История моей семьи. Семейный праздник Моя родословная


Составила:
Малышева Валентина Николаевна,
Учитель МБОУ СШ № 17
г Красноярска
История моей семьи.
Семейный праздник «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»
Оформление класса:
На доске эмблема праздника- «Родословное древо»,
рядом плакат с надписью: «Моя семья- моя Россия»,
на стенах размещаются родословные, оформленные каждой семьёй.
У каждого участника праздника- эмблемы, изготовленные для себя и родителей. На эмблеме нарисовано древо с фотографией и написано название команды.
На столах около одной стены оформлена выставка семейных реликвий. (Возможно, рушники, одежда, шали, посуда, украшения и т. п.)
Стулья расположены рядами, в виде буквы П.
В одном конкурсе участвуют не более 2-3 семей, каждое выступление не более 3 минут.
Отмечаются все команды. Это не соревнование, а праздник для всех. Все на равных позициях.
ХОД ПРАЗДНИКА.
Под задорную русскую народную мелодию все участники праздника занимают свои места. Семейные команды сидят в одной группе.
Ведущий-учитель. (В-У)
Добрый день! Приветствую всех участников нашего семейного праздника «Моя родословная» он проходит под девизом…
ДЕТИ (хором) « МЫ УМЕЕМ ПРЕДКАМИ ГОРДИТЬСЯ!!!»
(В-У) В нашем классе немало замечательных традиций. Сегодня рождается новая – в празднике участвуют семейные команды.
Все конкурсы будет оценивать жюри. Пусть решения и оценки будут добрыми и справедливыми.
Символом игры будут аисты в гнездышке. Пусть они принесут всем-всем счастье и удачу.
ПЕРВЫЙ КОНКУРС НАЗЫВАЕТСЯ «ТВОЕ ИМЯ»
Родился ребенок. Родители дают ему имя.
РЕБЕНОК 1. Что имя-звук, оброненный случайно.
В котором нет ни смысла, ни значенья?
Конечно, нет.
И в именах есть тайна.
И таинство есть имянареченье.
РЕБЕНОК 2. И вот мы сами , силами своими,
Осознаем в начале нашего века.
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.
(В-У) А знаете ли вы о происхождении вашего имени?
Что оно означает?
ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Вас приветствует команда… ( у команды стоит табличка с названием команды) Ребята этой команды добавляют: « РОДНЯ»
Дети рассказывают о своем имени: (например: меня зовут Юля-Юлия. Это греческое имя. Означает «ВОЛНИСТАЯ», «ПУШИСТАЯ»)
Аналогично проходит представление команды «РОДИЧИ» (В случае затруднения могут помогать родители)
При подведении итогов учитывается время и правильность информации. Нужен секундомер.
В-У У наших детей прекрасные, благозвучные имена.
А вот какую историю описал в своем шутливом стихотворении Юрий Благов
Ребенок 1
Дед, стараясь для внучонка,
нахватал из разных мест
ряд имен, звучащих звонко:
Говий… Муций… Свен… Овест…
Ребенок2.
Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
- Назовем посовременней-
Гелий… Атом… Космодром…
Ребенок 3
Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Эдвин… Мельвин…Сельвин… Джон…
Ребенок 4
Бабка с нехристями знаться
Не желает, и сама
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой… Сысой… Кузьма…. Фома…
Ребенок 5.
Сочинительством премудрым
Занимались вчетвером.
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.
(В – У) Как вы думаете, почему спорщикам удалось договориться?
(Ответы детей)
Звучат веселые песни о маме и папе.
Жюри подводит итоги.
Ведущий. Начинаем второй конкурс.
«А вы откуда родом?»
Имя вам дали родители. Отчество-от отца. А фамилия??? К вашему отцу она перешла от деда, к деду от прадеда. Но кто же первый в роду так назывался и почему?
Ребенок 1.
В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых…
Ребенок 2
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селедкин, Мышкин, Телкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин.
Ведущий.
Сейчас мы с вами попадем в театр- импровизированный, но все же театр. Команды представляют нам сценки. Из них станет ясно, откуда по их мнению и мнению родителей, произошли некоторые фамилии.
(Выступление команд:
«РОДНЯ»
(сценка «Заседание земской управы»)
«РОДИЧИ»
(сценка «Волчица и Охотник») – см. приложение 1.
Жюри подводит итоги второго конкурса.
Ребенок 1
ТРЕТИЙ КОНКУРС называется
«МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»
«Молодая бабушка»,- люди говорят,
Я за нашу бабушку очень-очень рад.
Я, ребята, бабушке не грублю,
Потому что бабушку я люблю.
Ребенок 2.
Будем нашим бабушкам
Помогать с тобой.
Улыбайся, бабушка,
Всегда будь молодой!
(Ритмический танец для детей и родителей).
Ведущий.
Сейчас мы отправимся в прошлое.
Каждому человеку нужно знать своих предков и чтить их память. У вас прекрасные родословные. Расскажут об этом те, у кого самая глубокая и содержательная родословная.
(Защита родословных- по одной от команды) см. Приложение 2
Жюри подводит итоги.
Конкурс 4
«Герб и девиз нашей семьи»
(показать герб, рассказать про девиз семьи)- могут дети и взрослые. См Приложение 3

