Занятие Труженики Кубани — хлеборобы

КРУГЛЫЙ СТОЛ
«Труженики Кубани - хлеборобы».
Цели:
-воспитывать любовь к родному краю, гордость и патриотизм;
-прививать уважение к труду земледельца – хлебороба, бережное отношение к
хлебу,  помнить о цене хлеба;
-формировать представление об особенностях труда и быта казаков на Кубани.
Ход занятия:

Организационный момент.
Летит лебедь по небу и смотрит вниз на широкие просторы Кубани.
Давайте и мы пронесёмся вместе с ним над своим краем и полюбуемся им.
Основная часть.
Красота родного края.
С высоты птичьего полета перед нами открылась невероятно красивая картина.
Посмотрите вокруг,
Зачарует краса,
Нет края прекраснее нашего
Золотятся хлеба, зеленеют леса
Даль морская лазурью окрашена.
Вот они – кубанские просторы
Их и птице трудно облететь
От Кавказских гор и до Ростова
Распахнулась наше чудо – степь.
Труд хлебороба.
Кубань - это частица нашей великой родины России. Всякий грамотный, культурный человек должен знать свою историю. Проходят века, меняются поколения, но неизменным остается желание людей сделать жизнь краше, передать потомкам накопленный опыт, знания, традиции.
Помни, брат, что у казаков:
Дружба обычай;
Товарищество традиция;
Гостеприимство закон.
Ты был на Кубани?
А ты побывай.
Отличные люди,
Прославленный край!
Куда не взглянешь поля и поля.
На огромной территории в десятки гектаров в отблесках солнца золотится пшеница. Когда смотришь на эти бескрайние хлебные просторы, еще больше осознаешь величие и значимость кропотливого труда наших крестьян. Сколько же надо вложить сил, средств, умения, чтобы из зернышек вырастить на полях такое море пшеницы! 
А встречают гостей душистым караваем.

Вот он – хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой, Вот он теплый, золотистый, Словно солнцем налитой. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел. В нем здоровье наше, сила, В нём чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! Ведь не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно Потрудились на земле.
Вот на Кубани живут и работают замечательные люди, труженики.
Поговорим о людях, которые помогают хлебу попасть на стол.
Ребята, вот наступит осень, с полей уже убрали хлеб и они опустели.
- Как вы считаете, на этом заканчивается работа хлебороба?
( На поля завозят удобрения, перепахивают поля, засевают озимые.)
Зимой тоже ведутся работы на полях. На зимние поля выезжают трактора и сгребают снег в длинные валы. Эта работа называется – снегозадержанием.Это очень важная работа! Снегозадержание проводится для того, чтобы ветром не уносило снег, чтобы не замерзли озимые, и весной было много влаги.
- Ребята, скажите, как называют людей, которые ремонтируют машины, комбайны, трактора?
(Их называют механизаторы, а ремонтируют они зимой технику в ремонтных мастерских, готовя ее к весенним работам.)
Ох, и до чего интересная у них работа! Гаечки, винтики, колеса... Все они чинят, ремонтируют и к весне у них все машины готовы к работе.
Наступила весна. Пришла горячая пора, пора больших забот. Какие работы пришли с наступлением весны? Какие произошли изменения в природе? Какая работа предстоит колхозникам на полях?
(Пригрело солнце, снег растаял, земля прогревается, трактористы пашут землю.)
А как раньше обрабатывали землю колхозники, когда не было машин. Кто из вас знает, как раньше собирали урожай?
(Жали серпом.)
- Скажите, какие машины помогают колхозникам обрабатывать землю в наше время?
(Комбайны, трактора.)
- Почему земля для посева должна быть мягкой?
( Чтобы зернам было легче прорастать.)
- После того как землю вспашут, что с ней делают? ( Вспаханное поле боронят.)
- Чем её боронят? ( К трактору прицепляют борону.)
- Вот поле сборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять? ( Сеялки.)
Растения нужно пропалывать и поливать.
Поливка необходима растениям. Но дождь бывает не всегда, когда он нужен. И тут на помощь приходят люди. Они на полях устанавливают поливочные машины, орошают землю. Орошают – значит поливают. А людей, занятых на этой работе, называют – мелиораторами.
Отгадайте загадку: “Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет?”
( Комбайн.)
Хлеб созрел, в полях моторы Песню жатвы завели. В степь выходят комбайнеры- Полевые корабли.
- Кто работает на комбайне? ( Комбайнер)
- Отгадайте загадку: “На просторе, в море хлеба, замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба”.
(Элеватор – здание где хранят зерно.)
- А затем куда везут зерно? (На мельницу, мукомольный завод.)
- Что там делают с зерном? (Зерно перемалывают в муку.)
- Как называют человека, который работает на мельнице? (Мельник.)
- Куда потом везут муку? (На хлебозавод, где пекари пекут хлеб.)
Длинна дорога от зернышка до булочки. А сколько вложено труда, сколько людей трудилось от зари до зари: трактористы, комбайнеры, шофера, мелиораторы, пекари, одним словом – хлеборобы.
Кубань житница России, об этом мы все знаем с детства. Душа переполняется гордостью, когда смотришь на золотые переливы наших полей.
Земля моя кубанская
Как скатерть самобранная,
Лишь только руки с разумом
К ней надо приложить.
Врагом не побежденная,
Земля моя раздольная,
Родные хлебородные
Кубанские поля.
Кубань, как частица России направляет излишки своей продукции в те регионы России, которые в них нуждаются.
Хлеборобы-казаки От зари и до зари Убирали урожай, Небывалый урожай Ты, Отчизна, принимай Наш Кубанский каравай.

Итог занятия:
Россия Родина Отечество – эти слова мы впервые слышали в детстве. И на протяжении всей нашей жизни, они наполняются особым, трепетным смыслом. Родина – это великая страна с великой историей. Но Родина – это и место на земле,  где человек родился и рос, где он познал первые радости и неудачи, где всё ему кажется особенным и родным.
На свете есть много чудесных стран и удивительных мест, где живут люди.
И для каждого из них самым замечательным местом является то место, где они родились, где они живут.
И очень хочется закончить наше занятие стихотворением В.Подкопаева: Вот они - последние страницы, И вся Кубань встаёт перед тобой, Ты видишь, как пшеница золотится, Ты слышишь, как о берег бьёт прибой Богат наш край садами и хлебами, Цемент и нефть он Родине даёт Но самый ценный капитал Кубани- Простой и скромный труженик - народ.
-Любите свою малую Родину, умножайте её богатства, будьте настоящими патриотами родного Краснодарского края!






ђ Заголовок 315