Программа предшкольной подготовки Солнечные ступеньки


ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
«СОЛНЕЧНЫЕ СТУПЕНЬКИ»
Составитель:
учитель начальных классов
Вандышева Анна Александровна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма. 
В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе. 
Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма. 
В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе. 
С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается  новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе?  Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако  исследования психологов и  многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе  находит свое выражение в:
- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;
- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;
- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.
«Внутренняя позиция школьника»  начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:
- всестороннее воспитание ребенка;
- специальная подготовка  к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.
 Для формирования  «внутренней позиции школьника» надо  создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл  настоящим учеником: посидел за партой, пообщался  с учителем, привык к нему и его требования.  Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения  требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.
В настоящее время не разработаны программы по подготовке дошкольников к обучению в школе в контексте федерального образовательного стандарта начального общего образования. Данная рабочая программа  является комплексной, разработана на основе двух образовательных курсов для дошкольников, обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе, не дублируя программу 1 класса.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника;
подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика;
формирование положительного отношения к школе.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;
развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;
воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;
формировать чёткие представления о школе и формах школьного поведения;
укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение ребёнка к школе, желание учиться;  
воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям;
создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:
Данный курс содержит три комплексных блока:
Обучение грамоте, развитие речи
Развитие мелкой моторики
Математика

ХАРАКТЕИСТИКА РАЗДЕЛОВ
Обучение элементам грамоты, первоначальному чтению
Основная задача - развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа, подготовка руки к письму.
На занятиях дети учатся произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи. Различают короткие, длинные слова, звуки родного языка, учатся делить слова на слоги, определять место звука в слове.
Дети знакомятся с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", "буква". Учатся составлять и записывать условными обозначениями слова и предложения, учатся писать буквы и слова.
Развитие мелкой моторики (подготовка руки к письму)
Основная задача - развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, формирование базовых графических навыков.
Тема занятия связана с изучением материала на уроках обучения грамоте. Значит, если на уроке мы изучали букву в, то для работы кружка отбираем соответствующий фонетический и словарный языковой материал.
Каждое занятие включает ряд речевых упражнений и создание рисунка, объединенных какой-то темой («Лес», «Цветы», «Аквариум» и т.д.)
На занятиях используются:
пальчиковая гимнастика;
веселые подвижные игры (речь + движения);
штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш;
обводки по трафарету или шаблону;
печатание букв, слогов, слов, цифр.
Математика
Основная задача - ознакомление детей с математическими понятиями и развитие логического мышления.
На занятиях дети осваивают количественный (прямой и обратный), порядковый счет.
Дети обучаются элементарным основам математики:
знакомство с цифрами;
состав числа;
отношения и связи между числами;
геометрические фигуры;
математические знаки;
арифметические задачи;
примеры на сложение и вычитание;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
 состоит из учебных пособий:
1. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Математика (часть 1, часть 2) 
2. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Обучение грамоте (часть 1, часть 2) 
3. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Подготовка к письму (часть 1, часть 2) 
4. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления (часть 1, часть 2) 
5. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Развиваем творческие способности (часть 1, часть 2) 
Средства, необходимые для реализации программы:
Учебно-тематическое планирование;
Рабочие тетради, альбом
Слоговые таблицы
Демонстрационный материал 
Презентации к занятиям
ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ:
Программа курса «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала», -- СПб, 1997 г
Максимова Ю., Кружок «Штриховка и развитие речи» 1 класс// "Первое сентября. Начальная школа"- 2008 №9,12,20,23; 2009 №1,2,3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КУРСА
Обучение грамоте, подготовка руки к письму (33 ч.)
