Портфолио для студентов колледжа. Раздел Самооценка социально-личностных качеств


-636905-90170ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ХАКАССКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»
ПОРТФОЛИО
_________________________________________________________
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ /ПРОФЕССИЯ/ _____________________________
ГРУППА ____________________________________________________
Абакан 2015

Портфолио представляет собой индивидуальную папку-накопитель, демонстрирующую умение студентов предоставлять структурированную и систематизированную информацию о собственном профессиональном развитии, личных достижениях в образовательной деятельности.

Цель портфолио – это формирование ключевых компетенций личности, анализ и презентация значимых профессиональных достижений студента через рефлексию и анализ своей деятельности.

Портфолио предоставляет возможность студенту решать следующие задачи:
- оценивать свои реальные достижения;
- анализировать свои возможности;
- проводить самоконтроль;
- осознавать личностный рост;
- прогнозировать свои достижения в освоении профессии.
Структура портфолио включает:
– титульный лист;
– содержание портфолио: перечень основных разделов с указанием страниц начала разделов
РАЗДЕЛ «ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ»
Данный раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития студента и включает:
- Фамилия, имя, отчество;
- Самооценку социально-личностных качеств;
- Материалы, отражающие достижения студента в различных областях (грамоты, благодарственные письма, дипломы различных конкурсов и др.)
САМООЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
Основные понятия раздела:
ОК – общие компетенции;
Компетенция - это основная характеристика личности, обладатель которой способен добиться высоких результатов в работе.
Компетенции - описание рабочих задач или ожидаемых результатов работы.
Общие компетенции (ОК) означают совокупность социально–личностных качеств выпускника колледжа, обеспечивающих осуществление деятельности, направленной на решение профессионально-трудовых задач. Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника.
Психометрические тесты - это не прямое измерение (оценка) компетенций. Они помогают выявить те черты характера, аспекты поведения, которые необходимы для исполнения определенной работы.
Каждую компетенцию необходимо оценить, минимум дважды
Формируемые компетенции Методы оценки социально-личностных качеств
(психометрические тесты) Показатели оценки
(уровень)
первич-наяпромежу-точнаяитоговая
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Мотивация обучения в колледже Мотивы профессиональной деятельности (МПД) ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Определение типа мышления (ведущий тип) Опросник «Диагностика особенностей самоорганизации» ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Опросник «Диагностика особенностей самоорганизации» ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Тест эмоций Личностный опросникОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий Опросник «Диагностика особенностей самоорганизации» ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации Оценка способности к саморазвитию, самообразованию Диагностика потребности в самосовершенствовании

