Занятие кружка Орнаменты вокруг нас

Занятие элективного курса
Орнаменты.
Класс 5.
Аннотация. Геометрический материал в курсе изучения математики 5-6 класса не выделяется в программе и в реальном процессе обучения в качестве самостоятельно раздела. Вопросы геометрического содержания рассматриваются в тесной связи с рассмотрением остальных вопросов курса. Но формирование геометрических представлений является важным разделом умственного воспитания, политехнического образования, имеют широкое значение во всей познавательной деятельности человека. С этой целью в нашей школе в 5-6 классах ведется курс наглядной геометрии.
Геометрия, как и любой другой учебный предмет, не может обходиться без наглядности. При этом удачное и умелое применение наглядности побуждает детей к познавательной самостоятельности и повышает их интерес к предмету, является важнейшим условием успеха.
В тесной связи с наглядностью обучения находится и его практичность. Именно из жизни черпается конкретный материал для формирования наглядных геометрических представлений. Мне представилось необходимым расширить геометрический материал и включить элементы ненецких орнаментов, их моделирование, что должно способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, развивать их интерес к учебе, создать условия продуктивной обработки учебной информации.
Цель: расширить знания учащихся о практическом применении геометрии;
Задачи:
познакомить учащихся с типами орнаментов, научить составлять орнаменты;
развивать пространственное видение;
воспитать чувство любви к родному краю.
Оборудование: набор открыток «Ненецкие орнаменты», флаг НАО, изображения «Геометрические орнаменты», «Северное сияние», «Ненецкая одежда» комплекты заданий, презентация POWER POINT, фонограмма, плакат «Искусство орнамента содержит в неявном виде наиболее древнюю часть известной нам высшей математики» (Герман Вейль)
Ход занятия
Актуализация опорных знаний
На прошлых занятиях мы с вами прикоснулись к удивительному математическому явлению – геометрии клетчатой бумаги. Клеточки бумаги позволяют многие построения проводить только с помощью одной линейки. А использовать клетки в полной мере позволят известные вам свойства геометрических фигур.
Изучение нового материала
Цель нашего занятия – познакомиться с разнообразными орнаментами и научиться их составлять.
Слово «орнамент» происходит от латинского ornamentum, что означает украшение. В орнаменте как определенной разновидности изобразительного искусства отражаются характер и художественные особенности культуры народа, создавшего этот орнамент, а также эпохи, в которую орнамент был создан.
Особенности орнамента состоят в следующем.
1. Каждый орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов. Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) первооснова, художественный элемент, без которого нет орнамента. При сочетании мотивов создается художественный образ орнамента. Мотивы орнамента могут быть расчленены на ритмически повторяющиеся элементы, которые называются раппортами.
2. Орнамент, в отличие от живописной картины, не существует самостоятельно, а входит как составной элемент в общее оформление того или иного предмета, сооружения, печатного издания, текстильного изделия и т.п.
Орнаменты многообразны. Их различают прежде всего по содержанию мотивов:
геометрические;
природные;
образованные из предметов, созданных человеком;
образованные из символов и эмблем.
Геометрический орнамент состоит из линий и геометрических фигур. К мотивам геометрических орнаментов относятся зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, многоугольники, звезды, окружности, спирали и другие фигуры геометрического характера.




