Образовательная программа по музыке в рамках предшкольной подготовки Ступеньки к грамоте.


Образовательная программа по музыке
в рамках предшкольной подготовки «Ступеньки к грамоте».
Учитель музыки Караваева Елена Геннадьевна.
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Поэтому музыка в системе предшкольной подготовки является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Музыка для детей является неизведанным объектом, отсюда – препятствия, сопротивление в различных аспектах музыкального содержания и способах взаимодействия с этим содержанием. Чтобы это преодолеть, ребёнок вынужден овладеть, освоить, узнать, изучить, т.е. создавать себя, развить в себе комплекс свойств и качеств, помогающих ему войти в контакт с музыкой.
Образовательная программа «Музыка» в рамках предшкольной подготовки «Ступеньки к грамоте» обусловлена необходимостью приобщения будущих первоклассников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей:
формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
овладение практическими умениями и навыками в творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Данные цели достигаются путем решения ключевых задач.
Личностное развитие дошкольников направлено на:
реализацию их творческого потенциала;
выработку готовности выражать свое отношение к искусству;
формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности;
проявление ценностно-смысловых ориентации и духовно-нравственных оснований;
становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма.
Познавательное развитие дошкольников связано с:
активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии;
формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе;
осознанием роли музыкального искусства в жизни человека.
Коммуникативное развитие дошкольников определяет:
умение слушать, уважать мнение других людей;
участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Социальное развитие растущего человека проявляется:
в воспитании его патриотических чувств;
в выработке готовности к толерантным отношениям в поликультурном обществе;
в овладении социальными компетенциями.
Эстетическое развитие дошкольников направлено на:
приобщение к эстетическим ценностям;
формирование эстетического отношения к действительности;
развитие потребности жить по законам красоты;
воспитание художественного вкуса;
выработку стремления быть прекрасным во всем — в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.
Музыкальная культура дошкольника складывается из:
- его музыкального опыта (интересы, пристрастия, потребности, установки);
- музыкальной грамотности (переживания, представления, чувства, наглядно-образные ассоциации и их связи, мыслительные операции - вычленение, сравнение, анализ, обобщение) - то, что помогает воспринимать музыку, исполнять её, размышлять о ней; - музыкального творчества (чувственно-практические и предметные операции и действия, правила их осуществления).
Отсюда вытекает содержание музыкального воспитания: как освоение способов взаимодействия с музыкальным искусством, а через него с другими людьми и с собой.
Поэтому необходимо вовлечение ребёнка в процесс музыкальной деятельности.
Основные виды учебной деятельности дошкольников:
слушание музыки;
пение;
инструментальное музицирование;
музыкально-пластическое движение;
драматизация музыкальных произведений.
К концу изучения программы по музыке в рамках предшкольной подготовки «Ступеньки к грамоте» дошкольники должны освоить следующие виды деятельности:
различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке;
проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
исполнять песни, играть на детских музыкальных инструментах;
разыгрывать народные песни;
воплощать художественно-образное содержание народной музыки в пении, слове, пластике, рисунке;
сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие;
участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
участвовать в коллективном музицировании (певческая деятельность);
воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях, играх, действах.
Календарно-тематическое планирование занятий с будущими первоклассниками.
Музыка.
№ Тема
занятия Кол.
часов Содержание по теме
Характеристика основныхвидов деятельности Дата
ПФ
1.
Мелодия
1
«Муз.приветствие».
«В доме моём…»
Путешествие в мир
звуков.
Дать возможность узнать муз.инемузыкальные звуки.
Воплощать художественно-об-
разное содержание музыки впении, слове, пластике,рисунке. 2. Сочини мелодию 1 Знакомство с нар.пе-
сенками – попевками.
«Игра в композитора»
Как сочинить мело-
дию?
Развивать художественное вос-
приятие, умение оценивать про-
изведения нар. искусства.
Размышлять об особенностях
языка простейших песен – по-
певок.
Принимать участие в элемента-
рном музицировании. 3. Музыка-
льнаяритмика. 1 Выяснение роли музы
ки в отражении различных явлений жизни.
