто видел, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? Оказывается, птицы не летают в мороз,  потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.
Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.
А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Зачем же птичке это нужно? Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.
Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках – холодно им там! Они прячутся в дупле, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла.
Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших погодных условиях.
Птицы.
Спозаранок скачут птицы. По заснеженным ветвям – Желтогрудые синицы Прилетели в гости к нам. «Тинь-тень, тили-тень, Всё короче зимний день – Не успеешь пообедать, Солнце сядет за плетень. Ни комарика, ни мушки. Всюду только снег да снег. Хорошо, что нам кормушки Сделал добрый человек.