Разработка урока обучение грамоте : Парные согласные звуки [в] [в]-[ф][ф]. Буквы В,в и Ф,ф.(1 класс),


Тема: Парные согласные звуки [в] [в']-[ф][ф']. Буквы В,в и Ф,ф.
Цель: Создать условия по формированию умения сравнивать парные согласные звуки по звонкости- глухости.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с парными согласными, учить дифференцировать звуки .Развивающие: Создать условия по формированию умения: наблюдать, сравнивать, делать выводы, развивать фонематический слух, мышление, речь.
Воспитательные: Воспитывать культуру учебного труда, умение применять правила охраны своего здоровья
УУД:
Коммуникативные: Умение договариваться друг с другом.
Регулятивные: Развивать умение ставить цель, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, оценивать себя.
Познавательные: Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.
Личностные: Самоопределение, умение применять правила охраны своего здоровья.
Ход урока
Организационный момент
Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. 
2. Включение в учебную деятельность
Разминка «Прочитай правильно»
м (р,) п, б, (т), ы, е, (н,), (с), г, к
Игра «Собери пары»
Соотнести изученные парные глухие-звонкие согласные. (г-к, з-с, б-п, в-?) –буквы согласных стоят вперемешку. (Работа на плашке у доски)
3. Постановка целей и определение темы урока
-Ребята, отгадайте загадки.
Не галстук он, не воротник,А шею обнимать привык.Но не всегда, а лишь тогда,Когда бывают холода. (Шарф.)Прикрепляется картинка
Назовите последний звук в слове шарф. Дайте ему характеристику.     
   
Кто волшебницу узнает?
          Над землёй она летает.
          Чудеса творить умея,
          Всем в беде поможет … (фея)Прикрепляется картинка.
Назовите первый звук в слове фея. Дайте ему характеристику.Работа со звуковыми фишками.
Составить звуковую схему слова шарф. Составить слово. (касса букв).
-Почему мы не можем до конца составить слово? (Не знаем букву Ф.)
Знакомство с буквой Ф. Называем правильно –ЭФ.
- На что похожа буква Ф? (Надутые щеки, руки в бок)
- Ребята, можете назвать «именинницу» нашего урока?
-Ребята, назовите тему нашего урока.
Видеофильм «Буква Ф»
Игра «Будь внимательным»
-Ребята, нужно внимательно слушать и запоминать слова, в которых встречаются звуки (Ф), (Ф,).Дети называют слова: филин, фары, филинёнок, флажок, фонарик, фазаны, фонарь.
Физкультминутка «Елка»
4.Актуализация знаний
Работа по учебнику
У. с. 50. Выделить первый звук в словах фрукты, филин. (устно)
После этого проведем обобщение на основе розовой рамки: ещё раз назвать буквы и звуки, которые ими обозначаются; уточнить, что это буквы парных по глухости-звонкости согласных.
Проведем эксперимент со звуком [в]. Я поднимаю руку, вы громко произносите этот звук, опускаю руку ниже – произносите тише, еще      ниже – еще тише, опускаю вдоль туловища – говорите шепотом. Какой звук услышали, когда произносили звук шепотом?
Этот эксперимент еще раз доказывает, что данные звуки парные.
В ряду парных согласных нужно завершить работу. (в-ф)
А) Составить предложение о филине, подставить под схему нужную букву и объяснить выбор.
Работа со схемами. (Нарисовать звуковые фишки ) Работа в электронном учебнике на интерактивной доске.
Б)Чтение слов. Лексическое значение слова софа. Значение слова можно узнать в «Толковом словаре».
В)Задание с «ловушкой»
Г)Задание о сладком вкусном.
- Ребята, все ли то, что вкусно, полезно?
Какой предмет лишний? (вишня – полезно, создала природа, все остальное –человек)
Физкультминутка для глаз
Д)Разделить слова на две группы.
- Какие слова отвечают на вопрос кто?, что? (одушевленные – кто?)
Кто? Что?
У. с. 51.Работа с текстом. Использование электронного учебника.1. «Вот так помогли»
-Читает учитель. Работа по вопросу. В первом предложении подчеркнуть буквы парных согласных.
- Найдите слово конфеты и назовите «опасные места». На какое правило? (Безударная гласная)
2. Дети читают текст.
- О чем говорится в тексте? Что нам хотел сказать автор?
Придумывают заголовок
«Фомка проказник», «Вот так проказник…» «Фомка шалун».
В последнем предложении посчитать букву Ф. (4 буквы)
Обратите внимание на значок. В этом же предложении поищем и отметим «опасные места» по данному правилу. (залез, понес)
5. Итог урока
- С какими звуками и буквой познакомились?
- Что можете о них сказать?
6. Рефлексия
Нарисовать ротик смайлику.
Если все поняли и урок понравился, то улыбка.
Если что-то было непонятно, но урок понравился, то среднее положение ротика.
Если ничего не поняли, и ничего не понравилось, то грустное лицо.
Детирисуют и показывают учителю смайлики.