Конспект занятия по художественному труду Каменные стражи русской земли


Конспект занятия «Каменные стражи русской земли»
Фамилия Имя Отчество автора: Чернова Елена Кузьминична
Тема занятия: «Каменные стражи русской земли»
Класс (возраст) 3 (9-10)
Цель занятия: познакомить учащихся с конструктивным образом древнерусского города-крепости, формировать навыки вырезания ножницами.
Задачи:
Познакомить с понятием «кремль» и знаменитыми русскими кремлями.
Развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности.
Формировать практические навыки работы с художественными материалами.
Развивать творческую активность и умение работать в малой группе.
Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира, любовь к Родине и её культуре.
Методы:
по источнику получения знаний: словесные (рассказ, беседа), наглядные (демонстрация презентации, наглядных пособий), практические (практическая работа);
по форме организации деятельности учителя и учащихся: методы преподавания (беседа, рассказ, объяснение), методы учения (практическая работа, самостоятельная работа);
по характеру познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный.
Материалы и оборудование для учителя:
Компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация по теме, аудиозапись
М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке», репродукции с изображением древнерусской архитектуры; подбор иллюстраций по теме «Русские кремли», раздаточный материал.
Материалы и оборудование для учащихся: фон – основа работы, ножницы, самоклеящаяся плёнка белого цвета, повязки зодчего.
Глоссарий (новые понятия, слова): архитектор, зодчий, кремль, крепость, монастырь, бойница, золотые ворота, купол, шатёр, силуэт, симметрия.
Литература: Неменский Б.М., Фомина Н.Н., Гросул Н.В., Коротеева Е.И., Михайлова Н.М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: «Просвещение», 1991.
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство, 3 класс. - М.: «Просвещение», 2003. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г.А. Изобразительное искусство, учебник для 3 класса начальной школы. - М.: «Просвещение», 2003; Изобразительное искусство, 2 класс: поурочные планы по учебникам Е.И. Коротеевой, Н.А. Горячевой под ред. Б.М. Неменского/ авт.-сост. С.Б. Дроздова. – Волгоград «Учитель», 2008. Изобразительное искусство, 4 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград «Учитель», 2007.
План-конспект занятия
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Этап организационный. Введение в тему занятия
Сегодня мы с вами попробуем себя в роли древнерусских архитекторов, зодчих и даже построим свой город.
Кто такой архитектор?
Архитектор – (гр. Architekton) в переводе с греческого языка означает первый, главный строитель. Впервые на Руси этот термин ввёл Пётр 1, прежде ему соответствовало слово зодчий.
Зодчий - древнерусское слово, образовано от «зедати» - строить.
Строитель, сначала проектирует, а затем строит дома.
2. Этап усвоения новых знаний
Добрый день, дорогие друзья!
Новой встрече рада я.
Совершим путешествие в далёкие века,
В древнерусские крепости-города.
Попробуем перенестись воображением на 500 лет назад. Центр средневекового уклада жизни города сосредоточивался в Кремле. Здесь были главные храмы, жили царь, митрополит и самые богатые и властные мужи – бояре; здесь находились приказы на Ивановской площади, где шли суды и расправы.
На что было похоже это сооружение?
Окружённый со всех сторон водой и рвами, он имел вид неприступного замка. Как его и называли иностранцы. С юга его замыкала Москва-река и двойные стены, со стороны Красной площади - глубокий ров. Обложенный кирпичом и наполненный водой. Здесь же белокаменные златоверхие храмы, крепкие двойные и тройные стены с высокими башнями, каменные дворцы-терема.
Кремль прежде всего казался буквально битком набитым каменными зданиями. Огромнейший дворец, начинавшийся под горой запасным дворцом и взбиравшийся на гору грудой теремов со всевозможными надстройками и пристройками, имел не одну тысячу комнат. Соборы, церкви, приказы, частные дома, три башни, находившиеся в царском дворе, занимали юго-западный угол Кремля. Золото куполов, изразцы, сверкающие яркими цветами, черепичные поливные кровли на башнях, узорчатые золотые кресты, как жар горящие в небе. Ряды слюдяных окон в замысловатых переплётах – всё это было оригинально и красиво!
Кремль был продуктом векового народного творчества: здесь вылилось в осязательную форму всё то, что могло создать оно.
Русские города окружали себя крепостной стеной, чтобы защититься от врагов. Стену называли кремлём. В словаре мы найдём такое определение:
Кремль – обозначение цитадели, крепости древнерусских городов; до 17 столетия более употребительным был термин «детинец».
