Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности на тему: «Космическое путешествие (старшая группа)


Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности
Тема: «Космическое путешествие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественное-эстетическое развитие», «Физическая культура»
Цель: способствовать развитию связной речи у детей
Задачи:
-совершенствовать умение отвечать на конкретные вопросы, используя полученные знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира;
- совершенствовать умение звуко-буквенного анализа;
-способствовать развитию памяти в процессе составления мнемотаблиц и заучивания стихотворения;
-способствовать развитию мелкой моторики рук в процессе применения техники рисования «Гравюра на картоне»
- способствовать развитию двигательно-игровой активности;
- создание ситуации успеха; воспитание чувства взаимопомощи;
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Деятельность детей
1.Мотивационно-побудительный Воспитатель включает фонограмму космической музыки. Столы расставлены в виде ракеты.
На столах лежат листочки с цифрами от 1 до 9. Графическое упражнение «Соедини по точкам».
Воспитатель спрашивает детей, о чем сегодня пойдет речь.
Воспитатель создает проблемную ситуацию, требующую разрешения: включает запись, где инопланетяне просят ребят прилететь на планету, чтобы научить их разучивать стихотворение (только тогда им разрешат праздновать День Космонавтики)
Воспитатель предлагает отправиться в космос и узнать, что находятся за облаками нашей планеты.
Дети входят под музыку, рассаживаются.
Дети соединяют точки (от 1 до 9) и получают ракету
Дети участвуют в диалоге, высказывают свое мнение.
Дети смотрят запись на компьютер.
Дети принимают решение лететь на неизвестную планету.
2.Организационно-поисковый 1 часть.
Каким должен быть космонавт? Воспитатель называет качества, а ребята к каждому слову подбирают другое слово, обозначающее противоположное качество.
РЕЧЕВАЯ ИГРА «Скажи наоборот»:
Ленивый - трудолюбивый
Злой – добрый
Слабый- сильный
Медлительный - быстрый
Неряшливый - аккуратный
Грустный - веселый
Нервный - Спокойный
Старый - молодой
Трусливый – смелый
Неуклюжий - ловкий.
РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ
Подбери признак: космонавт – какой (отважный, смелый….)
Подбери действие: ракета – стартует, взлетает, стыкуется….
Воспитатель спрашивает, хотят ли дети стать космонавтами? (уточнение знаний о космосе)
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Транспорт космонавта
Одежда космонавта
Как называется спутник Земли, который мы можем наблюдать каждую ночь
Почему так называется: планетоход
Назови имя и фамилию первого космонавта Земли
Вокруг чего вращаются все планеты солнечной системы
Почему так называется6 луноход
Клички собак, которые первыми полетели в космос
Профессия человека, который летает в космосе
2 часть.
Воспитатель предлагает полететь на планету, так как ребята готовы к космическому путешествию.
П/и Космонавты»
Ждут нас быстрые ракеты.
Для полета на планеты.
На какую захотим.
На такую полетим!
Но в игре один секрет.
Опоздавшим места нет.
Воспитатель говорит детям закрыть глаза и сказать: «Поехали ». Игра «Обратный счет»
Воспитатель (мы покидаем пределы атмосферы) предлагает детям одеть скафандры и сесть на свои места в космической ракете.
Появляются инопланетяне. Воспитатель предлагает показать инопланетянам, как ребята учат и читают стихотворения.
Что помогает нам читать стихотворение? Наши помощники схемы.
В. Степанов «Космонавт»
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля, горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
Воспитатель напоминает ребятам, что они так и не знают на какой планете живут инопланетяне (планета Марс)
Игра «Предмет, слово, схема»
Сколько слогов?
Сколько звуков в слове?
Сколько гласных?
Сколько согласных?
Сколько глухих согласных?
Сколько звонких согласных?
Твердых?
Мягких?
Инопланетяне благодарят ребят. Теперь они тоже могут запоминать стихотворение и праздновать День Космонавтики.
Дети слушают, отвечают на вопросы
Дети передают мяч по кругу, отвечают на вопросы, основываясь на имеющиеся представления; вспоминают ранее усвоенное.