Простейшие сочетания геометрических фигур и линий могут создавать довольно разнообразные формы орнаментов.
Какие геометрические фигуры использованы для составления данного орнамента? (треугольник)
Как расположены геометрические фигуры? (В определенном порядке)
Как можно назвать такой порядок в изображении? (Узор)
А повтор узора называется ритмом.
Ритм широко проявляется в жизни и искусстве. Многие явления природы смена дня и ночи, биение сердца, чередование листьев на растениях и т.д. происходят ритмически. Ритм присущ также трудовым процессам (работе топором, молотом и т.д.), играм, танцам. Ярко выражен ритм в архитектуре, поэзии, музыке, пении во всех видах искусства.
Ритм в орнаменте достигается гармонической соразмерностью всех орнаментальных мотивов между собой и с украшением в целом.
Итак, орнамент – это узор, в котором ритмически повторяются какие–то элементы (в нашем случае геометрические фигуры).
Составление (создание) орнаментов – настоящее искусство.
Сегодня и нам предстоит научиться их составлять.
Мир орнамента - большой и разнообразный, он живет и развивается по своим законам. Некоторые орнаментальные мотивы имеют распространение у разных народов и в разные эпохи. К ним относятся в первую очередь многие геометрические и растительные мотивы. Из растительных орнаментальных мотивов простейшими являются изображения листьев, цветов, плодов и веток. К природным орнаментальным мотивам относятся также все изображения живых существ: животных и людей.
В современной жизни представителей разных народов сохраняется почтительное отношение к символике орнаментальных знаков, хотя всерьез, наверное, мало кто верит в их магию. Некоторые символы хорошо известны, и мы их используем.
Особенности формирования своеобразной культуры коренных народов Севера определялись уровнем их общественного развития и той географической средой, в которой проходила жизнь. человек, живший в гармонии с природой, ощущал ее ритмы и изображал их, находя конкретные аналоги в окружающем мире. К линии, начертанной, высеченной или вышитой люди относились как к магической «волшебной палочке», заставляющей силы природы оберегать, лечить, защищать, покровительствовать человеку.
Узор ненецкого орнамента строго геометричен и состоит из прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов. Ненцы трактуют эти рисунки как живое воспроизведение близкой им северной природы. Орнамент ненцев основан на прямом восприятии природы. Об этом прямо говорят его названия: «оленьи рога», «заячьи уши», «рыбьи хвосты», «сосновая шишка», «лебеди».
Ненецкие орнаменты широко используются в оформлении того или иного предмета, архитектурного сооружения, текстильного изделия, печатного издания.

Заголовки газет Ненецкого автономного округа украшают орнаменты «оленьи рога», «локоть лисицы».

Практическая работа: Последовательно выполняя движения, получите ненецкий орнамент «локоть лисы».


Орнаменты неразрывно связаны с фольклорным наследием ненцев, сохранившимся до наших времён, оно поражает своим остроумием и глубокой смысловой нагрузкой, отражает многовековой опыт народа, его меткий ум. Тематика большинства загадок, пословиц и поговорок связана с природой, животным и растительным миром.
Вот загадка из растительного мира.
Летом, красным сукном одетая, на одной ножке стоит. (Морошка)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рассмотри фотографии морошки. Какая она? С чем ты её можешь сравнить?
Опишите свои мысли: «Морошка похожа на ...»
А вот и орнаментальное изображение этой северной ягоды.

Как вы можете заметить, узор состоит из строгих геометрических фигур, ритмически чередующихся.
А вот несколько загадок про одного представителя нашей фауны.
Днём и ночью дрожит, всего боится.
Зимой около пенька его не видно.
Длинноухий модник: летом - в сером кафтане бегает, а зимой шубку надевает. (Заяц)
В украшении национальной одежды, обуви часто используется орнамент «уши зайца».
Как вы себе его представляете? Почему он так называется?

Практическая работа: Продолжи ненецкий орнамент “уши зайца”.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Не остались в стороне от этого вида искусства и явления природы, в том числе и одно из красивейших, наблюдать которое посчастливилось жителям заполярного Севера.
Небо красноватое играет –
будто там бруснику собирает.
Мажет ею огненные тучи
Ставший на дыбы медведь могучий...
Пляшет золотистыми столбами,
Плещется искристыми цветами
Над землёю радужное пламя. (Полярное сияние)


Очень сложным для изображения является орнамент «Северное сияние», но он очень точно изображает это природное явление.


