Программа элективного курса по технологии Дизайн одежды

«Дизайн одежды»
Элективный курс по технологии на 34 часа
разработан учителем технологии Алексеевой Ольгой Александровной


























СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка 1
Учебно-тематический план 3
Тема «Деятельность человека в сфере дизайна» 4
Тема «Человек и мода. История моды» 7
Тема «Композиция одежды: силуэт, фасон, стиль» 11
Тема «Зрительные элементы формы» 14
Тема «Пропорции и асимметрия» 17
Тема «Цветовое оформление как средство композиции» 19
Тема «Принципы художественного конструирования» 22
Тема «Творческий процесс в художественном конструировании» 25
Тема «Креативность способность к творчеству» 27
Тема «Потребности изменяют изделие» 31
Тема «Моделирование - один из этапов создания одежды» 33 Тема «Создание эскизов новых форм одежды. Дизайнерская коллекция» 35
Тема «Представление - демонстрация новых коллекций» 37 Приложения №1 38 Список литературы 43 Приложения №2 44











Пояснительная записка:
Программа дополнительного образования по технологии «Дизайн одежды» является авторской разработкой, она рассчитана на учащихся 6-9 классов и направлена на создание условий к познанию и творчеству.
Программа помогает решать проблемы профессионального самоопределения в рамках образовательного учреждения.
Актуальность данной программы в том, что выбранная тематика не имеет аналогов в учебной программе, хотя прослеживается ее взаимосвязь с учебной программой «Технология». Кроме того, программа позволяет учащимся оценить свои возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе, специальном учебном заведении или вузе.
Программа содержит новые знания, вызывающие познавательный интерес учащихся. Включенный в программу материал может применяться для различных категорий школьников, что достигается принципом построения программы. Каждое занятие заканчивается практической работой, тестовым или творческим заданием, выполняемыми учащимися под контролем учителя.
Цель программы: формирование способностей к моделированию и самостоятельному созданию новых форм одежды
Задачи: развивать любознательность, знания, интуицию, познавательный интерес, наблюдательность, готовность решать возникающие задачи. воспитывать художественный вкус и дизайнерский подход к творчеству.
Основанием отбора содержания программы явились цели предпрофильной и исходной подготовки учащихся.
К концу изучения курса учащиеся должны знать специальную терминологию, уметь выполнять определенные эскизы моделей, владеть техникой моделирования.
Итоговым результатом должно стать создание коллекции эскизов новых форм одежды и выставки лучших работ. Демонстрация коллекции представляет собой зачетную работу.

Объём учебно-тематического плана программы – 34 часа.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
по технологии
«Дизайн одежды»

№ п/п
Тема занятия
Часы
Примечания

1.
Деятельность человека в сфере дизайна.
2
практичес. работа

2
Человек и мода. История моды.
4
практичес. работа

3.
Композиция одежды: силуэт, фасон, стиль.
4
практичес. работа

4.
Зрительные элементы формы.
2
творческ. задание

5.
Пропорции и асимметрия.
2
практичес. работа

6.
Цветовое оформление как средство композиции.
2
практичес. работа

7.
Принципы художественного конструирования.
2
практичес. работа

8.
Творческий процесс в художественном конструировании.
2
практичес. работа

9
Креативность способность к творчеству.
2
тест

10.
Потребности изменяют изделие.
2
практичес. работа

11.
Моделирование - 1 из этапов создания одежды.
4
практичес. работа


12
Создание эскизов новых форм одежды. Дизайнерская коллекция.
4
практичес. работа

13
Представление - демонстрация новых коллекций.
2
зачет

Итого: 34 часа.









