Программа внеурочной деятельности Мои первые открытия.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 г. Юрги»

Рассмотрено на МО «Утверждаю»
Протокол от____№_____ Приказот_____№______
Рук. МО____________ Директор школы
______Т.З. Абоносимова

Утверждено на педсовете
Протокол от________ №____


Рабочая программа
«Мои первые открытия»
Срок реализации 4 года








Составитель:
Белоносова Т.В.,
учитель начальных классов

г.Юрга





Содержание:

пояснительная записка.3
общая характеристика курса4
описание места учебного курса ..4
описание ценностных ориентиров содержания курса «Мои первые открытия»4
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Мои первые открытия»..4
6) содержание предмета учебного курса..9
7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.21
8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса по курсу «Мои первые открытия»30




















1.Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС IIпоколения, введен в действие с 1 января 2010 года приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373), в соответствии с Положением о внеурочной деятельности, на основе программы Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Серия: Стандарты второго поколения/ Под ред. Горского В. А. .- Издательство: Просвещение, 2011 г.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики и русского языка на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данного курса. Решение интеллектуальных задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной интеллектуальной деятельности учащихся первой ступени обучения. Реализация программы происходит в течение четырех учебных лет.

Актуальность:










Цель программы:
формирование и развитие познавательных интересов обучающихся через углубление и расширение знаний данного курса.

Задачи:
расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;
формировать навыки работы на практике;
развивать у обучающихся наглядно- образного и словесно – логического мышления;
формировать навыки и приёмы самостоятельной, познавательной деятельности;
совершенствовать умения обучающихся в работе с дополнительной литературой.




Принципы:








2.Общая характеристика учебного предмета.

Содержание курса разработано на основе дидактических принципов, направленных на развитие индивидуальных возможностей обучающихся и соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Материал занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета «математика» и «русский язык» . Занятия данного факультатива способствуют развитию у детей математического образа мышления, краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению терминологии и т.д. Работа проводится с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.


3.Место предмета в учебном плане.

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут .Занятия состоят из 2-х частей -теоретической и практической.
Работа с детьми предусматривает использование следующих форм работы:
работа в парах, группах, индивидуальные, коллективные.

На занятиях применяются различного вида внеучебная деятельность:
ролевые игры, дискуссии, моделирование, коллективное сочинение задач, рисование.
Программа является модульной и состоит из 2 модулей (общим объёмом 34ч)
Модуль1 «Математика»
Модуль 2 «Русский язык»
4. Ценностные ориентиры содержания курса «Мои первые открытия».
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса»Мои первые открытия».
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
В результате изучения данного курса в первом классе учащиеся получат возможность формирования личностных результатов:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
пользоваться словарями, справочниками;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
сравнивать предметы по заданному свойству;
определять целое и часть;
устанавливать общие признаки;
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
определять последовательность действий;
находить истинные и ложные высказывания;
переносить свойства с одних предметов на другие.


В результате изучения данного курса во втором классе учащиеся получат возможность формирования личностных результатов:
учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
учиться отличать факты от домыслов;
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Коммуникативные УУД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
развивать доброжелательность и отзывчивость;
развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
применять правила сравнения;
задавать вопросы;
находить закономерность в числах, фигурах и словах;
строить причинно-следственные цепочки;
упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
находить ошибки в построении определений;
делать умозаключения.

В результате изучения данного курса в третьем классе учащиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
пользоваться словарями, справочниками;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
учиться аргументировать, доказывать;
учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:
выделять свойства предметов;
обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
проводить аналогию между разными предметами;
выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.