Итоги жюри.
Конкурс 5
«Семейные реликвии»
(Рассказать и показать)
Ведущий.
Все мы осознаем, что находимся в родстве друг с другом, пусть и очень отдаленном. Мы ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. Не случайно все люди, любящие свою страну, в которой они живут и родились, называют
«Родина».
Ребенок 1
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед.
Но преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
Ребенок 2
Люблю тебя, моя Россия.
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Ребенок 3.
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин.
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Ребенок 4.
Есть на свете земном разные края.
Только там, где отчий дом, Родина твоя!
Веселись, расти и пой,
Знай, что Родина с тобой. Помни главные слова:
«Мама. Родина. Семья»
Ведущий.
Наш праздник подходит к концу. (Всем участникам вручаются грамоты, родителям- благодарности.)- вручает жюри.
Большое спасибо за ваше активное участие, за улыбки. Желаю Вам мира, добра и благополучия.
Давайте закончим праздник песней «Я люблю тебя, Россия»
Затем проходит чаепитие с пирогами и сладостями.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРАЗДНИКУ.
Приложение 1.
«А вы откуда родом?»
***
Заседание земской управы.
Действующие лица.
Сырочко Андрей Валерьевич-владелец сыроваренного завода.
Сырочко Галина - его супруга.
Земскова Юлия- заведует в управе образованием
Овсянкина Людмила-помещица

Сальников Алексей- почтмейстер.
Сонин Сергей- земский врач.
*****
Земскова.
Открываем заседание районной управы. Слово господину Сырочко.
Господа, вопрос у нас большой важности. Мой сыроваренный завод процветает. Одна беда. Нет грамотных работников. Читать и писать не умеют. Вот я и хочу построить школу для мальчиков.
Сырочко Галина. И для девочек тоже.
Сырочко Андрей Валерьевич. Галина! Скажи, пожалуйста, зачем девочкам школа?
Галина. А девочки, что не должны читать и писать учиться?
Андрей Валерьевич. Ну хорошо, пусть и девочки учатся.
Земскова. Здание для школы есть, учителя есть. нужно все остальное.
Госпожа-помещица, чем можете помочь?
--- Ничем, зачем мне их учить. Слушаться не будут потом.
Денег нет у меня, все истратила. Только овсяная крупа осталась.
Сонин. Вот и хорошо. Организуйте нам школьные завтраки.
Помещица. Хорошо. Уговорили.
Почтмейстер. А я все принадлежности закажу и привезу.
Земскова. Открываем в Солнцево школу» Сказка»
***

