План-конспект урока по истории древнего мира в класс«Древняя Индия»




ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ»


Ярмиева Гюзель Масгутовна



МБОУ «Евлаштауская средняя общеобразовательная школа Сабинского муниципального района РТ »



Учитель истории



История 5







Тема: « Древний Восток. Природа и люди Древней Индии»



А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая «История Древнего мира». Просвещение,2012



Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской цивилизации.
Задачи:
- изучить местоположение и природные условия Древней Индии;
-обеспечить усвоение учащимися понятия « цивилизация»;
-продолжить формирование умений работать с картой, текстом учебника и историческими источниками;
-воспитывать уважение к культурному наследию древнейших цивилизаций.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы работы учащихся: коллективная, групповая
Необходимое оборудование:
-карта Древний Восток;
-дорожные карты для работы в группах;
-рабочая тетрадь по истории Древнего мира . часть 1. Г.И. Годер
Структура и ход урока (План)





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Личностные результаты
Предметные результаты
Метапред-метные результаты

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель: мотивировать (организовать самоопределение) учащихся к УД

На столе учитель располагает индийский чая, сахар и вату.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
-Что вы видите перед собой? Какие ассоциации у Вас вызывает эти предметы?
Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Как бы вы определили его тему?






Варианты ответов: пачка, чай, сахар фигура и т.д.


Ответы учащихся с обоснованием своего мнения.

Подвести учащихся к тому, что тема урока посвящена государству, которое называют государством - Индия.

формирование основ социально-критического мышления
развитие стремления сохранять и приумножать культурное наследие прошлого;

овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Вопросы:
1.Чем цивилизация отличается от первобытности?
Цивилизация
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Государство Письменность Законы

2.Какие государства мы изучили?
3.Где возникло древнейшее письмо?
4.Как оно называлось?
5.Где возник древнейший алфавит?

-Давайте попробуем определить по какому плану мы можем изучить историю Индии в рамках нашего урока.
-Для этого мы с Вами составим план. Ваши предложения
В результате совместных действий на доске записывается план урока.
1.Природа Древней Индии.
2.Занятия древних индийцев.
3.Религиозные верования людей



Ответы учащихся (фронтальная работа):
1.Цивилизация – это появление государства, письменности, законов. В первобытном обществе этих признаков нет.
2.Мы изучили древний Египет, Двуречье, Финикию, Ассирию.
3.Древнейшее письмо возникло в Египте, Двуречье.
4.Древнее письмо Египта называлось иероглифами, Двуречья – клинопись.
5.Древнейший алфавит появился в Финикии.
7.До наших дней дошли законы Хаммурапи





Ответы учащихся с обоснованием своего мнения.



В результате совместных действий на доске записывается план урока.













создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения,

3.Выявление места и причины.
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести к выявлению места и причины затруднения.

-Как Вы считаете, с какими трудностями мы можем столкнуться при рассмотрении материала.

-Для того, чтобы Вам было легче работать, предлагаю разделиться на три группы, каждая из которых будет работать над одним из пунктов плана
- Что нам поможет в преодолении этих затруднений?

Варианты ответов учащихся:
недостаточность имеющихся знаний, новые понятия, отсутствие интереса


Распределение на группы.






Варианты ответов учащихся:
текст параграфа, дорожные карты для групп.

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию







Осуществ-лять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).
Цель: построить проект выхода из затруднения.

-Итак, 1 группа работает над вопросом- « Природа Древней Индии.»
2 группа работает над вопросом-«Занятия древних индийцев»
3 группа работает над вопросом-« Религиозные верования людей»

Участники групп получают дорожные карты для организации своей работы.
1 группа- Приложение № 1

2 группа- Приложение № 2



3 группа- Приложение № 3
Работа в группах.
осознанное построение индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

овладение базовыми знаниями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах
Использо-вать речь для планирова-ния и регуляции своей деятельнос-ти;

5.Реализация построенного проекта
Цель: реализовать построенный проект

-А теперь давайте попробуем всё что мы выяснили в ходе работы в группах соединить в единое целое весь рассматриваемый нами материал.

Выступление групп. Аргументация и разъяснение информации самими учащимися.
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ,

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.

1.Задания для учащихся (нанести на к./к. реки Инд и Ганг и горы Гималаи).
2.Демонстрация ответов через компьютер

1. Самостоятельная работа с контурной картой.
Самопроверка через компьютер.
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений


7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых.
- А сейчас я предлагаю вам тест:
I.Тест.
1.Индия расположена на юге материка ___________.
2.Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название______________.
3.Самые многоводные реки Индии – это ______________.
4. В Индии впервые стали выращивать_________ и ____________.
*5.
II.Ответы на доске.
1 – Азия, 2 – Гималаи, 3 – Инд и Ганг, 4 – сахарный тростник и хлопчатник
Работа учащихся .
1.Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации.
2.Взаимопроверка.
3.Коррекция.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей.
овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, основную идею текста,

8.Включение в систему знаний повторение.
Цель:
- выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.
-повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности
- Для того, чтобы выяснить как вы усвоили материал урока, вам предлагается ответить на вопросы Блиц- турнира










А сейчас мы с вами составим цепочку Ваших ассоциаций по теме нашего урока. Итак

Сегодня мы очень многое выяснили об Индии.
-Как вы думаете, где и когда нам пригодятся эти знания?