Мотивация обучения в колледже
Инструкция: Отметьте ваше согласие знаком «+», несогласие знаком «-»№ Текст опросника1 2 3
1 Лучшая атмосфера на занятии – атмосфера свободных высказываний 2 Обычно я работаю с большим напряжением 3 У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей 4 Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению необходимых для моей будущей профессии 5 Какое из присущих вам качеств вы выше всего цените? Напишите ответ рядом 6 Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии 7 Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем 8 Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в колледже 9 Большое удовлетворение мне дает рассказ знакомым о моей будущей профессии 10 Я весьма средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше 11 Я считаю, что в наше время не обязательно иметь хорошее образование 12 Я твердо уверен в правильности выбора профессии 13 От каких из присущих вам качеств вы хотели бы избавиться? Напишите ответ рядом.
14 При удобном случае я использую на экзаменах подсобные материалы (конспекты, шпаргалки, записи, формулы15 Самое замечательное время жизни – студенческие годы 16 У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон 17 Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко 18 При возможности я поступил бы в другое учебное заведение 19 Я обычно вначале берусь за более легкие задачи, а более трудные оставляю
на конец 20 Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них 21 Я могу спокойно спать после любых неприятностей 22 Я твердо уверен, что моя профессия даст мне моральное удовлетворение и материальный достаток в жизни 23 Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я 24 Для меня очень важно иметь диплом о профессиональном образовании 25 Из неких практических соображений для меня колледж - это самое удобное учебное заведение 26 У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации 27 Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением 28 Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий 29 Есть много учебных заведений, в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом 30 Какое из присущих вам качеств больше всего мешает учиться? Напишите ответ рядом
31 Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения, так или иначе, связаны с будущей работой 32 Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать 33 Высокая зарплата после окончания колледжа для меня не главное 34 Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать общее решение группы 35 Я вынужден был поступить в колледж, чтобы занять желаемое положение в обществе 36 Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена 37 Мои родители (родные люди) хорошие профессионалы, и я хочу быть на них похожим 38 Для продвижения по службе мне необходимо иметь образование 39 Какое из ваших качеств помогает вам учиться? Напишите ответ рядом 40 Мне очень трудно заставить себя изучать, как следует дисциплины, прямо не относящиеся к моей будущей специальности (профессии) 41 Меня весьма тревожат возможные неудачи 42 Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают 43 Мой выбор данного колледжа окончателен, я обязательно его закончу 44 Мои друзья имеют хорошее образование, и я не хочу отстать от них 45 Чтобы убедить в чем-либо группу, мне приходится самому работать очень интенсивно 46 У меня обычно ровное и хорошее настроение 47 Меня привлекает удобство, чистота, легкость будущей профессии 48 До поступления в колледж я интересовался этой профессией, много читал о ней 49 Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная 50 Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного выбора данного вуза Обработка результатов.
Методика имеет три шкалы:
- приобретение знаний (стремление к приобретению знаний, любознательность);
-овладение профессией (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества);
-получение диплома (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).
Ключ к опросникуШкала «приобретение знаний» – за согласие («+») с утверждением по п. 4 проставляется 3,6 балла; по п. 17 – 3,6 балла; по п. 26 – 2,4 балла; за несогласие («-») с утверждением по
п. 28 – 1,2 балла; по п. 42 – 1,8 балла. Максимум – 12,6 балла.
Шкала «овладение профессией» – за согласие по п. 9 – 1 балл; по п. 31 – 2 балла; по
п. 33 – 2 балла, по п. 43 – 3 балла; по п. 48 – 1 балл и по п. 49 – 1 балл. Максимум – 10 баллов.
Шкала «получение диплома» – за несогласие по п. 11 – 3,5 балла; за согласие по
п. 24 – 2,5 балла; по п. 35 – 1,5 балла; по п. 38 – 1,5 балла и по п. 44 – 1 балл. Максимум – 10 баллов.
Вопросы по пп. 5, 13, 30, 39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются.
Шкалы Баллы
1 2 3
«приобретение знаний» «овладение профессией» «получение диплома» Выводы
Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.
Методика изучения мотивов профессиональной деятельности (МПД)
Цель: Изучение мотивов профессиональной деятельности
Инструкция: опросник состоит из ряда утверждений, каждое из которых имеет три различных окончания. Необходимо из трех вариантов окончания выбрать наиболее верный для вас. Далее следует отыскать в бланке соответствующий ответ и отметить его, обведя кружком. Будьте внимательны, для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление, важен будет не конкретный ответ, а суммарный по серии вопросов.
Тест
1. Мне нравится:
а) выполнять любую работу, если я знаю, что мой труд не пропадет даром;
б) учиться всему новому для того, чтобы достигнуть поставленных в жизни целей;
в) делать все как можно лучше, потому что это поможет мне в жизни.
2. Я думаю, что:
а) надо делать все, что поручают как можно лучше, так как это поможет мне в жизни;
б) своей работой надо приносить пользу окружающим, тогда они ответят тебе тем же;
в) можно заниматься где угодно, если это приближает к достижению поставленных целей.
3. Я люблю:
а) узнавать что-то новое, если мне это пригодится в будущем;
б) выполнять любую работу как можно лучше, если это будет кем-то замечено;
в) делать любое дело как можно лучше, так как это приносит радость окружающим.
4. Я считаю, что:
а) главное в любой работе — это то, что она приносит пользу окружающим;
б) в жизни необходимо все испытать, попробовать свои силы во всем
в) в жизни главное — это постоянно учиться всему новому.
5. Мне приятно:
а) когда я делаю любую работу так хорошо, как я это могу;
б) когда моя работа приносит пользу окружающим, так как это главное в любой работе;
в) выполнять любую работу, потому что работать всегда приятно.
6. Меня привлекает:
а) процесс приобретения новых знаний и навыков;
б) выполнение любой работы на пределе моих возможностей;
в) процесс той работы, который приносит явную пользу окружающим.
7. Я уверен в том, что:
а) любая работа интересна тогда, когда она важна и ответственна;
б) любая работа интересна тогда, когда она приносит мне пользу;
в) любая работа интересна тогда, когда я могу мастерски ее выполнить.
8.Мне нравится:
а)быть мастером своего дела;
б)делать что-то самому, без помощи взрослых;
в)постоянно учиться чему-то новому.
9.Мне интересно:
а)учиться;
б)делать все то, что заметно окружающим;
в)работать.
10. Я думаю, что:
а) было бы лучше, если бы результаты моей работы всегда были видны окружающим;
б) в любой работе важен результат;
в) необходимо скорее овладеть нужными знаниями и навыками, чтобы можно было самому делать все, что хочется.
11. Мне хочется:
а) заниматься только тем, что мне приятно;
б) любое дело делать как можно лучше, поскольку только таким образом можно сделать действительно хорошо;
в)чтобы моя работа приносила пользу окружающим, так как это поможет мне в будущем
12. Мне интересно:
а) когда я делаю какое-то дело так хорошо, как это могут сделать немногие;
б) когда я обучаюсь делать то, чего не умел раньше;
в) делать те вещи, на которые обращают внимание.
13.Я люблю:
а) делать то, что очень всеми ценится;
б) делать любое дело, если мне не мешают;
в)когда мне есть, чем заняться.
14. Мне хочется:
а) выполнять любую работу, так как мне интересен результат;
б) выполнять ту работу, которая приносит пользу;
в) выполнять ту работу, которая мне нравится.
15. Я считаю, что:
а) в любой работе самое интересное — это ее процесс;
б) в любой работе самое интересное — это ее результат;
в) в любой работе самое интересное — это то, насколько она важна для других людей.
16. Мне приятно:
а) учиться всему, что мне потом пригодится в жизни;
б) учиться всему новому, независимо от того, насколько это нужно;
в) учиться, поскольку нравится сам процесс учения.
17. Меня привлекает:
а) перспектива, которая откроется мне после окончания учебы;
б) то, что после учебы я стану нужным человеком;
в) в учебе то, что она полезна для меня.
18. Я уверен в том, что:
а) то, чему я научусь, всегда мне пригодится;
б) мне всегда будет нравиться учиться;
в) после учебы я стану нужным человеком.
19. Мне нравится:
а) когда результаты моей работы видны окружающим;
б) когда я выполняю свою работу мастерски;
в) когда я выполняю любое дело так хорошо, как это могут сделать немногие.
20.Мне интересно:
а) когда я качественно выполняю порученное мне дело;
б) делать все то, что заметно для окружающих;
в) если все знают, что я делаю на своей работе.
Бланк ответов
Даты оценки _ _____________________________________
МСТ 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 Сумма Результаты
1 2 3
1а 4б 9в 10б 7а 8б х22в 5в 13в 14а 14б 11а 13а 13б 15а 15б 15в 14в МСЗТ 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 Сумма 1б 4в 9а 10в 7б 8в х23а 6а 16в 12в 17б 17в 16а 16б 18б 17а 18в 18а МСВТ 3.1 3.2 3.3 3.4 Сумма 1в 5а 7в 8а х3 2а 6б 12а 19в 3б 11б 19б 20а МПТ 4.1 4.2 4.3 4.4 Сумма 2б 4а 9б 10а х3 3в 5б 12б 19а 1в 6в 20в 20б Обработка результатов. После заполнения бланка ответов подсчитайте сумму кружков в каждой группе мотивов по горизонтали. Для этого складывается отдельно сумма всех столбиков: 1.1 + 1.2 + 1.3 + 1.4 + 1.5 + 1.6; 2.1... 2.6; и т.д. Однако в различных группах мотивов выделено неодинаковое количество ответов. Для их сравнения абсолютные суммы баллов первой и второй групп необходимо умножить на 2, а третьей и четвертой на 3. Полученные суммы имеют одинаковый «вес» баллов и могут сравниваться друг с другом.
Среди мотивов профессиональной деятельности условно выделены четыре основные группы:
Мотивы собственного труда (МСТ) - интерес к процессу самой деятельности, а также к ее результату.
Мотивы социальной значимости труда (МСЗТ) - ориентация на процесс приобретения новых знаний и навыков, обучение всему новому, что может помочь в будущей профессиональной деятельности.
Мотивы самоутверждения в труде (МСВТ) - стремление к достижению высоких результатов в избранной сфере деятельности.
Мотивы профессионального мастерства (МПТ) - стремление своей работой приносить пользу окружающим, делать то, что обращает на себя внимание, заметно для других.