Дети идут по кругу, повторяя слова; бегут в ракеты (обручи) парами, становятся спинами друг к другу, закрывают глаза.
Дети считают 9….1. пуск.
Дети изображают как они надевают скафандры и садятся на сои места.
Дети заучивают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Самостоятельная работа детей. Заучивание наизусть. Повторное чтение с установкой на запоминание (3-4 раза)
Каждый ребенок повторяет одну и туже строчку с разной интонацией.
Дети делают фонетический разбор слова МАРС (1 слог, ударный, 1 – гласная, 3 – согласных твердых, 2-звонкие,1 - глухая)
Дети прощаются с инопланетянами.
3.Рефлексивно-
корригирующий Воспитатель предлагает вернуться на Землю.
Физкультминутка.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
Раз, два – стоит ракета.
Три, четыре – самолет.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый сет:
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире:
Раз, два, три, четыре –
И на месте походили.
Практическая деятельность.
Воспитатель предлагает сделать картину «Космос»
Гравюра - вид графики, который можно повторять, делая оттиски. Каждая страница книг, которые мы читаем, тоже отпечатана, но гравюрой мы называем только рисунок. По-французски “гравер” означает “вырезать”. Гравюру на дереве называют ксилографией, на камне — литографией, на линолеуме — линогравюрой, на металле — офортом, на картоне – гравюра на картоне.Гравюра на картоне:
На картон наклеиваются отдельные элементы рисунка различной фактуры. Можно использовать картон, ткань, кружева, различные крупы, высушенные травы, цветы и т.д.
После этого на картон с приклеенными деталями валиком наносится краска (гуашь, акварель, масляная)
Затем сверху накладывается бумага
Натирается ложкой, для получения оттиска. Рисунок получается на бумаге.С этого картона можно сделать несколько оттисков.
Воспитатель хвалит детей, за замечательную работу, которая у них получилась.
Воспитатель отмечает, что инопланетянам бы понравились бы эта работа, космос получился настоящий. Мы сфотографируем эту работу и отправим на планету Марс, чтобы порадовать инопланетян.
Воспитатель предлагает в свободное время нарисовать загадки про космос и загадать своим друзьям.
Предлагает некоторые загадки.
Чтобы глаз вооружить. И со звездами дружить, млечный путь увидеть чтоб, Нужен мощный… (телескоп)
На корабле воздушном, космическом, послушном Мы, обгоняя ветер, Несемся на…. (ракете)
У ракеты есть водитель – Невесомости любитель. По-английски «астронавт», А по-русски -….. (космонавт)
Самый первый в космосе летел с огромной скоростью. Отважный русский парень, Наш космонавт…. (Гагарин)
Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят – ей не до сна. В небе светит нам…. (луна)
Планета голубая, любимая, родная. Она твоя. Она моя. А называется -….. (Земля)
Он дружит с ветром и водой. Она – с Полярною звездой. Никак не могут встретиться медведь с большой …..(Медведицей)
Специальный космический аппарат. Сигналы на землю он шлет всем подрят. И как одинокий путник, летит по орбите…. (спутник)
В космосе сквозь толщу лет ледяной летит объект. Хвост его – полоска света. А зовут объект -….. (комета)
Что видим мы, взглянув в оконце? Нам ярким светом светит….. (солнце)
Воспитатель подводит итоги НОД: Что понравилось больше всего? Какую тему повторяли? Что научились делать? Что показалось сложным?
Детям раздаются наклейки «Молодец» - подарки от инопланетян
Дети выполняют движения соответственно тексту стихотворения:
Дети поднимают руки вверх, соединяют над головой.
Разводят руки в стороны.
Один хлопок в ладоши.
Прыжки руки в стороны – вниз.
Ходьба на месте.
Детям грустно, что космическое путешествие закончилось
Дети переходят в рабочую зону и делают картину» Космос» в нетрадиционной технике рисования «Гравюра на картоне»
Дети высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы, своего эмоционального состояния.