Где изобрели цифры? (Индия)
Раджами назывались вожди Китая, Индии или Междуречья?

3. На чём писали в Древней Индии: на папирусах, на глиняных дощечках, на пальмовых листьях? (на пальмовых листьях).
4.Большая река, на берегах которой возникли древнейшие в Индии города. (Инд.)
5.В какой стране верили в переселение душ? (В Индии)
6.Густые, труднопроходимые леса по берегам Ганга. (Джунгли).


Ответы учащихся с обоснованием своего мнения.


Подвести учащихся к осознанию целостности мира, необходимости изучения истории и особенностей развития государств, для дальнейшего построения взаимодействия и взаимоотношений между народами.







формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;









создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний
умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов

9. Рефлексия УД на уроке
Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке.
Приём «Поговорки – зеркало настроения»

Домашнее задание. ( Варианты)
1 уровень: Параграф 20, вопросы 1-4
2 уровень: Задание в рабочей тетради № 25.
3 уровень: Сочинить стихотворение или составить синквейн по теме.
Ответы учащихся
Варианты:« Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
« Труд- кормит, а лень- портит»

Приобрете-ние опыта активного освоения исторического и культурного наследия
























Приложение № 1
Дорожная карта для работы в группе № 1 «Природа Древней Индии.»
№ п/п
План действий, способов достижения поставленной задачи.
Результат мини-задачи.
Вопросы и затруднения.

1
Открой учебник на странице 95-97. Внимательно прочитайте материал на с.98 и пункт 1,2 на с.95.



2
Найдите и внимательно рассмотрите новые термины, которые в тексте выделены курсивом.



3
Внимательно изучите карту Древний Восток с.31 и найдите на ней те области и географические понятия , о которых идёт речь в тексте учебника.



4
Внимательно изучи дополнительную информацию и используй при ответе на вопрос, поставленный перед группой.
Индия расположена на юге Азии, на полуострове Индостан и занимает прилегающую к нему часть материка. С запада, юга и востока омывается водами Индийского океана, а с севера от остального мира его отделяют высочайшие горы Гималаи, что значит «жилище снегов» . Только немногие горные проходы, ущелья и долины соединяют Индию с соседними государствами. Климат полуострова неоднородный: вблизи Гималаев бывает очень холодно, а в южных областях жарко.
Центральную часть Индии занимает плоскогорье Декан, где возвышаются холмы, раскинулись степи и саванны ).
В Индии текут две великие реки – Инд и Ганг, берущие начало высоко в Гималаях . Название свое страна получила от названия реки Инд. Реки не пересыхающие, ежегодно разливающиеся и несущие плодородный ил.
Природные условия долин этих рек различны. В долине Инда редко выпадают дожди, больше солнца. В долине Ганга с июня по сентябрь льют дожди непрерывным потоком.
В древности эту долину покрывали болота и джунгли.






Приложение № 2
Дорожная карта для работы в группе № 2 «Занятия древних индийцев»
№ п/п
План действий, способов достижения поставленной задачи.
Результат мини-задачи.
Вопросы и затруднения.

1
Открой учебник на странице 97. Внимательно прочитайте материал пункта 3 .



2
Внимательно изучите карту Древний Восток с.31 и найдите на ней реку Нил и основные районы земледелия.



3
Внимательно изучи дополнительную информацию и используй при заполнении таблицы.
«Большая часть индийских земель орошается и потому приносит урожай два раза в год. Многочисленных и весьма крупных слонов взращивает индийская земля, в изобилии доставляя им корм. Люди Индии знакомы с различными искусствами. В Индии произрастает много проса, орошаемого большим количеством речной влаги, много различных бобовых, а также рис и сахарный тростник. Жители выращивают хлопчатник, а там, где было суше, сеяли пшеницу и ячмень. Поэтому Индия никогда, не знала голода. Вооружившись луком индийцы охотились в джунглях на диких зверей и птиц.»




4
Действительно труд человека в Индии творил чудеса. Жители Индии обожествляли животных и поклонялись многим богам.








Приложение № 3
Дорожная карта для работы в группе № 3 «Религиозные верования людей»
№ п/п
План действий, способов достижения поставленной задачи.
Результат мини-задачи.
Вопросы и затруднения.

1
Открой учебник на странице 97-99. Внимательно прочитайте материал пункта 4 и 5 .



2
Найдите и внимательно рассмотрите новые термины, которые в тексте выделены курсивом.



3
Ответьте на вопрос « Кто управлял Индией?» Каким животным поклонялись индийцы?
обожествляли животных. Религия Древних индийцев - индуизм – сохранилась до наших дней.
Обоснуйте и аргументируйте своё мнение.



4
Внимательно изучите карту Древний Восток с.31 и найдите на ней столицу и крупные города Индии.



Используемая литература.
Учебник Вигасина А.А. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая.16 изд. М. Просвещение,2012.
Атлас по истории Древнего мира. А.А. Вигасин, Г,И. .. «История Древнего мира»
Арасланова О.В., Соловьёв К.А.Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс,3 изд.М.:ВАКО, 2007, 510 с.
Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательного учреждения в 2 выпусках.Вып. 1 М. Просвещение, 2007,79 с.