Определение типа мышления
Тип мышления — это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в профессиональной деятельности. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если вы согласны с высказыванием, в бланке поставьте «+», если нет «–».№ Тест опросника1 2 3
1 Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому. 2 Мне интересно составлять компьютерные программы 3 Я люблю читать книги 4 Мне нравится живопись, скульптура, архитектура 5 Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить 6 Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках 7 Я люблю играть в шахматы 8 Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме 9 Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события 10 Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу 11 Мне нравится все делать своими руками 12 В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями 13 Я придаю большое значение сказанному слову 14 Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины 15 Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче 16 При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок 17 Мне интересно разбираться в природе физических явлений 18 Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста 19 Мне легко представить предмет или явление, которых нет в природе 20 Мне больше нравится сам процесс деятельности, чем результат 21 Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, «лего» 22 Я предпочитаю точные науки (математику, физику) 23 Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов 24 Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события 25 Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе 26 Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать 27 Я понимаю красоту математических формул 28 Мне легко говорить перед любой аудиторией 29 Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты 30 Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно 31 Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить 32 Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи 33 Я легко усваиваю грамматические конструкции языка 34 Я согласен с Ф.М. Достоевским, что красота спасет мир 35 Не люблю ходить одним и тем же путем 36 Истинно только то, что можно потрогать руками 37 Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения 38 Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю 39 Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма 40 Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства Обработка результатов
П/Д А/С С/Л Н/О К
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
31 32 33 34 35
36 37 38 39 40
1 2        
3
Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0–2 – низкий, 3–5 – средний, 6–8 – высокий).
Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею.
Абстрактно-символическим мышлением обладают многие люди науки – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления сделаны многие открытия во всех областях науки.
Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.
Опросник «Диагностика особенностей самоорганизации-39» (ДОС-39)
Инструкция: опросник позволяет выявить Ваши индивидуальные особенности самоорганизации. Точность результатов будет зависеть от степени Вашей откровенности. Предлагаемые Вам утверждения не являются правильными или неправильными, а лишь констатируют определенные различия в деятельности людей. Внимательно прочитайте каждое утверждения и, оценив степень своего согласия или несогласия с ним по приведенной ниже шестибалльной шкале, впишите полученные баллы в свободную ячейку бланка ответов.
№ Утверждения
1 У меня имеется четкое представление о том, что я хочу получить от жизни
2 Я пытаюсь мысленно опережать события, прогнозируя возможные последствия своих действий
3 Я систематически контролирую результаты своей деятельности
4 Я могу действовать не взирая или даже вопреки своему сиюминутному эмоциональному побуждению
5 Я стараюсь не участвовать в рискованных мероприятиях
6 Ставя перед собой цель, я ярко, во всех деталях представляю результат ее осуществления
7
Если у меня не хватает возможностей для достижения поставленной цели, то я, в первую очередь, направляю свои усилия на создание этих возможностей
8
Я могу повлиять на свое состояние и деятельность с помощью сознательного изменения своего отношения к ситуации
9 Стараюсь без особой необходимости ничего в своей жизни не менять
10 К выбору своих жизненных целей я подхожу осознанно, не жалея на это времени
11 Ставя перед собой цель, я  определяю крайние сроки ее достижения
12 Я составляю план работы на неделю, используя еженедельник, специальный блокнот и т.п.
13 Я отслеживаю степень совпадения промежуточных и конечных результатов с ранее запланированными14
Я без труда мобилизую собственные силы для преодоления возникающих на пути к поставленной цели препятствий
15 Я легко переношу изменения правил или условий жизнедеятельности
16 Поставив перед собой цель, я определяю конкретный способ оценки своего продвижения к ней
17 Я регулярно анализирую свою деятельность и ее результаты
18 Я формулирую для себя цели, которых должен достичь в ближайшее время
19
Я пытаюсь выявить основные факторы, позволившие добиться мне успеха, чтобы использовать их в дальнейшем
20 Я успешно преодолеваю ситуативные желания, отвлекающие меня от поставленной цели
21 Я смущаюсь, когда становлюсь «центром внимания»
22 У меня часто возникают вопросы о смысле того, чем я занимаюсь
23 В конце дня я анализирую, где и по каким причинам я напрасно потерял время
24 Я решаю проблемы последовательно, шаг за шагом
25 Я обладаю таким качеством как настойчивость
26 Я без особого труда приспосабливаюсь к изменению ситуации
27 Принимая решение, я стараюсь рассмотреть все возможные варианты
28
Планируя свою деятельность, я сразу устанавливаю критерии, по которым буду определять степень осуществления плана
29 Я планирую свою работу на следующий день
30 Я периодически провожу оценку своей деятельности
31 Я без особого труда подчиняю свои действия принятым мною решениям
32 Я легко осваиваюсь в новом коллективе
33 Ставя перед собой цель, я определяю – имеются ли у меня все необходимые возможности для ее достижения
34 Я контролирую все свои действия
35 Неожиданности выбивают меня из «колеи»
36 Для фиксации поручений, заданий и просьб я использую определенную систему
37 Ставя перед собой долгосрочную цель, я разбиваю ее на ряд промежуточных38 Я ищу причины отклонений достигнутых результатов от ранее запланированных
39 Препятствия на пути к цели мобилизуют меня, придавая силы
- 3 – не согласен полностью
- 2 – не согласен частично
- 1 – скорее не согласен, чем согласен
1 – скорее согласен, чем не согласен
2 – согласен частично
3 – согласен полностью
БЛАНК  ОТВЕТОВ №1 Дата ____________
Вопрос Ответ Вопрос Ответ Вопрос Ответ Вопрос Ответ
1   11   21   31  
2   12   22   32  
3   13   23   33  
4   14   24   34  
5   15   25   35  
6   16   26   36  
7   17   27   37  
8   18   28   38  
9   19   29   39  
10   20   30    
 
