Презентация Мои первые открытия по воспитательной работе Образ рябины


Яна Грошикова 3 класс, г. Воронеж, школа №28Образ рябины как обереговый символ в русской художественной культуре. Давайте рассмотрим роль и значение рябины в народной культуре, используя образы русского фольклора и художественные памятники, запечатлевшие этот образ. Рябина – дерево, используемое в народной обрядности, главным образом в качестве оберега. Наш народ издавна любит это дерево, сажает его возле своих домов, в палисадниках, у дорог и в парках. С древнейших времен, когда люди верили в магическую силу дерева, существует обычай при закладке нового дома сажать рядом молодую рябинку. Она должна оберегать дом от злых духов и всевозможных неприятностей. К тому же люди в старину верили в то, что рябина – прорицательница. ЗАГОВОРЫ Заговор от зубной болиЗаговор порчи Заговор от лихорадки «Рябина, рябина, возьми мою болезнь, отныне и до веку не буду тебя есть». Чтобы защитить маленького ребенка от дурного глаза, ему на шею надевали ожерелье из рябиновых ягод. Это поверье распространилось и на животных. Ещё собранные рябиновые гроздья закладывали в оконные рамы – как украшение для дома и как оберег. Веточки рябины крепились над дверью, тоже в роли оберега от зла.

Рябина считалась символом плодородия, процветания и благополучия. Это прекрасное дерево – ясно цветет весной, красиво летом и бесподобно зимой. Осенние именины приходились на 23 сентября, день Петра и Павла. В этот день наступали первые заморозки и именно после них можно было собирать рябину, якобы на свои именины горьковатая рябина становится сладкой. Собирали рябину, делали заготовки на зиму, но обязательно оставляли ягоды для птиц – красивая традиция. Мы видим, что детская забава – самодельные бусы из ягод, особенно нанизанные на красную нитку веками охраняли женщин, украшали, лечили, вещали про скорую свадьбу и дарили плодовитость. Сделать такие бусы легко, нужно просто набрать много красных ягод, взять иголку и нитку, а потом эту волшебную красоту стоит поносить, хотя если вы не любительница экстравагантности – то просто развесьте нитки бус на кухне, возле входной двери и в спальне. Народ замечал по рябине перемены в природе: В лесу много рябины – осень будет дождливая, а мало – сухая. Рябина пушится (листочки только что показываются из раскрывающихся почек) – сеять пора. А если зацветает, значит, рожь пошла в колос; грибы появились. Рябина ясно цветет – к урожаю льна и овса. Если на рябине рано желтеют листья – будет скорая осень и скорая зима. Кто срубит рябину, скоро сам умрет или в доме будет покойник.Во сне есть рябину – к огорчению и слезам. Сохранилась народная баллада «Обращение женщины в дерево», в которой, в частности, говорится: Злое зелье крапивное, Еще злее да люта свекра! Люта свекра – молодой снохе: «Ты поди, моя невестка! Во чисто поле; Ты стань, моя невестка, меж трех дорог, Четырех сторон, Ты рябиною кудрявою Кудрявою, кучерявою!» Туда ж ехал добрый молодец; Он стал под рябинушку, Кудрявую, кучерявую; Без ветра рябина зашаталася, Без дождю рябина мокра стала, Без вихрю рябина к земле клонится, За черны кудри ловится. Вышитым ягодам рябины на полотенце приписывалась особая магическая сила, способная защищать от болезней не только людей, но и домашнюю скотину. Младенца из купели после крещения принимал на разукрашенное полотенце. Полотенце с гроздями рябины одаривали на свадьбе молодых. Цветы, травы, деревья в народной вышивке наделялись чудодейственной силой. Рябина вьется, завивается, круглится, собираясь и рассыпаясь круговыми ритмами. В Жостовской росписи образ рябины наполняется поэтическим содержанием. Сияют ягоды рябины, нежные, сочные, глянцевые, светятся резные листья. Хохломской росписью украшаются деревянные изделия, легкие, золотисто-огненные, покрытые желтыми лепестками, черно-зубчатой листвой и ягодами алыми рябины. Произведения художников из древнего русского села принесли Палеху мировую известность. Рябина чудо как хороша! Листва трепещет многоцветием красок, сверкающими бликами золота. «И стоит, качаясь, тонкая рябина» - такое восприятие роли природы в жизни человека (следовательно, роли рябины) является главным в искусстве Палеха. Шишкин Иван Иванович «Рябина» 1892г.русский художник Кончаловский Петр Петрович«Корзина с рябиной» 1947 г. Грабарь Игорь Эммануилович «Осень. Рябина и березы.» 1924 г.В небольшом полотне художника Игоря Эммануиловича Грабаря «Осень. Рябина и березы.» природа предстает как яркое праздничное зрелище. Вспыхивает кружевная оранжево-красная листва рябины на фоне ярко-зеленого поля, стволы берез с длинными ниспадающими гирляндами золотой листвы обрамляют ее.