Знакомство с жанрами музыки.
Соединение двигатель
ных, зрительных и слуховых представлений
детей. Применять знаково-символич.иречевые средства для решения
познавательных задач.
Выявлять различие в характере звучания марша, танца и песни.
Уметь организовывать и осуще-ствлять сотрудничество с учите-
лем и сверстниками. 4. Музыка
Весны. 1 Осознание весны как
времени года при помощи развития чув-
ства красок в музыка-
льном языке.
Закрепление понятий:
мелодия, аккомпане-
мент.
Создание зрительных и слуховых представ-
лений детей. Уметь выразительно передавать
характер песни, давая эмоциональный отклик на музыку Весны.
Выделять смысловое содержа-
ние мелодии и аккомпанемента
в музыке.
Формировать у детей устойчи-
вый интерес к музыке и её различным жанрам. 5. Музыкальные инст-
рументы. 1 Как можно исполнять
музыку?
Создание на занятии
атмосферы «концерт-
ного зала».
Самореализация в ис-
полнительском твор-
честве. Участвовать в групп.и коллект.
муз.-творческой деятельности.
Дать понятия: композитор, ис-
полнитель, слушатель, дирижёр, оркестр.
Познакомить с дет.муз.инстру-
ментами, их группами в про-
цессе участия в разных видах
музыкальной деятельности. № Тема
занятия Кол.
часов Содержание по теме
Характеристика основныхвидов деятельности Дата
ПФ
6. Инструментальноемузицирование.
1 Как появились муз.инструменты?
Знакомство с тембра-
ми рус.нар.инструментов.
Показ в пластике отдельных инструме-
нтов.
Знать и уметь распознавать нар
муз.инструменты, своеобразие
их интонационного звучания.
Формировать художественно-образное восприятие музыка-
льного произведения.
Участвовать и взаимодейство-
вать в процессе ансамблевого,
коллективного (инструментального) воплощения художественных образов. 7. Разыграй
сказку. 1 «Муз.приветствие» -
«1,2,3,4,5-вышел зайчик погулять…»
Разучивание и испол-
нение попевок.
Слышание и оценивание качества собст-
венного исполнения. Научиться петь по руке учите-
ля (начало, кульминация, ко-нец фразы); при помощи руч-ных знаков.
Выполнять музыкально-творческие действия в опоре на заданный учителем ориентир.
Освоить вокально-хоровые умения и навыки:
- откликаться на характер музы
ки пластикой рук, хлопками, щелчками;
- придумывать собственные движения, соответствующие характеру музыки, жанру. 8. Хоровод. 1 Накопление опыта ос-
воения народной музыки.
Выявление особенностей хоровода.
Разучивание и испол-
нения хороводов. Сравнивать специфические особенности музыкального языка в произведениях народного творчества.
Научиться выполнять движе-
ния по примеру учителя.
Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества. 9. Звучащие
картины. 1 Слышание звуков музыки картины.
Ассоциативно-образ-
ные впечатления до-
школьников.
Может ли рисовать музыка? Развивать художественное во-
сприятие дошкольников, умение оценивать произведе-
ния разных видов искусства.
Воплощать музыкальные обра-
зы при исполнении любимых произведений.
Выражать образное содержа-
ние музыкальных произведений с помощью средств выразительности раз-
личных искусств.
№ Тема
занятия Кол.
часов Содержание по теме
Характеристика основныхвидов деятельности Дата
ПФ
10 Занятие –
концерт. 1 Закрепление в памяти
понятий и музыкаль-
ных терминов, изуча-
емых в процессе освоения образовате-
льной программы.
Составление художес-
твенных композиций,
сочетающих в себе пение, «пластическое
интонирование», ин-
струментальное музи-
цирование.
Включение детей в
осмысленную конце-
ртную деятельность.
Применять знания основныхсредств музыкальной выра-
зительности в исполнитель-
ской деятельности.
Передавать в собственном
исполнении (пение, игра намузыкальных инструментах,
музыкально-пластическое
движение) различные музы-
кальные образы.
Проявлять эмоциональную
отзывчивость, личностное
отношение при исполнении
музыкальных произведений.