БЛАНК  ОТВЕТОВ №2 Дата ___________
Вопрос Ответ Вопрос Ответ Вопрос Ответ Вопрос Ответ
1   11   21   31  
2   12   22   32  
3   13   23   33  
4   14   24   34  
5   15   25   35  
6   16   26   36  
7   17   27   37  
8   18   28   38  
9   19   29   39  
10   20   30    
БЛАНК  ОТВЕТОВ №3 Дата ____________
Вопрос Ответ Вопрос Ответ Вопрос Ответ Вопрос Ответ
1   11   21   31  
2   12   22   32  
3   13   23   33  
4   14   24   34  
5   15   25   35  
6   16   26   36  
7   17   27   37  
8   18   28   38  
9   19   29   39  
10   20   30    
Опросник «Диагностика особенностей самоорганизации-39» содержит интегральную шкалу «Уровень самоорганизации» и шесть частных шкал, характеризующих уровень развития одного личностного компонента самоорганизации (волевые усилия) и пяти функциональных компонентов: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция.
Результаты по шкале «Целеполагание» (Ц/п) отражают уровень развития навыков принятия и удержания цели: чем выше показатели, тем более эффективно реализуется данный функциональный компонент.
Результаты по шкале «Анализ ситуации» (АС) отражают уровень развития навыков выявления и анализа обстоятельств, существенных для достижения поставленной цели.
Результаты по шкале «Планирование» (Пл) отражают уровень развития навыков планирования человеком собственной деятельности.
Результаты по шкале «Самоконтроль» (С/к) отражают уровень развития навыков контроля и оценки человеком собственных действий, психических процессов и состояний.
Результаты по шкале «Коррекция» (Кор) отражают уровень развития навыков коррекции человеком своих целей, способов и направленности анализа существенных обстоятельств, плана действий, критериев оценки, форм самоконтроля, волевой регуляции и поведения в целом.
Результаты по шкале «Волевые усилия» (ВУ) отражают уровень развития навыков регуляции человеком собственных действий, психических процессов и состояний. Демонстрируют развитость волевых качеств, умение преодолевать возникающие на пути к поставленной цели препятствия. Характеризуют способность субъекта мобилизовывать свои физические и психические силы, концентрировать в заданном направлении активность, что обеспечивает необходимое побуждение, инициирующее деятельность и поддерживающее ее по ходу реализации плана.
Результаты по шкале «Уровень самоорганизации» (СО), отражают общий уровень развития навыков организации человеком процесса собственной деятельности: чем выше показатели, тем более высоким уровнем самоорганизации обладает данный человек.
Обработка результатов. Подсчитайте «сырые» баллы по частным шкалам опросника:
Шкала «Целеполагание» (14 вопросов): сумма баллов оценки утверждений №№ 1+; 3+; 6+; 7+; 10+; 14+; 16+; 20+; 22+; 25+; 27+; 31+; 34+; 39+.
Шкала «Анализ ситуации» (14 вопросов): сумма баллов оценки утверждений №№ 2+; 5+; 7+; 11+; 16+; 17+; 18+; 21+; 23+; 28+; 33+; 36+; 37+; 38+.
Шкала «Планирование» (11 вопросов): сумма баллов оценки утверждений №№ 3+; 12+; 18+; 23+; 24+; 27+; 28+; 29+; 34+; 36+; 37+.
Шкала «Самоконтроль» (15 вопросов): сумма баллов оценки утверждений №№ 2+; 3+; 13+; 16+; 17+; 18+; 19+; 23+; 28+; 30+; 31+; 33+; 34+; 36+; 38+.
Шкала «Коррекция» (10 вопросов): сумма баллов оценки утверждений №№ 5–; 9–; 14+; 15+; 21–; 25+; 26+; 27–; 32+; 35–.
Шкала «Волевые усилия» (10 вопросов): сумма баллов оценки утверждений №№ 4+; 6+; 7+; 8+; 14+; 18+; 20+; 27–; 31+; 39+.
С помощью таблицы пересчитайте полученные «сырые» баллы по каждой шкале в стены.
Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные баллы (стены)
«Сырые» баллы по шкалам опросника ДОС-39
Ц/пАС ПлС/к КорВУ
1 -42 … -7 -42 … -16 -33 … -17 -45 … -15 -30 … -10 -30 … -10
2 -6 … -2 -15 … -9 -16 … -12 -14 … -8 -9 … -8 -9 … -3
3 -1 … 4 -8 … -3 -11 … -8 -7 … -2 -7 … -4 -2 … 0
4 5 … 10 -2 … 1 -7 … -3 -1 … 3 -3 … -2 1 … 3
5 11 … 15 2 … 6 -2 … 4 4 … 9 -1 … 2 4 … 7
6 16 … 19 7 … 13 5 … 9 10 … 18 3 … 4 8 … 10
7 20 … 24 14 … 17 10 … 15 19 … 23 5 … 7 11 … 13
8 25 … 29 18 … 23 16 … 21 24 … 29 8 … 9 14 … 16
9 30 … 34 24 … 27 22 … 25 30 … 35 10 17 … 19
10 35 … 42 28 … 42 26 … 33 36 … 45 11 … 30 20 … 30
Стандартный балл по интегральной шкале «Уровень самоорганизации» определяется как среднеарифметическое стенов шести частных шкал, округленное до целого числа:

По каждой шкале отметьте полученные стены в соответствующих ячейках профиля самоорганизации и соедините метки соседних шкал прямыми линиями.
Профиль самоорганизации
 
 
ШКАЛЫ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ
Низкий Ниже
среднего Средний Выше
среднего Высокий
        СТЕНЫ        
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Целеполагание                   
Анализ ситуации                    
Планирование                    
Самоконтроль                    
Коррекция                    
Волевые усилия                    
Уровень
самоорганизации                    
 