В результате изучения курса «Мои первые открытия» в четвертом классе учащиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
формировать личностный смысл учения;
интерес к изучению языка;
формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД:
осваивать способы решения проблем поискового характера;
определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные УУД:
осознанно строить речевое высказывание;
овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
пользоваться словарями, справочниками;
строить рассуждения;
учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
формировать мотивацию к работе на результат;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
определять виды отношений между понятиями;
решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
устанавливать ситуативную связь между понятиями;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса
учащиеся должны знать:
отличие цифры от числа;
как легко решать  занимательные задачи;
отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим); буквы русского алфавита; родственные слова;
системные связи слов.
учащиеся должны уметь:
правильно произносить звуки;
конструировать;
уметь составлять ребусы и загадки, математическую газету; делить слова на слоги;
подбирать родственные слова; сочинять сказки текст по вопросам учителя; отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2 - го класса
учащиеся должны знать: признаки согласных и гласных звуков;
состав слова;
разгадывание веселых задачек;
учащиеся должны уметь:
различать приставки и предлоги;
разбирать слова по составу; работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила;
решать задачи с помощью графов;
решать задачи с геометрическим содержанием.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3 - го класса
учащиеся должны знать:
многозначные слова; состав слова;
синонимы;
антонимы;
правила построения логического квадрата;
знать, как решать занимательные задачи.
учащиеся должны уметь:
находить слова-синонимы в тексте;
находить слова – антонимы;
строить логический квадрат;
уметь решать задачи; разбирать слова по составу; работать со словарем.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4 - го класса
учащиеся должны знать:
отличительные признаки основных языковых единиц;
слова, словосочетания, предложения, текста;
о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
задачи на вычисление времени;
симметрию.
учащиеся должны уметь:
подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
различать слова- архаизмы, неологизмы;
пользоваться словарями;
решать задачи, с помощью уравнений.
конструировать узоры на основе осевой симметрии.
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы.
оформление газет
участие в олимпиадах
проектная деятельность
самостоятельная работа
творческие работы
анкетирование
конкурсы

6. Содержание учебного предмета.

Занятия в рамках модуля 1 «Математика» позволяют ученику приобрести знания, направленные на формирование у школьников мыслительной деятельности, развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. На занятиях в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между  понятиями,  предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.

Занятия в рамках модуля 2 «Русский язык» способствуют привлечению внимания младших школьников к миру слов, дают возможность им почувствовать, что русский язык интересен, увлекателен, но в тоже время разнообразен и сложен. Обеспечивают развитие интеллектуальных возможностей и способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, что позволяет ему проявить себя, выявить свой творческий потенциал .Упражнения и задания, позволяют учащимся принимать активное участие в конкурсах, викторинах, познавательных играх, олимпиадах, исследовательской и проектной деятельности, готовить сообщения и доклады в учебной деятельности.

1 класс
Модуль1 «Математика»

Вводное занятие «Математика – царица наук»
Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к математике.
Как люди научились считать.
История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.
Понятия: число, нумерация чисел.
3.Интересные приемы устного счёта.
Объяснение игры «Весёлый счёт».Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».
4.Решение занимательных задач в стихах.
Задачи в стихах. Занимательные задачи на сложение . Инсценирование загадок,
5.Конструирование фигур из счётных палочек
Логическая игра, «Какая геометрическая фигура исчезла?» (развивает логику, внимание, мышление, память).
Игры с палочками.
6.Учимся отгадывать ребусы.
Отгадывание простейших ребусов. Составление ребусов. Конкурс на лучший математический ребус
7.«Сочинение математических сказок»
Коллективное составление математических сказок.
8.Решение ребусов и логических задач.
Логические упражнения. Конкурс на лучшего знатока ребусов
9.Решение простых задач.
Игра « Переставь карточку». «Задумай число».
10.Решение сложных задач.
Путешествие в страну задач .Логические задачи.
11.Загадки- смекалки. Составление загадок, требующих математического решения
Игра «Отгадай задуманное число».
12.Практикум «Подумай и реши».
Решение задач с одинаковыми цифрами.
13.«Газета любознательных».
Выпуск математической газеты.
14.Рисование по клеточкам предметов.
Графические диктанты.
15-16 Решение олимпиадных задач.
Подготовка к олимпиаде.
17. Школьная олимпиада по математике.

Модуль 2 «Русский язык»

Веселый алфавит.

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я».
Пирамида «Всё на А».

Загадки звуков и слогов.

Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы». Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару».

Загадки частей слова.

Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

Веселые правила.

Разгадывание ребусов. Угадывание слов по их значению.