Кремль – это военно-инженерное сооружение с башнями, с бойницами на стенах, проезжими воротами. Подступы к стенам защищались полосой рва.
Некоторые старые русские кремли сохранились до наших дней, и являются живой историей нашего государства.
Каждому из нас знаком главный кремль нашей страны.
Псковский кремль носит ярко выраженные формы военного сооружения. Просты и суровы мощные крепостные стены с башнями бастионами.
Каждый кремль имел несколько башен. Квадратные большие башни, где были проезжие ворота, чередовались с меньшими - круглыми.
Как вы думаете, каково назначение этих башен?
Кроме того, башни использовались как наблюдательный пункт. В осадное время в одной из башен кремля находилось командование кремлёвской обороны.
Башни были проездные и глухие. Проездные башни были более высокими, с толстыми стенами. Их проезды закрывались массивными деревянными воротами, окованными железными листами.
Сверху башни завершались зубцами, на которых были устроены деревянные шатры со сторожевыми вышками.
О чём говорит слово сторожевые?
Вход в кремль осуществлялся через центральный вход – колокольню либо «золотые» ворота.
Строения кремля были не только красивы, но и надёжны. Во время осады в любом из них можно было укрыться от неприятеля. Да и стены, усиленные башнями, могли выдержать любой штурм.
Очень часто на Руси роль крепости выполняли монастыри. Посмотрите на изображение Новодевичьева монастыря в Москве. Что роднит его с крепостью, кремлём?
В мирное время колокольный звон созывал жителей на службу. Набатный звон колоколов предупреждал о приближении врага, а стены монастырей спасали от вражеских нашествий.
В архитектуре города-крепости гармонично связана красота и мудрость сооружения. Каждый объект архитектуры кремля стоит на защите города и является эстетическим дополнением к внешнему образу города-крепости.
Большое место в архитектуре кремля отводилось церквям и храмам.
Как же был устроен русский храм тех времён?
Крестово-купольная конструкция – два пересекающихся под прямым углом свода – была заимствована из Византии. На месте пересечения сводов водружался купол, поддерживаемый световым барабаном. Венчали храм купола: яйцевидные, шлемовидные, луковичные главки. Различным было и количество куполов на храмах: у храма Покрова на Нерли – один, пять – у Софийского собора в Новгороде.
Храм Покрова на реке Нерль в народе называли белой лебёдушкой. Как вы думаете, почему?
Если храм Покрова на Нерли олицетворение женского начала, то Дмитриевский собор в городе Владимире похож на былинного русского богатыря.
Что роднит храм с обликом богатыря?
Если продолжить аналогию с «богатырской» темой, то Софийский собор в Новгороде – это уже целое войско богатырей, вставшее на защиту Руси.
Венчали храмы не только купола, но и шатры. Примером каменной шатровой архитектуры может служить Церковь Вознесения в селе Коломенском. Здесь мы видим прямое продолжение традиций деревянной шатровой архитектуры. Вспомните, пожалуйста, принцип шатрового строительства.
Шатер храма Вознесения, самобытного и свободного, возносится в небо, к вечности, вознося души молящихся к Богу.
Церковь Вознесения в селе Коломенском имела и важное оборонное значение – сторожевой башни, с которой дозорные принимали из Подмосковья «телеграфные» огненные сигналы об опасности. С помощью факелов или зажженной бересты их передавали дальше – в Симонов монастырь и на колокольню Ивана Великого. Ведь именно с юга тогда грозила наибольшая опасность рубежам Москвы – татарские набеги.

Теперь мы с вами снова у стен Московского Кремля, на главной площади Москвы.
Какой?
Есть на этой площади храм, который, наверное, знаком всем. Как называется этот храм?
На крепость.
Московский кремль.
Вести бой.
Там были сторожа, караульные, которые предупреждали о приближении врага.
Есть крепостные стены, башни. Все постройки сосредоточены внутри стен.
Похож на белого лебедя, плывущего по реке и отражающегося в воде. А ещё напоминает девицу в кокошнике, раньше на Руси девушек тоже называли белыми лебёдушками.
Такой же крепкий, коренастый, также прочно стоит на земле. Купол храма похож на богатырский шлем.
Шатровый храм – это четырёхугольный сруб – четверик, на котором стоит восьмерик – восьмигранное основание шатра.
Внизу такое здание часто бывало окружено гостеприимным крыльцом-гульбищем
Красной площади. «Красная» значит «красивая».