Тест эмоций (модификация Баса-Дарки)
Каждый оказывался в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прослушайте следующие утверждения. Если Вы реагируете похожим образом, обведите в бланке номер вопроса.
Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны.
Мне не раз приходилось драться.
Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся.
Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
Я думаю, что многие люди не любят меня.
Я требую, чтобы люди уважали мои права.
Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка.
Если кто-то пытается мной командовать, я поступаю ему наперекор.
Меня легко обидеть.
Многие люди мне завидуют.
Если я злюсь, то могу выругаться.
Если не понимают слов, я применяю силу.
Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.
Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о нем думаю.
На удар я отвечаю ударом.
В споре я часто повышаю голос.
Я раздражаюсь из-за мелочей.
Того, кто любит командовать, я стараюсь поставить на место.
Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
Обработайте результаты и ознакомьтесь с интерпретацией.
1 2 3
Физическая агрессия (Ф) 1 8 15 22 29 Косвенная агрессия (К) 2 9 16 23 30 Раздражительность (Р) 3 10 17 24 31 Негативизм (Н) 4 11 18 25 32 Обидчивость(О) 5 12 19 26 33 Подозрительность(П) 6 13 20 27 34 Вербальная агрессия (В) 7 14 21 28 35
Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте число обведенных номеров в каждой строчке. Отметьте на графике семь точек, соответствующих семи формам проявления агрессии, и соедините их линией. Пунктиром обозначен средний уровень проявления этих эмоций, обычный для большинства людей. Люди с повышенным уровнем агрессии провоцируют вокруг себя конфликты. Если ваши точки на графике расположены выше средней линии, можно говорить о выраженности определенных форм агрессии.
Физическая агрессия: вы склонны к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, ваш образ жизни и личностные особенности мешают вам искать более эффективные методы взаимодействия. Вы рискуете нарваться на ответную агрессию.
Косвенная агрессия: конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель, посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.
Раздражение: плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать вас изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется — см. "физическая и косвенная агрессия".
Негативизм: реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице: "Выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой".
Обидчивость: готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь.
Подозрительность: готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.
Вербальная агрессия: за словом в карман вы не полезете. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки.
Личностный опросник (ЛО) К.Н.Томас.
Цель - диагностировать типичный способ реагирования в конфликтных ситуациях.
Инструкция: вам предлагается дать ответы на 30 пар суждений (высказываний). Каждое из них в большей или меньшей степени может соответствовать типичному Вашему поведению в конфликтных ситуациях и спорах. В каждой паре утверждений обязательно отметьте присущий Вам вариант поведения, в бланке ответов поставьте плюс (+) рядом с номером пары и буквой выбранного варианта.
Текст опросника.
а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;
б) Прежде чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стремлюсь обратить внимание на то, в чем оба согласны.
а) Я стараюсь найти компромиссное решение;
б) Я пытаюсь наладить его с учетом интересов другого человека и моих собственных.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) Иногда я жертвую собственными интересами ради другого человека.
а) Я стараюсь найти компромиссное решение;
б) Я стараюсь не видеть чувства другого человека.
а) Во время улаживания спорных ситуаций, я пытаюсь найти поддержку у друга;
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать ненужной напряженности.
а) Я пытаюсь избежать для себя неприятности;
б) Я стараюсь добиться своего.
а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его окончательно;
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться лучшего.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) Я прежде всего стараюсь понять то, в чем заключаются все затронутые интересы и спорные вопросы.
а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий;
б) Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
а) Я упорно стремлюсь добиться своего;
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
а) Я стремлюсь ясно представить то, в чем заключаются все затронутые интересы и спорные вопросы;
б) Я стараюсь успокоить другого человека и главным образом сохранить наши отношения.
а) Часто избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры; б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
а) Я предлагаю среднюю позицию;
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано, по-моему.
а) Я сообщаю другому человеку логику моей позиции и спрашиваю о его взглядах;
б) Я пытаюсь показать другому человеку логику моей позиции и преимущество моих взглядов.
а) Я стараюсь успокоить другого человека и сохранить наши отношения;
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
а) Я стараюсь не задеть чувств другого человека;
б) Я обычно пытаюсь убедить другого человека в преимуществах моей позиции.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать ненужной напряженности.
а) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем;
б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он пойдет мне навстречу.
а) Прежде всего я пытаюсь понять то, в чем заключаются все затронутые интересы и спорные вопросы;
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем, чтобы со временем их окончательно решить.
а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому человеку;
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека; б) Я отстаиваю свою позицию.
а) Как правило, я стараюсь удовлетворить желания каждого из нас;
б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
а) Если позиция другого человека кажется ему очень важной, то я стараюсь идти ему навстречу;
б) Я стараюсь убедить другого человека пойти на компромисс.
а) Я пытаюсь убедить другого человека пойти на компромисс;
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к интересам другого человека.
а) Я обычно предлагаю среднюю позицию;
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
а) Часто стремлюсь избежать споров;
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) Улаживая ситуации, я стремлюсь найти поддержку у другого человека.
а) Я предлагаю среднюю позицию;
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникших разногласий.
а) Я стараюсь не задевать чувства другого человека;
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы оба могли достигнуть успеха.
Теоретическая основа. Пять способов реагирования в конфликтных ситуациях: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. В зависимости от характера, темперамента, жизненного опыта и от других факторов в большинстве конфликтных ситуаций человек реагирует похоже. Можно говорить о типичном способе реагирования в конфликтных ситуациях.
Обработка данных. Данные из бланка ответов переносятся в ключ. По каждому столбцу, соответствующему способу реагирования в конфликтных ситуациях, подсчитывается количество выбранных вариантов ответов, которое записывается под каждым столбом. Наибольшее суммарное значение указывает на типичный способ реагирования в конфликтной ситуации. Максимальная сумма равна 12 баллам.
Бланк ответов №1 Дата ______________
№ а б № а б № а б № а б № а б № а б
1 6 11 16 21 26 2 7 12 17 22 27 3 8 13 18 23 28 4 9 14 19 24 29 5 10 15 20 25 30 Бланк ответов №2 Дата _____________
№ а б № а б № а б № а б № а б № а б
1 6 11 16 21 26 2 7 12 17 22 27 3 8 13 18 23 28 4 9 14 19 24 29 5 10 15 20 25 30 Бланк ответов №3 Дата _____________
№ а б № а б № а б № а б № а б № а б
1 6 11 16 21 26 2 7 12 17 22 27 3 8 13 18 23 28 4 9 14 19 24 29 5 10 15 20 25 30 Интерпретация результатов:
1. Соперничество (соревнование, конкуренция) - конкуренция между двумя или более сторонами, при которой каждая сторона отстаивает свои интересы. Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому2. Сотрудничество - объединение сил сторон в совместной деятельности с целью разрешения конфликтной ситуации. Участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон
3. Компромисс - частичные уступки сторон при сохранении своих интересов.
4. Избегание - избегание сторонами друг друга в надежде, что спорная (конфликтная) ситуация разрешится сама собой (со временем). Для избегания характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
5. Приспособление (противоположность соперничеству) - полные уступки одной из сторон, принесение в жертву собственных интересов ради другого.
Ключ:
№ пары СОП СОТ К И П1 а б
2 б а 3 а б
4 а б
5 а б 6 б а 7 б а 8 а б 9 б а 10 а б 11 а б
12 б а 13 б а 14 б а 15 б а
16 б а
17 а б 18 б а
19 а б 20 а б 21 б а
22 б а 23 а б 24 б а
25 а б
26 б а 27 а б
28 а б 29 а б 30 б а
1 2 3 Оценка способности к саморазвитию, самообразованию
Диагностика социально-профессиональных ценностей В.И. Андреев
1. За что вас ценят ваши друзья:
а) преданный и верный друг;
б) сильный и готов в трудную минуту за них постоять;
в) эрудированный, интересный собеседник.
2. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а) целеустремленный;
б) трудолюбивый;
в) отзывчивый.
3. Как вы относитесь к идее ведения личного ежедневника, к планированию своей работы на год, месяц, ближайшую неделю, день:
а) думаю, что чаще всего это пустая трата времени;
б) я пытался это делать, но нерегулярно;
в) положительно, так как я давно это делаю.
4.Что вам больше всего мешает профессионально самосовершенствоваться, лучше учиться:
а) нет достаточно времени;
б) нет подходящей литературы;
в) не всегда хватает силы воли и настойчивости.
5. Каковы типичные причины ваших ошибок и промахов:
а) невнимательный;
б) переоцениваю свои способности;
в) точно не знаю.
6. Сравните и выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а) настойчивый;
б) усидчивый;
в) доброжелательный.
7. Сравните и выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а) решительный;
б) любознательный;
в) справедливый.
8. Сравните и выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а) генератор идей;
б) критик;
в) организатор.
9. Сравните и выберите, какие качества у вас развиты в большей степени:
а) сила воли;
б) память;
в) обязательность.
10. Что чаще всего вы делаете, когда у вас появляется свободное время;
а) занимаюсь любимым делом, у меня есть хобби;
б) читаю художественную литературу;
в) провожу время с друзьями либо в кругу семьи.
11. Какая из нижеприведенных сфер для вас в последнее время представляет познавательный интерес:
а) научная фантастика;
б) религия;
в) психология.
12. Кем бы вы могли себя максимально реализовать:
а) спортсменом;
б) ученым;
в) художником.
13.Каким чаще всего считают или считали вас учителя:
а) трудолюбивым;
б) сообразительным;
в) дисциплинированным.
14. Какой из трех принципов вам ближе всего и вы придерживаетесь его чаще всего:
а) живи и наслаждайся жизнью;
б) жить, чтобы больше знать и уметь;
в) жизнь прожить – не поле перейти.
15. Кто ближе всего к вашему идеалу:
а) человек здоровый, сильный духом;
б) человек, много знающий и умеющий;
в) человек, независимый и уверенный в себе.
16. Удастся ли вам в жизни добиться того, о чем вы мечтаете в профессиональном и личном плане:
а) думаю, что да;
б) скорее всего, да;
в) как повезет.
17. Какие фильмы вам больше всего нравятся:
а) приключенческо-романтические;
б) комедийно-развлекательные,
в) философские.
18. Представьте себе, что вы заработали миллиард. Куда бы вы предпочли его истратить:
а) путешествовал бы и посмотрел мир;
б) поехал бы учиться за границу или вложил деньги в любимое дело;
в) купил бы коттедж с бассейном, мебель, шикарную машину и жил бы в свое удовольствие.
Ваши ответы на вопросы теста оцениваются следующим образом:
Вопрос Оценочные баллы ответов Вопрос Оценочные баллы ответов
1 а) 2 б) 1 в) 3 10 а) 2 б) 3 в) 1
2 а) 3 б) 2 в) 1 11 а) 1 б) 2 в) 3
3 а) 1 б) 2 в) 3 12 а) 1 6) 3 в) 2
4 а) 3 б) 2 в) 1 13 а) 3 б) 2 в) 1
5 а) 2 6)3 в) 1 14 а) 1 6) 3 в) 2
6 а) 3 б) 2 в) 1 15 а) 1 б) 3 в) 2
7 а) 2 б) 3 в) 1 16 а) 3 6) 2 в) 1
8 а) 3 б) 2 в) 1 17 а) 2 б) 1 в) 3
9 а) 2 б) 3 в) 1 18 а) 2 б) 3 в) 1
Уровень вашей способности к саморазвитию и самообразованию:
Количество баллов Уровень
0-17 1. очень низкий уровень
18-25 2. низкий
26-28 3. ниже среднего
29-31 4. чуть ниже среднего
32-34 5. средний уровень
35-37 6. чуть выше среднего
38-40 7. выше среднего
41-43 8. высокий уровень
44-46 9. очень высокий уровень
47-50 10. наивысший