Номер занятия Тема обучения грамоте Страницы рабочей тетради Тема занятия Тема по развитию речи Дата
Буквы а и о С.1-2 Цветы на клумбе Дифференциация звуков, составление словосочетаний Буква Ис.3 Лес Лексика и словообразование Буква у С.4 День Развитие мышления, устное сочинение Буква ы С.5 Шары Образование множественного числа Буква н С.6 Порядок Предлог наБуквы к и т С.7-8 Кактусы Решение логической задачи, аргументация Буквы з – сС.9, 16 Снеговик Дифференциация звуков [с] – [з], работа над дикцией Буква лС.10 Лягушата Звук [л]. Автоматизация звука Буква рС.11 Краски. Цвета и оттенки Лексика по теме, словообразование Буква вС.12 Виноград Использование предлогов, лексика Буква е, ё С.13, 24 Елка Составление пересказа Буквы б – пС.14, 17 Бабочка Сочинение-описание Буква мС.15 Транспорт Лексика по теме, словообразование Буквы д – тС.18, 7 Роботы Дифференциация звуков [д] – [т], работа над дикцией Буква гС.20 Птичий двор Использование предлогов, словообразование Буква чС.21 Черепаха Развитие мышления, устное сочинение Звук ш С.22 Шмель Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией Буква ж С.23 Жук Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией Буква х С.26 Праздничный стол Составление рассказа Буква ю С.27 Клюква Составление пересказа Буква ц С.28 Цыпленок Составление пересказа Буква щ С.30 Щенок и щетка Развитие мышления, устное сочинение Буквы ф – вС.31,12 Фонтан и вода Дифференциация звуков [ф] – [в], работа над дикцией Буква я С.19 Ягоды и львенок Развитие мышления, устное сочинение Слоги С.1-3 с ч.2 Часы Дифференциация звуков [ц] – [ч], работа над дикцией Слоги с. 4-5 ч.2 Мыши Дифференциация звуков [с] – [ш], работа над дикцией Слова-предметы С.20-21 ч.2 Кухня. Игровой материал Лексика по теме, словообразование Слова С. 6-8 ч.2 Листья. Времена года Лексика по теме, словообразование Деление слов на слоги С.9-11 ч.2 Камень и львенок Развитие мышления, устное сочинение Деление слов на слоги С. 12-14 ч.2 Космос, ракета Развитие мышления, устное сочинение Слова-предметы С.16-19 Колобок Составление пересказа Предложение. Составление предложений из слов С.22-24 Репка Составление пересказа Виды предложений (повествовательное, вопросительное, восклицательное) С.25-27 Лето Развитие мышления, устное сочинение
Математика (33 часа)
№ п/п Тематика занятия Страницы тетради Дата
Ориентирование на листе тетради. Одинаковый, лишний предмет. С.1-2 Счет предметов. Больше, меньше, только же. Цифра 0 С.3-5 Число и цифра 1. С.6-7 Число и цифра 2. Состав числа 2. С.8-9 Число и цифра 3. Состав числа 3. С.10-11 Число и цифра 4. Состав числа 4. С. 12-13 Число и цифра 5. Состав числа 5. С.14-15 Число и цифра 6. Состав числа 6. С.16-17 Число и цифра 7. Состав числа 7. С.18-19 Число и цифра 8. Состав числа 8. С.20-21 Число и цифра 9. Состав числа 9. С.22-23 Число 10. Состав числа 10. С.24-25 Числа натурального ряда. С.26-27 Числа натурального ряда С. 28-29 Знаки >, <, = С. 30-32 Составление схем-примеров С. 2-3 ч.2 Решение примеров С. 4-5 Увеличить, уменьшить на 2 С. 6-7 Решение примеров С. 8-9 Решение примеров С.10-11 Задача. С.12-13 Задача «было-съели-осталось» С. 14-15 Задача «было-съели-осталось» С. 16-17 Решение примеров С.18-19 Решение примеров С.20-21 Состав числа 10 С.22-23 Решение примеров С.24-25 Увеличить, уменьшить на 3 С.26-27 Измерение длины. С.28-29 Счет до 20. С. 30-31 Решение примеров. Упражнения на развитие логики Решение примеров. Упражнения на развитие логики Решение примеров. Упражнения на развитие логики ПРИЛОЖЕНИЕ
Краткое описание дидактических игр, используемых в процессе обучения дошкольников
Игра 1. «Полслова за вами»
Цель: Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух.
Содержание: Учитель произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.
Игра 2. « Опиши предмет»
Цель: Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам.
Содержание: Учитель или обучающийся задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.
Игра 3. «Я знаю»
Цели: Развитие речи обучающихся, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания.
Содержание: Учитель (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:
- Я знаю пять имен мальчиков:
Саша - раз,
Дима - два,
Игорь - три,
Денис - четыре,
Володя - пять.
Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т.д.) .Игра 4. «Догадайся, что показал» (пантомима)
Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение.
Содержание: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться что изображается. Возможно использование для пантомимы нескольких желающих.
Игра 5. «Расшифруй письмо»
Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться на поиске необходимой буквы или слога.
Содержание: Учитель зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, «записывает» слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с обозначаемыми ими буквами.
Игра 6. «Кто лучше»
Игра организуется на основе игры 5, где дети уже сами зашифровывают слова, используя значки, предложенные учителем. Разгадываем слова вместе, выясняя кто лучше сумел зашифровать слово.
Игра 7.«Кто наблюдательнее»
Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания и наблюдательности.
Содержание: Учитель предлагает детям текст, где обучающиеся находят выбранную учителем букву.