Содержание тем учебного курса
Тема 1. Деятельность человека в сфере дизайна.(2 часа)
Функции дизайнеров. Области деятельности дизайнера. Специфика работы дизайнера. Оценка созданного объекта в сопоставлении с идеалом.
Практическая работа: Выполнение эскиза фигуры с идеальными пропорциями
Тема 2. Человек и мода. История моды. (4 часа)
Из средства защиты тела человека - в объект художественного творчества. Периоды моды. Шкала оценки Лавера. История создания костюма. Роль моды в жизни.
Практическая работа: Какой вы видите современную моду? (на фигуре, выполненной на предьщущем занятии нарисовать любой модный на ваш взгляд элемент одежды)
Тема 3. Композиция одежды: силуэт, фасон, стиль. (4 часа)
Композиция костюма. Силуэт: прямой, полуприлегающий, приталенный, трапециевидный. Фасон - покрой. Практические рекомендации по покрою. Стиль: классический, спортивный, романтический. Исторические стили.
Практическая работа: Выполнение эскиза моделей классического, спортивного или романтического стилей (по выбору).
Тема 4. Зрительные элементы формы (2 час)
Зрительные иллюзии. Конструктивные и декоративные линии. Масса костюма. Рисунок ткани. Примеры измерения фигур с помощью зрительных иллюзий.
Творческое задание: Предложить рекомендации по выбору материала, силуэта, конструктивных линий для фигуры определенного телосложения (напр.. большой или маленький бюст, плечи, бедра и т. д.)
Тема 5. Пропорции и асимметрия. (2 час)
Соотношение частей костюма. Типы сложения человека. «Золотое сечение». Симметрия и асимметрия в деталях одежды.
Практическая работа: Создать эскиз платья романтического стиля с асимметричными элементами.
Тема 6. Цветовое оформление как средство композиции. (2 час)
Влияние цвета. Хроматические, теплые, холодные, родственные, контрастные цвета. Гармония цвета. Рекомендации по цветовым сочетаниям,
Практическая работа: Создать гармоничную композицию костюма в цветовом оформлении.
Тема 7. Принципы художественного конструирования. (2час) Художественные и технические задачи конструирования. Синтез производства и потребления. Факторы (принципы) художественного конструирования. Художественные и утилитарные функции изделия.
Практическая работа: Выполнить эскиз сарафана с утилитарными и художественными функциями.
Тема 8. Творческий процесс в художественном конструировании. (2 час)
Формулировки творческого процесса. Вопросы, решаемые дизайнером. Планирование работы творческого процесса.
Практическая работа: Разработка карнавального костюма.
Тема 9. Креативность. (2 час)
Показатели креативности - продуктивность, гибкость, оригинальность. Креативность способность к творчеству. Основные методы подхода к отысканию идей: мозгового штурма, инверсии, аналогии, эмпатии, фантазии.
Тест - опросник Г.Дэвиса на креативность.
Тема 10. Потребности изменяют изделия, (2 час)
Изменение содержания костюма в связи с изменением потребностей: духовных, культурных, материальных, эстетических. Изменение формы в зависимости от возраста, пола, настроения, смены времен года.
Практическая работа: Создать эскиз детского платья.
Тема 11. Моделирование - один из этапов создания одежды (4 часа)
Художественное моделирование. Конструирование, Техническое моделирование.
Практическая работа: Перенос нагрудной вытачки с помощью шаблона.
Тема 12. Создание эскизов новых форм одежды. Дизайнерская коллекция. (4 часа)
Вопросы, решаемые дизайнером при создании новых эскизов. Система «коллекция»: Девиз, группы одежды. Демонстрация: графическая, рисованная, в фотографиях, на рекламных проспектах,
Практическая работа: Выбрать группу одежды и разработать дизайнерскую коллекцию
Тема 13. Представление - демонстрация новых коллекций. (2часа)
Ведется показ коллекций, разработанных учащимися в зависимости от формы организации коллекции: дефиле, графическая, рисованная.
Выставление зачетов












Список литературы (для учителя):
Зимина Н.И. «Одежда новая и обновленная» изд. «Карелия», Петрозаводск 1993
КозловаТ.В. «Основы художественного проектирования изделий из кожи» Легпромбытиздат, Москва 1987.
Мартопляс Л.В. «Курсы кройки и шитья на дому» изд. «Полымя» Таллинн 1994.
Матузова Е.М. «Разработка конструкций женских швейных изделий по моделям» изд. «Легкая и пищевая промышленность» Москва 1983.
Нерсесов Я.Н. «Я познаю мир: Дет. энцикл.: История моды - М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999.
Симоненко В.Д. «Технология: Учебник для 9, 10, 11 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Вентана-Граф, 2001.
Труханова А.Т. «Основы швейного производства: Учебник для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений-М.: Просвещение, 1989.
Черемных А.И. «Основы художественного конструирования женской одежды» - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. - 192 с..
Чернякова В.Н. «Технология обработки ткани: Учеб. для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1998. - 191 с.
Список литературы (для учеников):
Симоненко В.Д. «Технология: Учебник для 9, 10, 11 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Вентана-Граф, 2001.
Труханова А.Т. «Основы швейного производства: Учебник для 8 - 9 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 1989.
Чернякова В.Н. «Технология обработки ткани: Учеб. для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1998. - 191 с.
Щипанов А.С. «Дизайн». Книга для учащихся.- М.: Просвещение,1985.
Дополнительная литература:
«Вечерний клуб». Ежемесячная газета, ООО «Редакция газеты «Вечерний клуб» - М .2005.
2. «Burda moden». Ежемесячный журнал с моделями одежды, выкройками, инструкциями

15