Урок по обществознанию на тему Золотые руки работника

17 Тема: Рыночная экономика.

Цель: создать условия для формирования представления о рыночном механизме регулирования экономики.
Задачи:
Образовательные:
Научить определять условия функционирования рынка.
Подвести к пониманию положения: конкуренция – двигатель рынка.
Подвести к пониманию, что рыночный механизм – механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка.
Развивающие:
Развивать способность формулирования собственного мнения и позиции
Развивать способность выстраивать логическую цепочку рассуждений
Воспитательные:
Развивать познавательный интерес.
Формировать основы экономической и информационной культуры учащихся.
Развитие компетенций: учебно –познавательных, коммуникативных.
Глоссарий: конкуренция, спрос, предложение, равновесная цена.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: практикум
План:
Рынок и его условия функциональности.
Спрос и предложение на рынке.
Рыночное равновесие.
«Невидимая рука» рынка.

Ход урока.
Организационный момент.
Знакомство с темой, целями и планом урока
Мотивация: Какие существуют экономические системы?
-Традиционная экономика, командная, рыночная, смешанная экономика
Изучение нового материала.
Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о рыночной экономике, рыночном механизме регулирования экономики.
Каким образом рыночная экономика решает главные экономические вопросы: что производить? как производить? для кого производить?
Сначала дадим определение понятию рынок.

Рынок – это система экономических отношений, проявляющаяся в сфере обмена.

Запись в тетради:
28.01.16 г.
Рыночная экономика
Рынок – это система экономических отношений, проявляющаяся в сфере обмена.

Работая с учебником на стр.108, составим кластеры:1) «Характерные черты рыночной экономики»






2) Условия функционирования рынка




Свободное свобода предпринимательской конкуренция
ценообразование деятельности

Задание: Здесь мы встречаем слово конкуренция. Что оно означает?

Слово «конкур» обозначает особый вид конных соревнований - преодоление различных препятствий. Более знакомое вам слово – «конкурс» - соревнование, состязание за достижение определенных результатов.
-Почему конкуренцию считают главным мотором рынка?
Вывод:
Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, позволяя производителю свободу принятия экономических решений;
Конкуренция устраняет попытки отдельных участников рыночного процесса контролировать цены и влиять на них, обеспечивая свободное ценообразование;
Конкуренция стимулирует выпуск более дешёвых и качественных товаров;
Государство заинтересовано в поддержке и развитии конкуренции.
Генри Форд в результате конкуренции на рынке производства автомобилей изобрел новый способ организации производства – конвейер.
Конкуренция бывает двух видов:
-добросовестная, цивилизованная
-недобросовестная, нецивилизованная
-Как вы считаете, почему, если конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, то почему в экономике не воцаряется анархия и беспорядок?
Дело в том, что в условиях рынка производитель подчиняется очень влиятельной силе – диктатуре цен.

Учитель: Для того, чтобы понять, как рождается рыночная цена и как она помогает согласовать поведение участников рынка, необходимо познакомиться с понятиями «спрос» и «предложение».
Как вы думаете, что такое спрос и предложение?
Запись в тетради
Спрос – это желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте.(с. 109 запись в тетради)
Предложение – это желание и возможности продавца продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте. (с. 110 запись в тетради)
а) спрос находится в обратной зависимости от цены;
Величина спроса зависит от цены товара (услуги). Эту зависимость можно представить в
виде графика

Предложение – это желание и возможности продавца продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте. (с. 110 запись в тетради)
б) предложение находится в прямой зависимости от цены.

Из этого графика можно сформулировать закон предложения: повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения и, наоборот, снижение цены ведёт к уменьшению величины предложения.

Проблема: можно ли каким-либо способом влиять на формирование или изменение спроса?
Учитель: между спросом и предложением существует следующая зависимость: когда спрос растёт, то растёт и предложение, но когда растёт предложение, не всегда растёт спрос. Дело в том, что предложение, т.е. выброс на рынок всё большего числа товаров, определяется, главным образом, производственными факторами: много сырья, высокая производительность, низкая себестоимость а у потребителя всегда ограниченный спрос, Как вы думаете, чем определяется спрос потребителя?
Размерами индивидуального дохода;
Потребностями, необходимыми сегодня;
Модой;
Ценами на товары – заменители.
Следовательно, ещё одним условием функционирования рынка является свободное ценообразование.
Продавцы могут свободно устанавливать цены, а покупатели – делать выбор: покупать товар по предложенной цене или нет.

На рынке происходит невидимая глазу сложнейшая работа по выравниванию цен.
Как это происходит?

Ситуация, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену называют –рыночным равновесием.
Например, на рынке продают зелень – у одних пучок петрушки стоит 10 рублей, у других – 30 рублей (но он свежее). А какую цену можно установить, чтобы продать зелень всю?
Это и есть равновесная цена – цена, по которой заключается реальная сделка купли – продажи.
Таким образом, какой главный принцип рынка? Сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.
Каждый участник экономики в погоне за своей личной выгодой в итоге увеличивает богатство страны и служит интересам всего общества.
Английский экономист Адам Смит назвал эту ситуацию «невидимой рукой» рынка. Она имеет положительные и отрицательные черты.
Подведем итог функций рынка и его влияние на различные стороны жизни общества.

Вывод: рынок является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни общества.
Закрепление изученного материала.
Установите соответствие между понятиями и определениями:
Понятия
Определения

Спрос
А) сумма денежных средств, которую покупатель может выделить из своих доходов для приобретения конкретного товара

Конкуренция
Б) желание и возможность продавца продать конкретный товар (услугу) в определённое время и в конкретном месте

Платёжеспособность
В) борьба производителей за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров

предложение
Г) желание и возможность потребителя приобрести конкретный товар ( услугу) в определённое время и в конкретном месте


Каких из производителей, действующих на территории Чувашии и являющиеся конкурентноспособными вы знаете?
-Знакомимся с одной из них - это кондитерская фабрика АО «Акконд»
Домашнее задание: параграф 14, рабочая тетрадь – задание №3,4.

Рыночная экономика

Свободный обмен

Частная собственность

Материальная ответственность за результаты

Условия функционирования рынка