первичный / промежуточный /итоговый уровень
Диагностика потребности в самосовершенствовании (Г. Д. Бабушкин)

Потребность в самосовершенствовании является глубинным личностным образованием. Проявление ее у субъекта характеризует его как активного творца самого себя, как целеустремленную личность, не останавливающуюся в своем развитии. Данная потребность является источником активности личности в различных видах деятельности и в своем развитии. Для ее изучения предлагается следующий опросник.
Инструкция. Перед Вами опросник, цель которого – выяснить особенности поведения в различных ситуациях. Отвечая на вопросы, Вы должны выбрать один из трех предлагаемых ответов и записать его в опросном листе напротив номера вопроса.
1. Представляло ли для вас интерес принимать участие когда-либо в конкурсах, олимпиадах, выставках, соревнованиях?
а) да; б) не очень; в) нет.
2. Как Вы считаете, должен ли человек доводить свои умения и навыки до совершенства?
а) да; б) не всегда; в) нет.
3. Характерно ли для вас стремление исполнять лидерские функции, нравится ли вам это?
а) да; б) не всегда; в) нет.
4. Самовоспитание и самообразование должно быть обязательным, если человек хочет достичь совершенства в чем-то?
а) да; б) не всегда; в) нет.
5. Проигрывая на соревнованиях или получая низкую оценку (например, на экзаменах) вы:
а) переживаете и стремитесь в будущем занять более высокое место, повысить оценку;
б) не всегда так;
в) нет таких чувств.
6. В какой степени у вас выражено стремление к достижению поставленных целей?
а) скорее недостаточно;
б) наверно достаточно;
в) достаточно.
7. Поражения и неудачи мобилизуют меня на достижение поставленной цели:
а) да; б) не всегда; в) нет.
8. Всегда ли вас удовлетворяли оценки, получаемые на экзаменах?
а) да; б) не всегда, иногда; в) нет.
9. В жизни человек должен руководствоваться перспективными целями
а) скорее ближайшими;
б) затрудняюсь ответить;
в) да, перспективными.
10. Характерно ли для вас постоянное ощущение неудовлетворенности достигнутым?
а) нет; б) не всегда, иногда; в) да.
11. Приступая к игре в шахматы, шашки, футбол, теннис и т. п. главным для участников является:
а) победа; б) процесс игры; в) не знаю.
12. Характерно ли для вас выполнение любой работы с наивысшим качеством?
а) да; б) не всегда; в) нет.
13. Постоянного азарта в чем-либо у меня не проявляется.
а) проявляется; б) иногда; в) да, так и есть.
14. Для меня лучше работать самостоятельно, чем с кем-то.
а) да; б) не всегда; в) нет.
15.Выступая в любых соревнованиях человек должен стремиться к наивысшим результатам.
а) да; б) не всегда так; в) нет.
16.Находясь в компании друзей, я предпочитаю больше слушать, чем говорить.
а) да; б) не всегда так; в) нет.
17. В незнакомой компании я не испытываю неловкости от присутствия людей незнакомых мне.
а) испытываю; б) не всегда; в) да, испытываю.
18. Как вы считаете, что побуждает людей к отличной учебе, к высоким показателям в работе, спорте?
а) затрудняюсь ответить;
б) материальное стимулирование;
в) стремление быть первым.