Орнаменты встречаются и в официальных символах округа.
Современный флаг Ненецкого автономного округа представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное на три неравных полосы – белую, синюю и зеленую. Белый цвет символизирует в геральдике чистоту, покой и первозданность. Синий цвет – символ постоянства, бесконечности, а зеленый – молодости, надежды и жизненной энергии. Вверху синяя полоса ограничена орнаментом геометрически правильных фигур, традиционных в культуре народов Севера.
Какое название вы дали бы этому орнаменту? («оленьи рога» или «рога быка»)
 Знаешь ли ты, что в тундре нет ни одной семьи, у которой не было бы прирученных оленей. За маленьким другом ухаживают взрослые и дети. Первое время он живёт в чуме, спит, отдыхает и ест на краю постели своего маленького хозяина, который тоже помогает ему расти – собирает для него корм, делится лакомством и оберегает от всех бед.
Оленю отводится большая роль и в ненецком фольклоре.
Про него загадывают загадки:
В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье? (Олень)
Ему посвящены пословицы и поговорки:
Как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи имя своё.
Тот, кто оленя может побить, сам не уйдёт от его копыт.
Оленю лучшая мерка – в дороге проверка.
Оленя узнаешь в упряжке, а человека на промысле.
Про оленя сочиняют сказки, стихи, поют песни (фонограмма песни).
И это неслучайно. Ведь олень служит человеку средством передвижения, он кормит человека, он его и согревает. Из меха оленя шьют меховую одежду, которую ненцы называют малицей. Украшают орнаментом из кусочков разноцветного сукна. Малицу часто называют индивидуальным чумом, так как подобно чуму она надёжно защищает человека от холода. Шапку и рукавицы пришивают к малице, чтобы ветер не задувал за ворот.
Про человека в малице говорят: «По одному отверстию войдёт, по трём местам выйдет».


На рисунке вы можете увидеть, что меховая одежда и обувь украшены орнаментом «Оленьи рога».
Практическая работа. Продолжи ненецкий орнамент «Рога быка».

Ненцы не только воспевают растительный и животный мир, окружающую природу в фольклоре, в изобразительном искусстве. Они учат бережно относиться к ним.
Ненцы сильно верят приметам. Они для них и запреты, и правила, и предупреждения.
Приметы, связанные с бережным отношением к природе, с запретами жизни тундры:
- Не мучай зверя, животного, насекомого – тебя могут постигнуть страшные мучения.
- Не кидай камни, комья земли или снега в реку, озеро, водоём – ты ослепишь жителя подводного мира и сам ослепнешь.
- Не тревожь воду, потому что, не миновать беды - может подняться ураганный ветер и разбуженная вода может натворить много бед.
- Не стреляй из лука, не имея мишени – твоя стрела может поразить тебя самого или другого человека.
- Не учись сквернословить – плохие слова на твоём языке оставляют запахи зловония.
- Не втыкай в землю железные предметы, остроконечные копья без надобности, боль земли – это боль сердца твоего.
Приметы-наказы предков о бережном и осторожном отношении к собственным словам:
- Собственный язык может тебя возвысить, спасти в несчастье, сделать виноватым или оправдать.
- Доброе слово летит как сокол, лживое слово плетётся мышиными шагами.
- Доброе слово лечит душу, злое слово её тяжело ранит.
- Злые языки рождают слова, похожие на нож с двумя лезвиями.
Приметы-наказы предков об отношении к жизни, людям, к животным:
- Береги оленя, как мать-землю. Он тебя кормит, одевает, согревает. Он- смысл твоей жизни.
- Не смейся над чужой бедой: она на тебя обернётся
- В какую бы беду ни попал - голову не вешай, ум не теряй.
- Если ты соблюдал традиции народа и наказы предков, то старость не страшна: ты будешь жить в достатке, и у тебя будет много друзей.
Итог занятия:
Сегодня мы имели возможность прикоснуться к удивительному миру орнаментов. Составление орнаментов – настоящее искусство. Знакомясь с ним, мы убедились в необыкновенности ненецкого фольклора и его непохожести на устное народное творчество других народов.
 Задание на дом:
1. Придумайте свой орнамент. Сделайте для него трафарет
2. Выполните задание по алгоритму «Геометрия клетчатой бумаги». Получив 1 узор (раппорт), продолжите орнамент. Дайте ему название.
4 клетки вправо
2 клетки вверх
1 клетка влево
2 клетки вверх
2 клетки вправо
1 клетка вверх
1 клетка вправо
2 клетки вверх
1 клетка вправо
1 клетка вниз
1 клетка вправо
1 клетка вверх
1 клетка вправо
1 клетка вниз
1 клетка вправо
1 клетка вверх
1 клетка вправо
2 клетки вниз
4 клетки влево
1 клетка вниз
1 клетка влево
3 клетки вниз
1 клетка вправо
1 клетка вниз

Результат









13PAGE 15


13PAGE 14415