Акция Поможем нашим пернатым друзьям


Акция «Поможем нашим пернатым друзьям»
Девиз: «Спешите делать добро».
Цель: дальнейшего развития направления экологического воспитания детей, формирование экологической компетентности и культуры подрастающего поколения через организацию практической деятельности по защите окружающей среды и оказанию помощи птицам в зимнее время.
Задачи:
- привлечь внимание учащихся к проблемам птиц, зимующих на территории города;
- популяризировать у воспитанников знания о многообразии и особенностях жизни птиц нашего края;
- воспитание доброты, чуткости, желания помогать в трудных зимних условиях птицам;
- участие в общественно-значимой деятельности;
- развитие детской инициативы в заботе и внимании по отношению к пернатым друзьям.
Участники акции: учащиеся 6 б класса ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33 города Ставрополя», классный руководитель.
Порядок проведения акции:
I этап: тематический классный час на тему: «Зимующие птицы. Как им помочь?»
II этап: операция «Птичья кормушка» (изготовление кормушек для птиц, развешивание их в лесу).
III этап: подведение итогов, результаты акции (рисунки учащихся).
Ход проведения акции
I этап: тематический классный час на тему: «Зимующие птицы. Как им помочь?»
Заколдован невидимкой,
дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
повязалася сосна
(С. Есенин)
Учитель: Ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие по зимнему лесу, поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Как называют таких птиц?
Дети: Зимующие птицы.

Учитель: Верно. А нужны ли, вообще, птицы в природе? Для чего?
Дети: Они создают красоту природы. Являются санитарами леса, способствуют размножению растений.
Учитель: Правильно. А каких зимующих птиц вы знаете и можете увидеть в лесу?
Отгадайте загадку – о ком идет речь?
Хоть я не молоток – по дереву стучу;
В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной, и акробат прекрасный.
Кто же это, ребята? Вы догадались?
Дети: Это дятел.
Учитель: Конечно, дятел, посмотрите на слайд. Это очень красивая птица: перья красные, желтые, черные и белые. Клюв у птицы прямой, граненый. Ребята, а что интересного вы знаете об этой птице?
Дети: Язык у дятла липкий и имеет на конце маленькие щупики, может высовываться изо рта на 10 – 12см.
Учитель: Как внимательный, врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров.
Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он еще и плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел; и его дупла служат домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, горихвостки, синицы и многие другие очень полезные птицы.
Послушайте голоса птиц и попробуйте отгадать, что это за птичка?!
(звучит запись «Голоса птиц»)

Учитель: Ребята, догадались - кто это выводит протяжно и звонко в солнечный полдень свою песенку: «Синь-синь-синь»?
Дети: Синичка.
Учитель: Верно. Она как будто поет вам:
Скинь кафтан, скинь кафтан.
Пусть я птичка-невеличка.
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода, прямо с севера сюда!
Учитель: А что, ребята, вы можете рассказать о синичке?
Дети: Синицу можно увидеть не только в лесу, но и в городских парках, она - маленькая, как воробышек. У нее черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Синичка охотно поселяется в старых хвойных лесах. Место для гнезда выбирает в гнилом пне или занимает пустые дупла, сделанные лесным плотником – дятлом. Зимой охотно поедает семена ели, сосны и других растений.
Учитель: Ребята, а как зовут эту птицу?
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды:
С первым снегом тут как тут.
Дети: Снегирь.
Учитель: Верно, снегирь. Я думаю, что вы сразу узнали его по красной грудке. Расскажите, что вы знаете об этой птице.
Дети: Снегирь - частый гость зимой в наших лесах. Не случайно его имя связано с первым снегом. У него толстый черный клюв. Им он вылущивает семена ягод черемухи, можжевельника и рябины. Охотно поедает семена ольхи и березы. Голос у него скрипучий «жи-ши», вместе с тем он издает и мягкие звуки «фю-фю» («фьи-фьи»).
Учитель: А сейчас попробуйте узнать зимующих птиц по описанию. Слушайте внимательно.
Замечательны эти птицы тем, что вьют свои гнезда зимою. А в лютую январскую и февральскую стужу выводят в этих гнездах птенцов. Их гнезда трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев.
Единственный корм этих птиц – еловые и сосновые семена, которые они ловко добывают своим крестообразным клювом. Сидит себе самка в гнезде и высиживает яйца. Появляются клестята. А самка положения не меняет – самец ее кормит. Кто эти птицы?
Дети: Это клесты.
Учитель: Верно. А вы знаете о том, что эти птицы считаются святыми. Они прилетели и выдернули своими клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. Так гласит старинная легенда. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов у птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью стали красными.
А что это за стайка маленьких, сереньких птичек сидит на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на голод: «чуть-жив, чуть-жив»?
Дети: Это воробьи.
Учитель: Верно. Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями. Как вы думаете, ребята, может воробьи – ненужные, бесполезные птицы?
Дети: Нет, они главные защитники – сторожа городских парков и садов. Свое многочисленное потомство они выкармливают насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку.
Учитель: Ребята! Ответьте на вопросы викторины и узнаете, какие ещё птицы у нас зимуют, а также я проверю какими внимательными вы были.
1) У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)
2) Какую птицу в народе называют воровкой? (сороку)
3) Вьют ли наши перелётные птицы на юге гнёзда? (нет)
4) Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы?
(вороний глаз)
5) Какие птицы выводят птенцов зимой? (клесты)
6) Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерева, рябчики)
7) Какая птица к зиме белеет? (белая куропатка)
8) Какие птицы очень любят ягоды рябины и калины? (снегири, свиристели)
9) Любимая еда синицы? (несолёное сало)
939800185420Учитель: Как вы считает, ребята, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему?
Дети:Голод. Зимой нет насекомых, кушать им нечего.
Учитель: Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма.
10088221258957В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время. Для этого мы сегодня с вами изготовим кормушки, а потом развесим их. Но сначала давайте посмотрим, какие бывают кормушки.
(учитель вместе с учащимися рассматривает слайды и обсуждает различные виды кормушек)
Учитель: Ребята, а где надо развешивать кормушки?
Дети:Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Кормушку хорошо установить на балконе квартиры. Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой.
Учитель: Для различных видов птиц нужны различные корма. Клесты питаются только сосновыми или еловыми семенами. Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток.
Для птиц, которые прилетают к вам на кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью.
Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овес едят овсянки, воробьи, если нет ничего лучше, синицы. Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев. Семена репейника – основной корм щеглов. Семена крапивы охотно едят все зерновые птицы. Семена крапивы, репейника, конского щавеля, лебеды собирают в августе–сентябре, пока они еще не осыпались. Для заготовки семян срезают всё растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.
Ребята, вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Послушайте стихотворение «Поделитесь с птицами едой».
Ученик 1:
Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнутся.
Ученик 2:
Поделитесь с птицами едой,
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той
И в груди - у вас не камень.
Ученик 3:
Поделитесь с птицами едой,
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись талою водой
До своих гнездовий шумной стаей.
Ученик 4:
Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну, а с песней жить – то интересней,
До ста лет всё будешь молодой.
Поделитесь с птицами едой!

