Программа элективного курса по технологии Дизайн и обновление текстильных изделий













программа элективного курса по ТЕХНОЛОГИИ
«Дизайн и обновление текстильных изделий»




Рекомендуется для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ












Разработала
учитель технологии
МБОУ ССОШ
Михеева И.Н.






С. Серерополь.

пояснительная записка

Программа элективного курса по технологии для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ «Дизайн и обновление текстильных изделий».
Программа курса рассчитана на 34 часа и предусматривает обучение учащихся в учебных кабинетах по технологии, где учащиеся последовательно ознакомятся с дизайном и обновлением текстильных изделий и освоят первоначальные приемы декоративно-прикладного искусства.
Курс технологии «Дизайн и обновление текстильных изделий» позволит школьникам осуществить профессиональные пробы и с ориентироваться по выбору профессии, овладеть безопасными приемами работы с оборудованием, инструментами, приспособлениями; получить специальные и общетехнические знания и умения в области технологии обработки текстильных материалов, художественное оформление швейных изделий, оценить свои потребности и возможности в области дизайна, декора, обновления текстильных изделий как в интерьере дома так и в одежде, через разработку эскизов и создания проектов текстильного декора кухни, столовой, зала, спальни, а также декорирование и обновление одежды различных ассортиментных групп мужской, женской и детской одежды.
В процессе реализации программы «технологии» осуществляется развитие технического и художественного мышления учащихся, творческие способности личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки делового общения.
Цель данной программы: Профилирование учащихся общеобразовательных школ на профессии швейного профиля (швея, портной, закройщик) по средствам изучения основ прикладного искусства и моделирования.
Формирование и развитие интереса у учащихся к обновлению и декоративному оформлению одежды через практическое выполнение отделки в одежде, развитие интереса у учащихся к моделированию одежды через разработку эскизов моделей одежды и изучение истории костюма, а текстильный дизайн интерьера.
Задачи:
Ознакомить учащихся со спецификой профессий через самостоятельную практическую деятельность.
Формирование первичных знаний по предмету технология «Дизайн и обновление текстильных изделий».
Способствовать формированию потребности самостоятельного выбора профессионального образования.
Развитие творческой активности школьников путем демонстрации на занятиях новых технологий в области обновления и декора одежды и интерьера.
Активизация интереса учащихся общеобразовательных школ к профессиям швейного профиля.
Формирование первичных знаний по предметам «Декоративно-прикладное искусство в интерьере», «Моделирование текстильных изделий».
Развитие творческой активности школьников путем демонстрации на занятиях новых технологий в области текстильного дизайна интерьера и одежды.
В данной программе выделено четыре темы.
Тема 1 , на которую отведен 1 час, имеет характер введения в предмет.
В темах с 2 по 3 последовательно рассматриваются варианты текстильного оформления оконных и дверных проемов, а также текстильное оформление мебели. По окончанию каждой темы планируется выполнение практической работы по разработке эскизом текстильного оформления оконных и дверных проёмов, а также текстильное оформление мебели по предложенным темам с выполнением декоративных аксессуаров.
Тема № 4 является заключительной. В ней раскрывается направление моды текстильного интерьера, а также планируется проектирование и практическое выполнение творческой работы по созданию текстильного интерьера помещений, что и будет являться завершающей работой по курсу, которая продемонстрирует степень заинтересованности в данной профессии.
Показатели к выполнению практических работ:
Умение разработать эскиз текстильного интерьера помещения в одном стилевом решении.
Выбор необходимых материалов по колориту.
Степень самостоятельности выполнения работы.
Качество выполненной работы.
Самооценка.
тематический план




№ п/п





Наименование темы



Количество часов по класам:




10 класс

11 класс




Всего:
Из них на практическое обучение

Всего:

Из них на практическое обучение


Введение. Текстильное оформление окон и интерьера. История художественного декорирование, моделирования и оформления одежды
1
-
1
-


Декорирование одежды: Вышивка.
1
-
1
-


Аппликация из различных тканей (х/б, плащевая, сукно, драп, шерсть и т.д.)
4
3
4
3


Отделка аппликацией изделий тесьмой, кожей, мехом и шнуром.
2
1
2
1


Искусственные цветы
3
2
3
2


Помпоны и кисточки. Изготовление декоративных поясов.
3
3
3
3


Проектирование и художественное оформление одежды: История художественного оформления и моделирования одежды.
2
1
2
1


Художественное проектирование одежды различного ассортимента: обновление, реставрация и перекрой юбки, брюки.
6
5
6
5


Текстильное оформление окон: Стилевое решение занавесок. Аксессуары для занавесок
1
-