Охотник и Волчица.
Автор.
Охотник.
Волчица.
( Версия о происхождении фамилии Волков)
Автор.
Существует много версий происхождения фамилии Волков. Но мы решили остановиться на одной самой достоверной и правдивой.
В давние времена, когда человек не умел ещё в своих целях использовать диких животных, не было у него ещё домашних гусей и уток, ни кур, ни коров, ни овец. Не было и помощника- собаки.
Вот однажды один охотник отправился в лес поохотиться. В лесах было много диких животных.
(выходит охотник и волчица)

Ходил, ходил охотник в поисках добычи. Видит, волчица попала в капкан. А рядом с ней бегают волчата. Жаль ему стало несчастную мать. Ее ждала гибель. А малыши не смогли бы себя прокормить. Добро победило. Охотник решил спасти малышей и вылечить волчицу. Волчата привыкли к охотнику и стали ручными. (волчица уходит)
Проходили дни. Волчата стали превращаться в домашних животных. Они стали охранять человеческое жилище. Позже их стали называть СОБАКАМИ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»
Если спросит сын иль дочка : « Кем мой прадед был, скажи?»
Рассказать ведь им придется, лучше четко от души.
И не мямлить, и не мяться, мол, не помню, хоть убей!
Вот поэтому занялся родословною своей.
Ведь не дань капризной моде- предков знать за 300 лет.
Нет без прошлого сегодня, без него и завтра нет.
Жаль того нам, кто не помнит жизни предка своего.
Мы свои копали корни, накопали кой-чего.
Родословная ведется с очень давних-давних лет.
Открывает галерею нашей Ани прапрадед.
(показать его портрет)
Был красивым, сильным, ловким. Он с японцем воевал.
И в спортивной подготовке никому не уступал.
Продолжателем фамилии через 40 с лишним лет
Стал сынок –его Василий, это вот уже прадед.
(Показать его портрет)
Был он в финскую солдатом и на Польской тоже был.
Воевал по 45-й грузы в армии возил.
Счастье в жизни- это дети. В 35 на рубеже,-сын родился,
Вот он- Петя-это дедушка уже. (показать его портрет)
Умным, добрым рос, учился, брату младшему пример,
И, конечно получился первоклассный инженер.
Он в Бурятию поехал поднимать там целину.
И судьба ему послала превосходную жену.
(показать портрет)
И умна: учитель в школе, и хозяйка- ой-ой-ой.
И в Сибири стало больше крепкой молодой семьей.
Родились у них ребята. Два проказника-беда.
Вместе в 69-м переехали сюда. Старший сын-сынок Сережа-
Всё тянулся за отцом. Он в династии, похоже,
Не последнее лицо. Инженер. МИСИ окончил и построил пол-Москвы.
Стал отцом прекрасных дочек- трех-попробовали б вы.
Пусть истории семейной не написаны тома…
Научу детей гордиться тем, чем дорожит семья.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
«ГЕРБ И ДЕВИЗ НАШЕЙ СЕМЬИ.»
***
На нашем гербе нарисованы книга и стрела.
Девиз «Мыслью достигли цели»
Книга- символ образованности, ума, знаний.
Стрела-знак целеустремленности, самопознания.
*****
На гербе нашей семьи изображены предметы, связанные с профессиями, которые чаще всего были у наших предков.
Учитель- книга и ручка. Водитель- руль. Бухгалтер- счетная машинка. Крестьяне и рабочие- серп и молот.
Общим для нашей семьи является любовь к жизни, солнцу, природе.
Поэтому нарисовано небо, солнце, лес.
Наш девиз «Самая лучшая родословная-это услуги, оказанные Родине и человечеству».

Приложение 4.
«Семейные реликвии»
Рушник прабабушки. На вышитом рушнике встречали хлебом и солью молодоженов. Скоро этот рушник перейдет ко мне.
Прялка прапрабабушки переходила от семьи к семье. Половики стелили на пол в крестьянских избах. Они были длинные, красивые, разноцветные.
У нас сохранился такой половик. Он уже старенький, но мы его храним.
Шали уже более 40 лет. Эта шаль прабабушки. Такие шали носили в холодные дни.
В других семьях, возможно, есть другие виды реликвий.