Храм Василия Блаженного.

3. Сообщение учащегося
Сегодня мы послушаем сообщение вашего товарища о Храме Василия Блаженного.
В архитектуре Храма Василия Блаженного соединились черты купольной и шатровой архитектуры.
Собор состоит из восьми храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся в дни решающих боёв за Казань. Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами
Наверное, не все знают, что храм имеет ещё одно название – Покровский. Храм Покрова Святой Богородицы на Рву был построен в середине 16 века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства. Именно в день Покрова Пресвятой Богородицы, 1 октября 1552 года, начался штурм Казани, который принёс победу русской армии. В летописях сохранились имена зодчих, возводивших храм. Это псковские мастера Барма и Иван Яковлев по прозвищу Постник. Существует легенда, что, увидев новый храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли построить храм ещё лучше.
ЦАРСКАЯ МИЛОСТЬ
… А как храм осветили,
То с посохом,
В шапке монашьей,
Обошел его царь –
От подвалов и служб
До креста.
И откинувши взором
Его узорчатые башни,
- Лепота! – молвил царь.
И ответили все: - лепота!
И спросил благодетель:
- А можете сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю! –
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
- Можем!
Прикажи государь! –
И ударились в ноги царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих.
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях,
И в землях рязанских и прочих.
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!
Дмитрий Кедрин. Из стихотворения «Зодчие»
В 1588 году с северо-восточной стороны собора был пристроен придел над могилой юродивого Василия блаженного, которого чтил и боялся сам Иван Грозный. С тех пор и укоренилось употреблявшееся в просторечии название - Храм Василия Блаженного.
4. Этап работы с таблицами. Проверка усвоения новых знаний
Сегодня мы с вами тоже попробуем себя в роли зодчих, архитекторов. Настоящий зодчий должен иметь острый глаз. У вас на столах лежат карточки с изображением куполов храма Василия Блаженного. Справа мы видим четыре силуэтных изображения куполов. Ваша задача – найти правильное расположение куполов.
Что ж, вы показали, что глаз у вас действительно острый.
Но настоящий зодчий должен обладать ещё и твёрдой рукой.
Перед вами на экране архитектурные объекты монастыря-крепости. Вам предстоит достроить крепость.
Вы успешно справились с заданием, крепость достроена.
Рассмотрим изображение крепости-монастыря. Какие архитектурные объекты можно выделить в древнерусском городе-крепости?
2768604762500
Правильный ответ под буквой «Г». В поле нашего зрения - пять куполов.
В архитектуре крепости-монастыря ярко выделены крепостная стена, центральный въезд, однокупольный храм, угловые башни, пятикупольный храм.
5. Физкультминутка
Вы успешно прошли все испытания. Наступило время пройти обряд посвящения в зодчие.
Встаньте, пожалуйста, из-за столов. Повторяйте за мной слова и движения обряда посвящения.
Раз, два, три, четыре, пять станем в зодчих мы играть.
Рукава мы засучили, инструменты заточили.
Вправо, влево наклонились, силы явно появились.
Повязка зодчего нам впору, город строить мы готовы.
(надеваем на голову повязки зодчих)
Раз, два, три, четыре, пять станем в зодчих мы играть.
Рукава мы засучили, инструменты заточили.
Вправо, влево наклонились, силы явно появились.
Повязка зодчего нам впору, город строить мы готовы.
(надеваем на голову повязки зодчих)
6. Этап постановки творческой задачи
Строительство города дело коллективное. Сегодня мы с вами тоже выполним коллективную работу – построим белокаменный город-крепость. Каждый из вас внесёт свою лепту в строительство.
«Строительный» материал у вас на столах – самоклеящаяся плёнка белого цвета. «Строительные» инструменты – ножницы.
Применяем приём симметричного вырезания. Заготовка будущего архитектурного сооружения складывается пополам, поэтому вырезаем половину здания.
Педагог демонстрирует поэтапность выполнения работы. В помощь детям даётся динамическая таблица.
Работаем малыми группами. Одна трудится над изготовлением крепостных стен, ворот, башен. Вторая осуществляет постройку теремов. Третья занимается строительством церквей и храмов.
Готовые архитектурные сооружения мы приклеим на общий фон.
30289532893000
7. Самостоятельная работа учащихся
Педагог помогает детям советом и показом способов вырезания. Практическая деятельность учащихся.
8. Подведение итогов занятия
Город построен. Полюбуемся на дело своих рук.
Что нового узнали на занятии, чему научились? Ответы детей.