Загадки слов.
Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».
Веселая грамматика.
Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Путешествие в сказочную страну «Занимательная Грамматика».
Кого хочешь – выбирай!
Головоломка «Начни и закончи К». Шутки – каламбуры. Конкурс загадок.

Алфавит – математик.
Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний».
Федины буквы.
Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
Загадки – ударения.
Рассказ учителя о тайнах ударения. Головоломка «Заколдованные слова» Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!
Одень слово.
Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!».
Кто прав?
Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Волшебные сочетания.
«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения. Прослушивание сказок, рассказов.
Игра «Плюс и минус».
Беседа о рифмах .Работа с загадками.
Я- предложение.
Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Школьная олимпиада.

2класс

Модуль1 «Математика»

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
Решение задач с неполными, лишними данными Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и  задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных
2.Нахождение верного ответа. Из данных ответов выбрать правильный.
Игра «На 5 больше и на 5 меньше».
3.Установление соответствия трех пар элементов с помощью графов.
Решение задач с помощь графов.
4.Познавательная игра «Где твоя пара?»
Игра-соревнование;  «Не собьюсь!»
5.Задачи с изменением вопроса.
Мир занимательных задач. 3адачи с  недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
6.«Найди сходство и различия»
Конкурс «Лучший разведчик» Развивает внимание, быстроту мышления.
7-8.Задачи с геометрическим содержанием.
Решение задач с геометрическим содержанием. Логическая игра, «Какая геометрическая фигура исчезла?»
9.Составление сказочных персонажей из геометрических фигур.
Как получить новую фигуру из разрезных частей. Любимые фигуры.
10.Игра «У кого какая цифра». Восстановление цифр. Проект
11.Арифметические задачи, требующие особых приемов решения.
Находить и выбирать алгоритм решения задач. Разгадывание весёлых задачек и как их составить.
12.Решение числовых ребусов.
Отгадывание простейших ребусов. Классная выставка на лучший ребус.
13.Задачи на внимание.
Игра «Задумай число» «Не собьюсь» (игра развивает внимание, память).
14-15.Решение олимпиадных задач.
Решение задач повышенной трудности.
16.Задачи- шутки.
17.Школьная олимпиада
Модуль 2 «Русский язык»
1.Загадки частей слова.
Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов.
2.Загадки слов.
Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово».
3.Веселая грамматика.
Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару».
4.О самых дорогих словах.
Игра «Подбери нужные слова».
5.Добрые слова.
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
6.Сколько слов вы знаете?
Игра «Словесный мяч». Игра – собирание слов.
7.Чудесные превращения слов.
Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
8.Звуки в слове.
Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков.
9.Тематические группы слов.
Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок.
10.Подставляшки.
Игры «Найди заблудившуюся букву», Полминутки для шутки(развивает память).
11.Где прячутся ошибки?
Игра на внимание «Исправь ошибки». Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
12.Ремонт слов.
«Строительные блоки» для морфем.
13.Перепутаница.
Шарады. Головоломки.
14-16.Второй шаг к открытию (составление книжки-малышки) – обсуждение, план действия. Защита идеи. Защита проекта.
Сбор и обобщение информации. Защита идеи работы. Представление работы.
Школьная олимпиада.
3 класс

Модуль1 «Математика»
1.Числовые ребусы.
Игра «Задумай число». Отгадывание ребусов.
2.Восстановление цифр при сложении, вычитании, умножении.
Игры с числами.. Математические пирамиды: «Сложение в пределах; 100», «Вычитание в пределах 100», «Умножение», «Деление».
3.Задачи с « ловушками».
Решение задач-ловушек, нестандартных задач.
4.Логические, сюжетно логические задачи.
Старинные задачи. Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий.
5.Составление логических квадратов.
Правила построения логического квадрата
6.Задачи с геометрическим содержанием.
Задачи геометрического содержания. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.      
7.Задачи, решаемые с конца.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
8.Задачи- шутки.
Решение занимательных задач. Задача – смекалка. Задача – шутка.
9.Задачи с промежутками.
Задачи, решаемые способом перебора.
10-12.Решение задач повышенной трудности.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