19. Окружающие считают меня безынициативным человеком.
а) да; б) не всегда; в) нет.
20. Каждый человек, уважающий себя, должен постоянно ставить себе все более высокие цели.
а) нет; б) не всегда; в) да.
21. Как вы считаете, приятно ли человеку читать про себя положительные отзывы в газетах, слышать на собраниях?
а) да; б) не всем; в) не знаю.
22. Считаете ли вы, что нашли свое призвание в жизни?
а) да; б) не уверен в этом; в) нет.
23. Какой геометрической фигуре вы отдаете предпочтение?
а) шару; б) кубу; в) цилиндру.
24. Как много времени вы уделяете своему любимому занятию?
а) очень много; б) не много; в) наверное, мало.
25. В процессе выполнения любой работы я контролирую себя, чтобы убедиться, что я делаю все правильно.
а) да; б) не всегда; в) нет.
26. Вы соглашаетесь, когда вас выбирают вожаком в какой-либо игре?
а) в основном нет; б) иногда; в) да.
27. Часто ли вы выступаете с критикой своих товарищей, фильмов, газетных статей и т. п.?
а) редко; б) иногда; в) часто.
28. Если бы на собрании вас предложили избрать руководителем (старостой в классе, группе, начальником цеха, командиром студенческого отряда и т. п.), а в процессе голосования выбрали бы другого, то:
а) это меня не затронуло;
б) не знаю, не бывало такого;
в) было бы немного неприятно.
29. Я бы предпочел хотя и не заметную работу, но престижную и высокооплачиваемую.
а) да; б) не знаю; в) нет.
30. Я не всегда достигаю поставленной цели, какие бы трудности не приходилось преодолевать.
а) редко; б) не всегда; в) да, так и есть.
Опросный лист 1 Дата __________
№ вопроса Выбор ответа Балл за ответ № вопроса Выбор ответа Балл за ответ
1 16 2 17 3 18 4 19 5 20 6 21 7 22 8 23 9 24 10 25 11 26 12 27 13 28 14 29 15 30 Опросный лист 2 Дата __________
№ вопроса Выбор ответа Балл за ответ № вопроса Выбор ответа Балл за ответ
1 16 2 17 3 18 4 19 5 20 6 21 7 22 8 23 9 24 10 25 11 26 12 27 13 28 14 29 15 30 Опросный лист 3 Дата __________
№ вопроса Выбор ответа Балл за ответ № вопроса Выбор ответа Балл за ответ
1 16 2 17 3 18 4 19 5 20 6 21 7 22 8 23 9 24 10 25 11 26 12 27 13 28 14 29 15 30
первичная / промежуточная/ итоговая
Ключ к опросникуОтветы в вопросах с 1 по 5, с 11 по 15, с 21 по 25 оцениваются следующим образом: а – 3 балла, б – 2 балла, в – 1 балл, в вопросах с 6 по 10, с 16 по 20, с 26 по 30: а – 1 балл, б – 2 балла, в – 3 балла. Находится общая сумма балов на все вопросы.
Выраженность потребности в самосовершенствовании определяется по шкале:
высокая степень выраженности потребности – 71-90 баллов;
средняя степень выраженности потребности – 62-70 баллов;
низкая степень выраженности потребности – 30-61 балл.
Источники:
1. А.Д. Ишков. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография. - М.: Издательство АСВ,. - 224 стр., 2004 - перейти к содержанию учебника
2. В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др.. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер. — 560 с.: ил. — (Серия «Практикум по психологии»), 2003 - перейти к содержанию учебника
3. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / Под ред. В.Е. Клочко. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.
4. http://www.gurutestov.ru/test/24/5. http://www.gurutestov.ru/test/27/
6. http://psylab.info/Тест_описания_поведения_Томаса
7. http://www.lib.tpu.ru/fulltext/m/2010/m32.pdf
Приложение
Мотивация обучения в колледже (Т.Н. Ильина)
Шкалы Баллы
первичная оценка промежуточная
оценка итоговая оценка
«приобретение знаний» 3,6 7,8 12,6
«овладение профессией» 6 9 10
«получение диплома» 10 10 10

Динамика мотивации обучения в колледже:
Рост уровня мотивации «приобретения знаний» – 71,4 %;
Рост уровня мотивации «овладение профессией» - 40 %;
Мотив «получение диплома» на момент начала обучения был ведущим, значимость и важность данного мотива не терялась на протяжении всей учебы.
Выводы
Высокие показатели мотивации обучения в колледже свидетельствуют об адекватном выборе профессии и удовлетворенности ею.
Методика изучения мотивов профессиональной деятельности (МПД)
Цель: Изучение мотивов профессиональной деятельности
Бланк ответов
МСТ 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 Сумма Результаты
(1) (2) (3)
1а 4б 9в 10б 7а 8б 7 х2 4 х2 4 х214 8 8
2в 5в 13в 14а 14б 11а 13а 13б 15а 15б 15в 14в МСЗТ 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 Сумма 14 14 8
1б 4в 9а 10в 7б 8в 7х2
7 х24 х23а 6а 16в 12в 17б 17в 16а 16б 18б 17а 18в 18а МСВТ 3.1 3.2 3.3 3.4 Сумма 15 15 12
1в 5а 7в 8а 5х3 5х34 х3 2а 6б 12а 19в 3б 11б 19б 20а МПТ 4.1 4.2 4.3 4.4 Сумма 3 12 16
2б 4а 9б 10а 1х3
4х3
8х3 3в 5б 12б 19а 11в 6в 20в 20б Среди мотивов профессиональной деятельности условно выделены четыре основные группы:
Мотивы собственного труда (МСТ) - интерес к процессу самой деятельности, а также к ее результату.
Мотивы социальной значимости труда (МСЗТ) - ориентация на процесс приобретения новых знаний и навыков, обучение всему новому, что может помочь в будущей профессиональной деятельности.
Ммотивы самоутверждения в труде (МСВТ) - стремление к достижению высоких результатов в избранной сфере деятельности.
Мотивы профессионального мастерства (МПТ) - стремление своей работой приносить пользу окружающим, делать то, что обращает на себя внимание, заметно для других.
Вывод:
Наиболее значительной является динамика роста мотива профессионального мастерства и снижение уровня мотива самоутверждения в труде.
Определение типа мышления (модификация Г.В. Резапкиной)
Тип мышления — это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в профессиональной деятельности.
Обработка результатов
П/Д А/С С/Л Н/О К
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
31 32 33 34 35
36 37 38 39 40
1 5 4 2 4 4
2 5 6 2 5 5
3 6 7 4 6 5

Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти столбцов. Каждый столбик соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления:
0-2–низкий3-5–средний 6-8 – высокий

