Интегрированное занятие в группе предшкольной подготовки по теме «Экологическая сказка»

Лариса Александровна Чурбакова
учитель группы предшкольной подготовки

Интегрированное занятие по теме «Экологическая сказка»

Информационная карта занятия
Учитель: Чурбакова Лариса Александровна
Класс: группа предшкольной подготовки
Дата проведения: 26.04.2012
Тип занятия: интегрированное ( развитие речи, окружающий мир, экология, музыка)

Цель: формированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему

Задачи:
1. Дидактическая:
Продолжать формировать у детей умение задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
Развивать у детей умение использовать элементы образной речи: сравнения, эпитеты.
2. Коррекционная:
Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.
Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных, углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.
3. Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к животным и растениям.
Воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Оборудование: конверт с письмом; карточки для проведения дидактических игр и для составления коллективного рассказа, отражающие изменения, происходящие в природном окружении весной; плоскостное изображение березы; аудиозапись «Голоса птиц»; круг с лентами; плоскостное изображение солнца по количеству детей.
Формы организации деятельности:
Фронтальное занятие с элементами игровой деятельности
Структура занятия:
Получение письма от волшебника
Сочинение продолжения сказки
Игра «Сравни и назови».
Игра «Хорошо – плохо».
Итоговое коллективное составление рассказа по опорным картинкам
Словесная игра «За что я люблю весну»
Сюрпризный момент «Солнышко в подарок».

Характеристика группы: дети седьмого года жизни

Предполагаемый результат: Выявить у детей умение участвовать в составлении коллективного рассказа с опорой на картинки.
Ход занятия:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
Психологический настрой «Цепочка дружбы»: - Встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!

Учитель: Ребята, мне сегодня почтальон принес конверт с надписью «Детям группы предшкольной подготовки №1». Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо к нам пришло. Давайте его вместе откроем и прочтем. А еще на конверте есть надпись – «Сказка». Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Ответы детей).
Учитель: «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца - Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»
Учитель: «Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат еще карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей – «Солнце» Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).
Учитель: «Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Проводиться игра «Сравни и назови», в ходе которой учитель начинает фразу, а дети должны ее закончить.
Солнце желтое, как (одуванчик).
Солнце круглое, как (мячик).
Солнце ласковое, как (бабушка, мама).
Солнце румяное, как (блинчик).
Учитель: «Ребята, как вы думаете, сказка закончилась? (Ответы детей). Конечно, нет!
Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел яркими красками?
Учитель обращает внимание детей на то, что в конверте есть еще карточки.
Учитель: «Я, думаю, что эти карточки помогут нам с вами придумать продолжение сказки. Посмотрите внимательно на них и скажите: Как же Солнце помогло весне?»
Дети рассматривают карточки с признаками ранней весны.
Ответы детей:
Солнце стало ярче и теплее, стало пригревать.
Начал таять снег.
Потекли ручьи.
Зазвенела капель.
Учитель: «А что же было дальше?»
Учитель выставляет карточки с изображением веток с набухшим и почками и лопнувшими.
Ответы детей:
Вода напоила землю.
На деревьях набухли почки, стали появляться листочки.
Пальчиковая гимнастика – из пластилина лепят листочки и прикрепляют к березке.
Учитель выставляет карточки с изображением первых цветов.
Учитель: «Но еще раньше, чем появились листочки, появились из-под снега первые цветы: подснежники, крокусы, мать-и-мачеха. А потом уже зазеленела молодая трава, и появились листья на деревьях. У нас под березой тоже появились первые цветы на проталине».

Физкультминутка
Солнце вышло из-за тучки ( шагают)
Мы протянем к солнцу ручки. (потягивания – руки вверх)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведем. ( потягивания – руки в стороны)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки

Учитель: «А что же еще произошло весной? Появились насекомые. Какие?
Ответы детей:
Гусеницы.
Жуки
Муравьи
Мухи
Учитель: «А как вы думаете, кто этому обрадовался?».
Ответы детей: «Птицы».

Звучит аудиозапись «Голоса птиц».

Учитель: «Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте. Что вы слышите?» («Птичье пение»).
Проводиться игра «Хорошо – плохо».
Учитель: «А вы знаете, как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (« Перелетные») Скажите, а что хорошего, что птицы осенью улетают от нас?»
Ответы детей:
Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло.
Зимой у нас птицам голодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой спят, а в теплых странах бодрствуют круглый год.
Учитель: «А что плохого, в том, что птицы улетают от нас?
Ответы детей:
Мы не видим птиц, не слышим их пения.
Многие перелетные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.
Учитель прикрепляет карточки с изображением перелетных птиц к изображению березы.
Учитель: «Посмотрите, на нашей березе сидят птицы? Каких перелетных птиц вы знаете?»
Ответы детей:
Скворец.
Жаворонок.
Грач.
Иволга.
Трясогузка.
Соловей.
Учитель: «А чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? («Строят гнезда»)

Песня «Весенняя капель»

Учитель выставляет под березой карточку с изображением зайца после линьки.
Учитель: «Как меняется внешний вид диких животных с наступлением весны?
Ответы детей:
Животные линяют: меняют теплый пушистый мех на более легкий и редкий
Некоторые животные меняют окраску: лиса, заяц и белка стали серыми.

Учитель выставляет карточки с изображением цветущих кустарников и деревьев: черемуха, яблоня, вишня, сирень, ольха и т. д.
Учитель: «А что происходит с деревьями и кустарниками к концу весны?» («Зацветают деревья и кустарники»).
Ну, вот мы и разложили все карточки по порядку. И сейчас все вместе продолжим сказку «Как солнце весне помогало».
Каждый ребенок говорит по одному предложению, используя опорные картинки.
Ответы детей:
Солнце греет ярче, чем зимой. Тает снег, с крыш свисают сосульки, звенит капель. Бегут веселые ручейки. Почки деревьев набухают и лопаются, появляются листочки. На проталинах распускаются первые весенние цветы. Появляются насекомые. С юга возвращаются перелетные птицы. Они проверяют старые гнезда, строят новые. Птицы откладывают яйца, чтобы вывести птенцов. Звери линяют – меняют густой пушистый мех на более легкий, редкий. Меняется и цвет меха. Зацветают деревья.
Учитель: «Так в чем же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна?» («Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее»).
Затем учитель приглашает детей пройти на лужайку и сесть в кружок.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Учитель: «Скажите, вы любите весну?» (Ответы детей) Сейчас каждый из вас будет говорить, за что он любит весну и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.
Дети произносят по предложению (Например: «Я люблю весну за веселую, звонкую капель» и т.д.) и вытягивают ленту.
Учитель: «Посмотрите, что у нас получилось? («Солнце») А вы – его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно».

Песня «Светит солнышко»

Учитель вынимает из конверта бумажные солнышки и раздает им в благодарность за то, что они помогли Весне победить холод.

15