13. Логический квадрат .
Конструирование логического квадрата.
14-15.Тематическое конструирование .
«Наш город», «Живой мир», «Техника», «В гостях у сказки».
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники , уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным  контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения.
16.Логические задачи.
3адачи с  недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Занимательные задачи.
17.Интеллектуальный марафон.
Математический КВН.
Модуль 2 «Русский язык»
1.Слово или не слово.
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа.
Слово одно, а значений много.
Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Головоломка
3.Слова –близнецы.
Рассказ учителя о словах-двойниках. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.
4.Слова-друзья.
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение слов-синонимов в тексте.
5.Антонимы.
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов.
6. Почему их так называют.
Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
7.Новые слова.
Знакомство со словами- новичками. Неологизмы. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».
9.Слова-пришельцы.
Знакомство с заимствованными словами . Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев.
10.Омонимы.
Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».
11.Хитрый корень.
Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?».
8. Устаревшие слова.
Историзмы и архаизмы. Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи.
12.Волшебная палочка.
Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения.
13-14.Загадки в сказках.
Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам.
15.Пословица без конца.
На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.
16.Интеллектуальный марафон.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
17.Итоговое занятие.
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

4 класс
Модуль1 «Математика»
1.Числовые ребусы.
Чтение загадочно написанных слов, как их разгадать, составление ребусов детьми. Выставка лучших, ребусов.
2.Задачи, связанные со временем.
     Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка. Загадки на меры времени. Игра «Волшебный циферблат».
3.Задачи на уравнивание данных.
Хаотичный и систематический перебор вариантов.
4.Логические задачи.
Логические упражнения. Задача – смекалка. Задача – шутка.
5.Задачи на составление уравнений.
Решение задач, с помощью уравнений.
6.Решение задач с помощью таблиц, «дерева», графов, описания.
Решение задач с помощью таблиц и графов.
7.Восстановление цифр при делении.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел .Заполнение числовых кроссвордов.
8.Осевая симметрия. Конструирование узора на основе осевой симметрии.
Симметрия. Симметричные фигуры. Конструирование узоров.
9.Центральная симметрия. Конструирование узора на основе центральной симметрии.
Конструирование фигур.
10.Моделирование по теме «Детская игровая площадка».
Изготовление фрагментов детской площадки на основе изученных геометрических фигур и сконструированных из них фантазий.
11. Логические задачи.
Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.
12.Решение олимпиадных задач (текстовых).
13.Правдолюбы и лгуны.
Решение сказочных задач.
14-15.Решение задач повышенной трудности.
16.Школьная олимпиада.

Модуль 2 «Русский язык»
1.Интересные тексты.
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
2.В мире существительного.
Чайнворд «Имя существительное». Вопросы и задачи. Несклоняемые имена существительные.
3-4.В мире глагола. Интересные окончания.
Глагол. Виды глагола. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов. Вопросы и задания. Полминутки для шутки.
5.Фразеологизмы.
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов.
6.В мире прилагательного.
Имя прилагательное. Переход прилагательных в существительные. Суффиксы прилагательных. Чайнворд «Имя прилагательное». Вопросы и задачи.
7-9.Словарь – подсказчик.
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными словарями. Составление своего словаря.
10.Интересные окончания.
Игра «Узнай их в лицо».
11.Странные глаголы.
Безличные глаголы.
12.Антонимы.
«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами.
13.Загадки склонения.
Существительные 1-го,2-го и 3-го склонений. Несклоняемые имена существительные.
14.Синонимы.
Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы. Разгадывание ребусов, загадок, шарад.
15.Волшебные сочинения.
В стране Сочинителей. Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сочинение собственных сказок.
16-17.Где поставить запятую. Важная запятая.
Борис Заходер. « Где поставить запятую?» Знаете ли вы пунктуацию?
Задания – занимательного характера, это своеобразная «пунктуационная разминка».
18.Занимательный час.
КВН по русскому языку. Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.





7.Тематическое планирование 1 класс

Тема
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
Примечание

1
Вводное занятие «Математика – царица наук»
1
                Знакомство с работой


2
Веселый алфавит

1
Участвовать в диалоге, познакомиться с алфавитом в стихах


3
Как люди научились считать.
1
Познакомить со счетом. Игры с числами.



