Урок по обучению грамоте на тему Звук [M] и М, буква М м в предшкольном классе




 Звуки [м — м'] и буква Мм
Жабетова Балауса Зарлыковна
Воспитатель подготовительной к школе группе
Саздинской средней школы
Цель . Учить детей выделять первый согласный звук в слове; ознакомить с буквой Мм; учить детей подбирать глаголы действия к предложенным существительным; внести условное (цветовое) обозначение твердых согласных (синий цвет) и мягких согласных (зеленый цвет).
Оборудование, Картинки со звуками [м — м']; палочки, картинки сизображением цветов, фломастеры, звуковые домики.
Ход занятия
1. Оргмомент.
2. Вводная часть.
  Педагог предлагает детям познакомиться с одной очень интересной девочкой Машей и послушать историю.
  — Жила-была Маша. Каждый день она придумывала для себя разные игры. Сегодня Маша проснулась и подумала: «Какой первый звук услышу, с ним и; буду дружить целый день». Маша подошла к окну и увидела корову и кошку. Они сидели напротив друг друга и разговаривали. Корова мычала «Му-у-у!» А кошка отвечала: «Мяу!»
—   Какой первый звук в песенке коровы? ([м].)
—  Какой первый звук в песенке кошки? ([м'])
Маша улыбнулась: «Значит, я сегодня играю и дружу со звуками [м—М']». Маша пошла на кухню, где мама готовила завтрак. Она сказала маме: «Ты в моей игре самая главная, потому что в твоем слове есть сразу два звука м.
— Какие дна звука имела в виду Маша? ([м].) Где в слове мама слышен звук [м]? (В начале и середине слова).
Маша вышла в сад. Она хотела нарвать букет цветов со звуками [м— м']. На клумбе росли цветы: ирисы, маки, пионы.
— Как вы думаете, какие цветы Маша сорвала? (Маки.) Почему? Маша вернулась с букетом маков. Поставила их в вазу. А на столе уже стояла манная каша и молоко. Маша засмеялась:  «Мамочка, какая ты молодец! Ты помогаешь мне в моей игре»
— Почему так сказала Маша? (В словах манная, молоко— первый звук [м].)
После завтрака Маша пошла в огород. Надо помочь маме приготовить обед. Maшa сорвала морковь для супа, малину для компота.
— Какой первый звук в словах морковью малина? (Звук [м].) Придя с огорода, Маша увидела, что на столе лежали макароны и мясо. Догадливая девочка поняла, что мама будет готовить макароны по-флотски.
— Какие звуки слышны в начале слов макароны, мясо?(3вуки [м—м'].) К обеду приехал папа. Увидев дочку, папа спросил: «В какую новую игру играешь, Машенька?».
«Я играю в слова со звуками [м — м']», — ответила Маша.
«Пока мама накрывает на стол, я с тобой поиграю, — сказал папа, посадил Машу себе на колени и стал загадывать ей загадки, — ехал я полем и увидел вот кого со звуком [м] в названии:
Маленькие зверьки, Серенькие шубки,
Длинные хвосты, Черненькие глазки,  Остренькие зубки. Кто это?»   (Мышки
— Маша подумала и отгадала. А вы отгадали, кого увидел Машин папа?
«Я привез тебе игрушку. Угадаешь — будет твоя:
Бьют его рукой и палкой — Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут».     (Мяч.)
- Эту загадку Маша отгадала сразу. А вы, дети?
2 . Дети вместо с воспитателем сравнивают звуки [м — м'] в словах мыши мяч.Определяют, что в первом слове звук произносится твердо, во втором слове — мягко.
Артикуляция звуков. При произнесении звуков [м — м'] губы сомкнуты; на пути воздушной струи стоит преграда, воздушная струя как бы разрывает губы.
Воспитатель договаривается с детьми, что звуки, при произнесении которых встречаются преграды во рту, будут называться согласными. Как видно из примеров, согласные звуки бывают твердыми и мягкими.
Характеристика звуков. Звуки [м — м'] — согласные; могут быть твердыми и мягкими.
II. 1. Звуковой анализ слов мыши  мяч(с закрашиванием фломастерами окошечек в домиках).
2. Игровая ситуация «Фокус».
Воспитатель привлекает внимание детей к схемам слов, на которых согласные звуки [м — м'] закрашены синим фломастером.
— Мы с вами обнаружили, что согласные могут произноситься мягко и твердо. А на нашей схеме этого не видно. Как бы нам показать, что звук [м] в первом слове звучит твердо, а во втором — мягко, словно солнышко растопило всю его твердость?
   Воспитатель берет желтый фломастер и закрашивает им синий квадратик во втором слове (как будто на него упал лучик солнца). Синий квадратик превращается на глазах детей в зеленый. После этого принимается решение обозначать мягкие согласные зеленым цветом, а твердые остаются синими. Красным цветом, как раньше, обозначается гласный звук.
Ш. Закрепление нового материала.
1.   Воспитатель предлагает из пары слов выбрать и назвать те, которые начинаются со звука [м'].
Примерные пары слов: масло— мясо, мак— мяч, море— мель, мышка — мишка, машина — метро к т. п,
2.   Воспитатель показывает картинки со звуком [м] — дети подбирают к. ним глаголы действия. Например: муха— летала, жужжала, надоедала.
Примерный набор слов машина {ехала, остановилась, везла) морковь {росла, зеленела), макароны (лежали, варились, жарились), мышка {бежала, пищала), мальчик (прыгал, бегал, рисовал, спал, играл) и др.
IV.  1. Знакомство с образом буквы. Педагог интересуется у детей:
— Как вы думаете, звук [м] имеет свой знак — букву? А звук [м1] имеет свою букву? Я вам раскрою секрет нашего языка: в русском языке твердые и мягкие звуки обозначаются одной буквой. Сейчас я вам покажу букву, которая обозначает звуки [м — м']. Показ демонстрационной буквы и размещение ее па панно по адресу четвертый этаж (четвертый ряд снизу), квартира № 2 (вторая клетка слона). Квартиры для букв, обозначающих согласные звуки,выделяются синим цветом.
2. Аналитико-синтетическая деятельность.
V.  Игровое упражнение «Из каких элементов состоит предмет».
 Цель: упражнять детей в умении анализировать изображение и вычленять составляющие его элементы.
Педагог рисует на доске схематичные изображения различных предметов (стол, стул, снеговик и т. П.) и предлагает ответить на вопросы: из каких элементов состоит изображение каждого предмета? Сколько всего элементов?
Итог занятия.