Игра 8. «Сочини сказку о предмете».
Цель: Развитие речи учащихсчя, пополнение словарного запаса.
Содержание: Учитель или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета.
Игра 9. «День - ночь»
Цель: Развитие речи учащихся, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия.
Содержание: Учитель называет слово, дети - противоположное ему по значению: «День - ночь, сладкий - кислый» и др.
Игра 10. «Подружи букву»
Дети соединяют звуки в слоги устно, а на письме - записывают пары букв (слоги- слияния)
Игра 11. «Идем в гости»
Дети делятся на группы: хозяева и гости. «Хозяева» должны встретить «гостей», используя «волшебные слова». «Гости отвечают тем же».
Игра 12. «Составь слово»
Дети составляют слова из предложенных учителем слогов. Слоги могут быть ярко и красочно иллюстрированы. Например, в виде шаров или цветов, которые надо собрать в один пучок или букет.
Игра 13. «Разложи по-порядку»
Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е. разложить по-порядку.
Игра 14. «Сказочные владения Радуги. Опиши»
Дети описывают предметы, окружающие их, используя знания о цветах радуги, стараясь как можно ярче описать тот или иной предмет.
Игра 15. «Молоточки»
Дети «отстукивают» ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых учителем, палочкой по столу, выделяя ударный звук. Игра помогает закрепить знания о гласных звуках и об ударении.
Игра 16. « Буква заблудилась»
Дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место.
Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, а так же развитию фонематического слуха.
Игра 17. «Время рассердилось и ушло. Догони»
Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории «до, после, потом, сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил учитель.
Игра 18. «Когда это бывает»
Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, указанным учителем. В ходе игры повторяются временные категории. Возможно использование иллюстраций.
Игра 19. «Колокольчики»
Смысл игры заключается в поиске звонких согласных в словах, произносимых учителем. Дети изображают колокольчики, которые звонят на каждый звонкий согласный звук. Игра способствует развитию внимания и фонематического слуха детей.
Игра 20. «Исправь ошибки»
Смысл игры заключается в поиске звуков или букв, которые были неверно указаны сказочным гостем (Незнайка, Буратино). Игра иллюстрируется.
Игра 21. «Слова»
Учитель задает вопросы что? кто? какой? что делает? и другие. Дети находят слова, отвечающие на заданный вопрос. В игре используется мяч, передаваемый отвечающим детям.
Игра 22. «Узелки на память»
Дети завязывают узелки каждый на своей веревочке, вспоминая правила, вопросы, звуки и буквы. Все комментируется вслух. Материал подбирается преподавателем.
Слоговая таблица
А У О ЫИ Е Я Ё ЮЭ
Н НА НУ НО НЫ НИ НЕ НЯ НЁ НЮ НЭ
М МА МУ МО МЫ МИ МЕ МЯ МЁ МЮ МЭ
Т ТА ТУ ТО ТЫ ТИ ТЕ ТЯ ТЁ ТЮ ТЭ
К КА КУ КО - КИ КЕ - - - КЭ
Х ХА ХУ ХО - ХИ ХЕ - - - ХЭ
Б БА БУ БО БЫ БИ БЕ БЯ БЁ БЮ БЭ
В ВА ВУ ВО ВЫ ВИ ВЕ ВЯ ВЁ ВЮ ВЭ
Г ГА ГУ ГО - ГИ ГЕ - - - ГЭ
Д ДА ДУ ДО ДЫ ДИ ДЕ ДЯ ДЁ ДЮ ДЭ
Ж ЖА ЖУ ЖО ЖЫ ЖИ ЖЕ - ЖЁ - -
ЗЗА ЗУ ЗО ЗЫ ЗИ ЗЕ ЗЯ ЗЁ ЗЮ ЗЭ
Л ЛА ЛУ ЛО ЛЫ ЛИ ЛЕ ЛЯ ЛЁ ЛЮ ЛЭ
ППА ПУ ПО ПЫ ПИ ПЕ ПЯ ПЁ ПЮ ПЭ
РРА РУ РО РЫ РИ РЕ РЯ РЁ РЮ РЭ
С СА СУ СО СЫ СИ СЕ СЯ СЁ СЮ СЭ
Ф ФА ФУ ФО ФЫ ФИ ФЕ ФЯ ФЁ ФЮ ФЭ
ЦЦА ЦУ ЦО ЦЫ ЦИ ЦЕ - - - -
Ч ЧА ЧУ ЧО - ЧИ ЧЕ - ЧЁ - -
ШША ШУ ШО - ШИ ШЕ - ШЁ - -
ЩЩА ЩУ ЩО - ЩИ ЩЕ - ЩЁ - -