4
Загадки звуков и слогов

1
Исследовать звуковой состав речи, описывать свойства звука.


5
Интересные приемы устного счёта.
1



6
Загадки частей слова

1
Делить слова на слоги.


7
Решение занимательных задач в стихах.
1
Решать занимательные задачи в стихах. Разгадывать весёлые задачки .
работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

8
Веселые правила

1
Заучивать правила в стихах.


9
Конструирование фигур из счётных палочек.
1
Составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек.


10
Загадки слов

1
Исследовать признаки слов.


11
Учимся отгадывать ребусы.
1
Научиться легко решать, отгадывать ребусы.
конкурс на лучший математический ребус

12
Веселая грамматика

1
Путешествовать в сказочную страну Занимательную Грамматику.



13
«Сочинение математических сказок»
1
Составлять математические сказки
Практическая работа

14
Кого хочешь – выбирай!
1



15
Решение ребусов и логических задач.
1
Решать логические упражнения; ребусы.

Конкурс на лучшего знатока ребусов

16
Алфавит - математик
1
Играть «Шесть и шесть».


17
Решение простых задач. Игра « Переставь карточку».
1
Объяснять игру (игра развивает знание нумерации, внимание, память).

Практ деят.

18
Федины буквы
1
Дается представление о превращении слов. Уметь находить «сбежавшие» из слов буквы.
Игра

19
Решение сложных задач.
1
Научиться легко решать   задачи повышенной трудности


20
Загадки - ударения
1
Соотносить слова со слогоударными схемами.
Практ. занятия

21
Загадки- смекалки. Игра «Отгадай задуманное число».
1
Объяснять игру «Задумай число». Составлять свои загадки.
составление загадок, требующих математического решения

22
Одень слово
1
Выделять корень слова.


23
Практикум «Подумай и реши».
1
Решать задачки с одинаковыми цифрами.
решение задач с одинаковыми цифрами

24
Кто прав?
1
высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

25
«Газета любознательных».
1
Учиться составлять математическую газету
проектная деятельность

26
Волшебные сочетания
1
Запоминать правила правописания.
Практическая деят.

27
Рисование по клеточкам предметов
1
Выполнять графический диктант.
Практич.деят.

28
Игра «Плюс и минус»
1

соревнование

29
Решение олимпиадных задач.
1
Решать  олимпиадные задачи, задачи повышенной трудности


30
Я- предложение
1
Устанавливать последовательность предложения в тексте.


31
Решение задач повышенной трудности.
1
Решать   задачи повышенной трудности


32
Школьная олимпиада
1
Участвовать в школьной олимпиаде по русскому языку.
Практ. Деятельность -2ч.

33
Школьная олимпиада
1
Участвовать в школьной олимпиаде по математике.




Практическая деятельность - 16ч.
Теоретическая деятельность - 17ч.



Тематическое планирование 2 класс.

Тема
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
Примечания

1
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
1
Учиться решать задачи с неполными данными, лишними.


2
Загадки частей слова

1
Характеризовать роль суффикса и приставки в слове.


3
Нахождение верного ответа. Из данных ответов выбрать правильный.
1
Уметь находить верный ответ.


4
Загадки слов

1
Давать представления о превращении слов.


5
Установление соответствия трех пар элементов с помощью графов.
1
Создавать и использовать модели для решения задач, с помощью графов.


6
Веселая грамматика

1
Путешествовать в сказочную страну Занимательную Грамматику.Игры.



7
Познавательная игра «Где твоя пара?»
1
Находить пару.


8
О самых дорогих словах
1



9
Задачи с изменением вопроса.
1
Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её вопроса.
инсцинирование задач

10
Добрые слова
1
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро».


11
Найди сходство и различия»
1
Развивать внимание, быстроту мышления.
конкурс «Лучший разведчик»

12
Сколько слов вы знаете?
1
Знакомство с удивительным миром слов.


13
Задачи с геометрическим содержанием.
1
Решать задачи с геометрическим содержанием.


14
Чудесные превращения слов
1
Строить рассуждения;
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?».