Учитель: Наш классный час подошел к концу. Ребята! Будьте добры и внимательны, заботьтесь о наших пернатых друзьях - помогайте птицам в трудных зимних условиях. Делайте добро и, оно вернется к вам! Помните, что без добрых дел нет доброго имени.
II этап: операция «Птичья кормушка» (изготовление кормушек для птиц, развешивание их в лесу).
11 декабря 2015 года, после проведенного классного часа, посвящённого проблемам птиц зимой, на котором учащиеся отгадывали загадки, беседовали о зимующих птицах, читали стихотворения, слушали голоса птиц, разгадывали викторину, классный руководитель с учащимися поставили перед собой: цель помочь зимующим птицам. Для этого они изготовили кормушки для птиц. Это были самые простые кормушки из пластмассовых бутылок, но все они выполнены с любовью и заботой о замерзающих и голодных пташках.




После уроков все дружно отправились в Мамайский лес, развесили кормушки и насыпали в них корм птицам.




III этап: подведение итогов, результаты акции (рисунки учащихся, листовки).
Цель и поставленные задачи акции были выполнены. Дети с большим желанием откликнулись на участие в акции «Поможем нашим пернатым друзьям».
Учащиеся проявили заботу к зимующим птицам - изготовили кормушки, принесли корм птичкам, и изъявили желание почаще участвовать в подобных акциях – предложили сделать кормушки и развесить во дворе школы, чтобы систематически подкармливать пернатых друзе.
Свои впечатления об акции, свои эмоции ребята отразили в рисунках и листовках: «Помоги зимующим птицам!».
Рисуем зимующих птиц.
1441453445814205234767588572002624145581


Для изготовления листовок понадобился цветной картон, клей, ножницы и, конечно же, фантазия! Пришлось немало потрудиться, но зато в итоге получилось замечательно! Затем мы развесили листовки, призывающие позаботиться о птицах, по микрорайону школы.
205803534397953866168551
4508570485
-45178873867067
-2419985407891
ВЫВОДЫ
900016824561Акция «Поможем нашим пернатым друзьям» позволила научить детей заботиться о птицах, испытывая, при этом, радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели зимой.
Учащиеся: Человек должен быть благодарен птицам и постоянно заботиться о них. Зная, как тяжело птицам зимой, мы, ученики 6 класса, считаем своей задачей помочь им выжить в зимнее время года. Призываем всех быть активными в акции «Поможем нашим пернатым друзьям».

Классный руководитель: Подобные акции необходимы.
Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Наши воспитанники охотно участвовали в организации и проведении подкормки зимующих птиц: изготовили кормушки, приняли участие в создании и распространении в микрорайоне листовок, призывающих, не оставлять птиц в беде во время зимних холодов, показав всю фантазию, воображение и творчество, собрали корм и разработали «птичье меню».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша идея провести акцию «Поможем нашим пернатым друзьям» замечательна! Глаза учащихся сияли от радости, гордость переполняла их души за такое доброе дело. Можно с уверенностью сказать, что эти дети будут всегда помогать «братьям нашим меньшим» и никогда не обидят их!
Ребята! Давайте творить добро все вместе!