1

-



Изготовление и отделка штор
3
2
3
2


Текстильное оформление мебели
3
2
3
2


Проектирование и художественное оформление интерьера
3
2
3
2


Презентация проекта
2
-
2
-


Итого:
34
21
34
21

учебно-тематический план
№ п/п
Наименование темы
Количество часов по класам:



Всего:
Из них на практическое обучение

1
2
3
4


Введение
2



Декорирование одежды:
1



Вышивка
2



Аппликация
3
2


Отделка изделий тесьмой, кожей и мехом
2



Искусственные цветы
3
2


Проектирование и художественное оформление одежды
3
3


Презентация проекта
2



Итого:
34
7



№ п/п
Наименование темы
Количество часов:



Всего:
Из них на практическое обучение

1
2
3
4


Введение
2



Текстильное оформление окон:
1



Стилевое решение занавесок
1



Аксессуары для занавесок
1



Изготовление и отделка штор
3
2


Текстильное оформление мебели
3
2


Проектирование и художественное оформление интерьера
5
4


Защита творческого проекта
2



Итого:
13 =SUM(ABOVE) 141513 =SUM(ABOVE) 141715
8

№ п/п
Наименование темы
Количество часов:



Всего:
Из них на практическое обучение

1
2
3
4


Введение
1



История художественного оформления и моделирования одежды
4



Закономерности композиции костюма
3



Зрительные иллюзии в одежде
1



Художественное проектирование одежды различного ассортимента
2
2


Проектирование одежды
4
4

20.
Презентация проекта
2



Итого:
13 =SUM(ABOVE) 141715
6






Программа

Введение Содержание элективных курсов. Техника безопасности при работе в кабинете и швейной мастерской.
Выбор тканей для текстильного оформления интерьера. Характеристика ткани по расцветке: ткани компаньоны, ткани контрастные по цвету.

Текстильное оформление окон
Выбор занавесок. Занавески: виды и детали. Портьерные ткани. Изготовление занавесок. Подшивание занавесок отделочная тесьма.
Занавески без единого шва. Занавески в стиле «кафе». Занавески с завязками, с пуговицами. Легкие занавески на подкладе. Занавески для окна в нише. Занавески с ламбрекеном. Гардины и ламбрекены. Тюлевые гардины. Легкие занавески со вставками. Двусторонний бордюр. Основные виды стежков. Занавески с напуском. Итальянские занавески. Гирлянды и шлейфы.
Деревянные ламбрекены. Ламбрекены на жесткой основе. Виды карнизов. Отделка штанги. Плетевые завязи. Бархатные розы. Держатели занавесок.
Разновидности штор из ткани. Роликовые шторы. Шторы с фигурным краем. Шторы с завязками. Шторы отделанные рюшами. Подбор жалюзи. Окраска жалюзи.
Практическая работа: выполнение эскизов оформления оконных и дверных проемов на предложенную тему.

Текстильное оформление мебели Накидки на мягкую мебель. Диванные подушки. Оформление кроватей. Оформление стола и стульев для гостиной комнаты.
Практическая работа: выполнение эскизов текстильного оформления мебели на предложенную тему.

Проектирование и художественное оформление интерьера
Направления моды текущей и перспективной в интерьере. Модные стили, декор, модные ткани, другие материалы в интерьере.
Источники информации об изменениях современного интерьера. Методические и модельно-конструктивные разработки; проекты, журналы, каталоги и др. Понятие стиля и моды в интерьере. Основные принципы композиция интерьера. Формирование интерьера.
Практическая работа: выполнение проекта «Текстильный дизайн интерьера».

перечень дидактических материалов
Эскизы текстильного оформления интерьера.
Схемы конструкций штор различного вида.
Технологические карты по сборке штор, покрывал и накидок на мебель.
Наглядное представление уроков в PowerPoint.
Тестовые задания.
Карточки задания.
Методические рекомендации по выполнению практических и проектных работ.

список литературы
Р. Нуриманшина «Как стать портным». Учебное пособие. Издательство ООО «Горизонт-авиа». 2003.
Бэкер В. Портьеры; дизайн и ткани / перевод с английского. – М.; Издательский дом «Ниола 21 век», 2006.
Сезар Люк. Шторы, портьеры, жалюзи. Полный курс декорирования окна. – М., ЗАО Издательская группа «Контент», 2005.
Занавески, покрывала, подушки. Советы профессионалов: перевод с английского. – М., Издательский дом «Неола 21 век», 2003
И. Форбс. Полная книга по занавескам. – М., Издательский дом «Неола 21 век», 2006.
Аранович – Панамарева Е.С. Интерьер и предметы дизайна жилых зданий. – Ростов на Дону: Феникс, 2005.
Заголовок 215