15
Задачи геометрического содержания.
1
Решать задачи с геометрическим содержанием.


16
Звуки в слове
1
Исследовать звуковой состав речи, описывать свойства звука, определять позицию звука в слове.


17
Составление сказочных персонажей из геометрических фигур.
1
Составлять .Сравнение геометрических фигур в виде «человечков».
творческая работа

18
Тематические группы слов
1
Закреплять знания об отличительных признаках слов – родственников.


19
Игра «У кого какая цифра». Восстановление цифр.
1
Объяснять игру. Отгадать полученный результат. Работа над мини-проектом.
проект

20
Подставляшки
1
Полминутки для шутки. Развивать память.


21
Арифметические задачи, требующие особых приемов решения.
1
Находить и выбирать способ решения.


22
Где прячутся ошибки?
1
Находить ошибки .


23
Решение числовых ребусов.
1
Отгадывать ребусы, составленные детьми.


24
Ремонт слов
1



25
Задачи на внимание.
1
Развивать логику, внимание, мышление.


26
Перепутаница
1
Разгадывать шарады.


27
Решение олимпиадных задач.
1
Подготовка к олимпиаде.


28
Второй шаг к открытию (составление книжки-малышки) – обсуждение, план действия
1
Выполнять сбор и обобщать информацию.
Проектная деятельность

29
Защита идеи
1
Защищать идею работы.


30
Защита проекта
1
Представлять книжку.


31
Решение задач повышенной трудности.
1
Находить и выбирать алгоритм решения.


32
Задачи- шутки.
1
Развивать мышление.


33
Школьная олимпиада
1
Участвовать в школьных олимпиадах.


34
Школьная олимпиада
1
Участвовать в школьных олимпиадах.



Тематическое планирование 3 класс.

Тема
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
Примечания

1
Числовые ребусы.

Отгадывать ребусы, составленные детьми.


2
Слово или не слово





3
Восстановление цифр при сложении, вычитании, умножении.

Вычислять ,восстанавливать числовые выражения.


4
Слово одно, а значений несколько


Познакомить с многозначностью слов.


5
Задачи с « ловушками».

Решать логические задачи.


6
Слова-близнецы


Познакомиться со словами- синонимами


7
Логические, сюжетно логические задачи.

Решать логические упражнения;


8
Слова-друзья





9
Составление логических квадратов.

Составлять занимательный квадрат.


10
Антонимы


Познакомиться со словами –антонимами .Подбирать такие слова


11
Задачи с геометрическим содержанием.

Решать задачи с геометрическим содержанием.


12
Почему их так называют


Разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их.


13
Задачи , решаемые с конца.

Находить и выбирать алгоритм решения нестандартных задач.


14
Новые слова

Познакомиться с историей появления новых слов в русском языке


15
Задачи- шутки.

Развивать мышление, логику.


16
Устаревшие слова


Познакомиться с группами устаревших слов.


17
Задачи с промежутками.

Самостоятельно создавать вспомогательные модели для решения задач.


18
Слова-пришельцы

Работать со словарем иностранных слов и определением значения этих слов. Знакомство с заимствованными словами .



19
Решение задач повышенной трудности.

Находить и выбирать алгоритм решения.


20
Омонимы

Различать слова омонимы.


21
Решение задач повышенной трудности.

Находить и выбирать алгоритм решения.


22
Решение задач повышенной трудности.

Находить и выбирать алгоритм решения.


23
Хитрый корень

Подбирать родственные слова с заданным корнем.
Исследовательская деятельность

24
Волшебная палочка




25
Загадки в сказках

Разучить загадки, составить свои загадки в сказках.


26
Загадки в сказках

Разучить загадки, составить свои загадки в сказках.


27
Логический квадрат . Правила построения логического квадрата.
Конструирование логического квадрата.

Составлять логический квадрат. Составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму.


28
Пословица без конца

Работа с пословицами и поговорками.


29
Тематическое конструирование – «Наш город», «Живой мир», «Техника», «В гостях у сказки».




30





31
Логические задачи.

Находить решения логических задач, с помощью графов и таблиц.


32
Интеллектуальный марафон.

Развивать мышление, логику.