Вывод:
Положительная динамика развития всех типов мышления присутствует. Наиболее значимым является рост:
- абстактно-символического мышления - со среднего до высокого уровня;
- наглядно – образного – со среднего до высокого уровня;- словесно-логического – с низкого до среднего уровня. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею.
Абстрактно-символическим мышлением обладают многие люди науки – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления сделаны многие открытия во всех областях науки.
Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.
Опросник «Диагностика особенностей самоорганизации» (ДОС-39)
Опросник «Диагностика особенностей самоорганизации» содержит интегральную шкалу «Уровень самоорганизации» и шесть частных шкал, характеризующих уровень развития одного личностного компонента самоорганизации (волевые усилия) и пяти функциональных компонентов: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция.
Результаты по шкале «Целеполагание» (Ц/п) отражают уровень развития навыков принятия и удержания цели: чем выше показатели, тем более эффективно реализуется данный функциональный компонент.
Результаты по шкале «Анализ ситуации» (АС) отражают уровень развития навыков выявления и анализа обстоятельств, существенных для достижения поставленной цели.
Результаты по шкале «Планирование» (Пл) отражают уровень развития навыков планирования человеком собственной деятельности.
Результаты по шкале «Самоконтроль» (С/к) отражают уровень развития навыков контроля и оценки человеком собственных действий, психических процессов и состояний.
Результаты по шкале «Коррекция» (Кор) отражают уровень развития навыков коррекции человеком своих целей, способов и направленности анализа существенных обстоятельств, плана действий, критериев оценки, форм самоконтроля, волевой регуляции и поведения в целом.
Результаты по шкале «Волевые усилия» (ВУ) отражают уровень развития навыков регуляции человеком собственных действий, психических процессов и состояний. Демонстрируют развитость волевых качеств, умение преодолевать возникающие на пути к поставленной цели препятствия. Характеризуют способность субъекта мобилизовывать свои физические и психические силы, концентрировать в заданном направлении активность, что обеспечивает необходимое побуждение, инициирующее деятельность и поддерживающее ее по ходу реализации плана.
Результаты по шкале «Уровень самоорганизации» (СО), отражают общий уровень развития навыков организации человеком процесса собственной деятельности: чем выше показатели, тем более высоким уровнем самоорганизации обладает данный человек.
Профиль самоорганизации
 
 
ШКАЛЫ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ
Низкий Ниже
среднего Средний Выше
среднего Высокий
        СТЕНЫ        
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Целеполагание* * * Анализ ситуации * * * Планирование * * * Самоконтроль * * * Коррекция * * * Волевые усилия * * * Уровень
самоорганизации * * * Стандартный балл по интегральной шкале «Уровень самоорганизации» определяется как среднеарифметическое стенов шести частных шкал, округленное до целого числа:

Вывод: динамика уровня самоорганизации положительная, рост с уровня «ниже среднего» (3 стена) до уровня «выше среднего» (7 стенов). По отдельным шкалам также имеется рост

Тест эмоций (модификация Баса-Дарки)
1 2 3
Физическая агрессия (Ф) 1 8 15 22 29 1 - -
Косвенная агрессия (К) 2 9 16 23 30 3 1 1
Раздражительность (Р) 3 10 17 24 31 3 2 2
Негативизм (Н) 4 11 18 25 32 4 2 1
Обидчивость(О) 5 12 19 26 33 4 3 2
Подозрительность(П) 6 13 20 27 34 3 2 2
Вербальная агрессия (В) 7 14 21 28 35 3 3 1

Обработка и интерпретация результатов
Подсчитайте число обведенных номеров в каждой строчке. Отметьте на графике семь точек, соответствующих семи формам проявления агрессии, и соедините их линией.
Пунктиром обозначен средний уровень проявления этих эмоций, обычный для большинства людей. Люди с повышенным уровнем агрессии провоцируют вокруг себя конфликты. Если ваши точки на графике расположены выше средней линии, можно говорить о выраженности определенных форм агрессии.
Физическая агрессия: вы склонны к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, ваш образ жизни и личностные особенности мешают вам искать более эффективные методы взаимодействия. Вы рискуете нарваться на ответную агрессию.
Косвенная агрессия: конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель, посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.
Раздражение: плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать вас изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется — см. "физическая и косвенная агрессия".
Негативизм: реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице: "Выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой".
Обидчивость: готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь.
Подозрительность: готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.
Вербальная агрессия: за словом в карман вы не полезете. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает.
Личностный опросник (ЛО) К.Н.Томас.
Цель - диагностировать типичный способ реагирования в конфликтных ситуациях.
Таблица результатов изучения способов реагирования в конфликте
СОП СОТ К И ПСентябрь 2013 8 4 3 10 5
Май 2014 7 5 4 6 4
Март 2015 5 9 6 4 5

Вывод:
Выделяют пять способов реагирования в конфликтных ситуациях: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
Ведущий способ реагирования в конфликтных ситуациях:
Сентябрь 2013 – избегание;
Май 2014 - соперничество;
Март 2015 – сотрудничество.
Интерпретация результатов:
1. Соперничество - конкуренция между двумя или более сторонами, при которой каждая сторона отстаивает свои интересы.
2. Сотрудничество - объединение сил сторон в совместной деятельности с целью разрешения конфликтной ситуации.
3. Компромисс - частичные уступки сторон при сохранении своих интересов.
4. Избегание - избегание сторонами друг друга в надежде, что спорная (конфликтная) ситуация разрешится сама собой (со временем).
5. Приспособление - полные уступки одной из сторон.
Оценка способности к саморазвитию, самообразованию
Диагностика социально-профессиональных ценностей В.И. Андреев
Ответы на вопросы теста оцениваются следующим образом:
Вопрос Оценочные баллы ответов Вопрос Оценочные баллы ответов
1 а) 2 б) 1 в) 3 10 а) 2 б) 3 в) 1
2 а) 3 б) 2 в) 1 11 а) 1 б) 2 в) 3
3 а) 1 б) 2 в) 3 12 а) 1 6) 3 в) 2
4 а) 3 б) 2 в) 1 13 а) 3 б) 2 в) 1
5 а) 2 6)3 в) 1 14 а) 1 6) 3 в) 2
6 а) 3 б) 2 в) 1 15 а) 1 б) 3 в) 2
7 а) 2 б) 3 в) 1 16 а) 3 6) 2 в) 1
8 а) 3 б) 2 в) 1 17 а) 2 б) 1 в) 3
9 а) 2 б) 3 в) 1 18 а) 2 б) 3 в) 1
Уровень вашей способности к саморазвитию и самообразованию:
Количество баллов Уровень
0-17 1. очень низкий уровень
18-25 2. низкий
26-28 3. ниже среднего
29-31 4. чуть ниже среднего
32-34 5. средний уровень
35-37 6. чуть выше среднего
38-40 7. выше среднего
41-43 8. высокий уровень
44-46 9. очень высокий уровень
47-50 10. наивысший

Вывод:
Способность к саморазвитию имеет положительную динамику.
Рост составляет:
Сентябрь 2013 – средний уровень;
Май 2014 – чуть выше среднего;
Март 2015 – высокий уровень.