33





34
Итоговое занятие

Расширять кругозор в различных областях математики.
Викторина






Тематическое планирование 4 класс.


Тема
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
Примечание

1
Числовые ребусы.
1
Составлять, отгадывать ребусы.


2
Интересные тексты

1
Строить рассуждения.


3
Задачи, связанные со временем.
1
Решать задачи .


4
В мире существительного.
1
Определять грамматические признаки имён существительных.


5
Задачи на уравнивание данных.
1
Находить решение задач на взвешивание-с помощью алгоритмов.


6
В мире глагола. Интересные окончания
1
Определять грамматические признаки глагола.


7
Логические задачи.
1
Решать занимательные и нестандартные задачи.


8
Фразеологизмы
1



9
Задачи на составление уравнений.
1
Составлять уравнение как математическую модель задачи.


10
В мире прилагательного
1
Наблюдать роль прилагателньных.


11
Решение задач с помощью таблиц, «дерева», графов, описания.
1
Находить на схеме предметы в виде дерева. Строить графы.


12
В мире глагола

1



13
Восстановление цифр при делении.
1
Моделировать ситуацию, иллюстрирующую арифметическое действие и ход его выполнения.


14-16



Словарь - подсказчик
3
Создавать словарь.
Проектная деятельность

17
Осевая симметрия. Конструирование узора на основе осевой симметрии
1
Использовать осевую симметрию. Конструировать узоры.



18
Интересные окончания
1



19
Центральная симметрия. Конструирование узора на основе центральной симметрии.
1
Конструировать фигуры.


20
Странные глаголы
1
Анализировать особенности глаголов.


21
Моделирование по теме «Детская игровая площадка». Изготовление фрагментов детской площадки на основе изученных геометрических фигур и сконструированных из них фантазий
1
Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.
Проект

22
Антонимы
1
Подбирать антонимы.


23
Логические задачи.
1
Находить и выбирать алгоритм решения логических задач.


24
Загадки склонения
1



25
Решение олимпиадных задач (текстовых).
1
Самостоятельно выбирать способ решения задач.


26
Правдолюбы и лгуны.
1
Развивать логику, мышление.


27
Синонимы
1
Работать со словами- синонимами и правильно употреблять их в речи.



28
Волшебные сочинения
1
Сочинять собственные сказки.


29
Решение задач повышенной трудности.
1
Решать задачи повышенной трудности.


30
Где поставить запятую
1
Уметь ставить правильно запятую.


31
Важная запятая
1
Обобщать, закреплять знания пунктуации.


32
Решение задач повышенной трудности.
1
Решать задачи повышенной трудности.


33
Школьная олимпиада.
1
Участвовать в олимпиаде.


34
Занимательный час.
1
Расширять кругозор в различных областях русского языка.












8. Описание материально технического обеспечения образовательного процесса по курсу «Мои первые открытия»

Методические пособия для учителя:
№ п/п
Автор
Название
Издательство ,год

1
Д. В. Григорьев
П. В. Степанов
Внеурочная деятельность (методический конструктор)
Москва «Просвещение» ,2011

2
Е. В. Языканова
Развивающие задания. 3класс
2Экзамен», 2013

3
Г. Т. Дьячкова
Олимпиадные задания (русский язык)
2-4 классы
Волгоград

4
Т. И. Тарабыкина
Е. И.Соколова
И учёба, и игра. (русский язык)
Ярославль ,2001

5

Графический диктант
Москва, 2009

6
Т.Н. Максимова
Интеллектуальный марафон 1-4 классы
Москва «Вако». 2010

7

Русский язык (занимательные материалы) 1-4 классы
Волгоград, 2009

8
Б.П. Гейдман
И. Э.Мишарина
Подготовка к математической олимпиаде 2-4 классы
Москва Айрос-пресс,2007








Технические средства обучения

№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения


1
Компьютер.


2
Проектор.


3
Экспозиционный экран.


4
Доска.


5
Интернет –ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315



Стремление развивать интеллектуальные возможности  обучающихся.


Создание условий для повышения
мотивации к обучению

связь с жизнью;
доступность;
принцип опережающий сложности.


практическая направленность;
системность