Методическая разработка для летней школьной площадки Путешествие по стране Гуманитарии


Погорелая Е.В.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 ст. Брюховецкая

Мероприятие для летней школьной площадки «Творчество»

Путешествие по стране Гуманитарии
Цель мероприятия: выработать у ребят интерес к предметам гуманитарного цикла (русский язык, литература, искусство, история и др.), налаживать дружеские отношения между детьми, развивать соревновательность и за счет нее сплачивать коллектив.
Игра-путешествие проводится по станциям. Участвуют две команды, выполнение заданий оценивает жюри (состоит из педагогов и старшеклассников).
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями, призы.
Ход мероприятия
Представление команд (Ребята придумывают название, девиз команды).
Ведущий.
Сегодня мы осуществим путешествие по необъятной стране, стране Гуманитарии, уточним сведения об её обычаях. Уточним, потому что не совсем-то она нам неизвестна.
Разминка.
Кого называют гуманитарием? Какие науки относятся к гуманитарным?

Гуманитарий - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по гуманитарным наукам (по Ожегову)

Гуманита
·рные нау
·ки  дисциплины, изучающие [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в сфере его [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] деятельности

Направления
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Начало путешествия.

Станция «Лингвистическая». (по 1 баллу за задание)
1.Определи лексическое значение.
Гуманоиды – это:
Многочисленные покупатели московского ГУМа.
Гуманные люди.
Инопланетяне.

2. Словарные исследования. Умеете ли вы работать со словарями? С какими словарями уже приходилось встречаться? Выполните задания со словарями. (Максимум – 36 балла за все выполненные задания.)
Расставьте ударения в словах: каталог, торты, жалюзи, звонит, гренки.
Из каких языков пришли к нам слова каникулы, кукла, карандаш, бульон, окорок?
Растолкуйте слова: гравюра, автограф, словарь, плагиат, манускрипт.
3. В поисках нового смысла. Прочитайте фразу так, чтобы смысл её каждый раз менялся (всего 4 варианта) (4 балла максимум): теперьяподнимитетоже. (Теперь я, поднимите тоже; теперь я, подними те тоже; те перья подними, те тоже; те перья поднимите тоже.)
4. Четвёртый лишний. Найти в ряду из четырёх слов лишнее, аргументировать свой ответ (2 балла):
носок, мозоль, георгин, помидор (мозоль – ж.р.);
магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь (вестибюль – м.р.).
5. Подбери антоним. (8 баллов):
Тонкий (толстый).
Низкий (высокий).
Острый (тупой).
Здоровый (больной).
Чистый (грязный).
Победа (поражение).
Громкий (тихий).
Тяжёлый (лёгкий).
6. История языка (по 1 баллу за задание)
- Год создания славянской азбуки
820
863
889

·988
Точная дата создания славянской азбуки известна из сказания «О письменах» болгарского монаха Храбра. «Если же спросишь славянских книжников: „кто сотворил ваши письмена или книги превёл?“, то все знают и в ответ скажут: Святой Константин Философ, называемый Кириллом, те письмена создал и книги перевёл и Мефодий, брат его. Поскольку ещё живы, видевшие их. И если спросишь: „в какое время?“, то знают и скажут, что во времена Михаила, царя греческого, и Бориса, князя болгарского, и Растица, князя моравского, и Коцеля, князя блатенского в год же от создания всего мира 6363 (863)»
-Где впервые начали праздновать 11 (24) мая день памяти свв. Кирилла и Мефодия?
еще в Византийской империи, сразу по прославлении братьев
в Болгарии
в Чехии
в Российской империи
Празднование дня памяти святых Кирилла и Мефодия 11 (24) мая началось в Болгарии не позднее XII века.
Станция «Литературная» (по 1 баллу за задание)
1.Отгадайте загадки:
Хорошо видит, а слепой. (Неграмотный.)
Мал малышок, да мудрые пути указывает. (Перо, ручка.)
Чёрные птички на каждой страничке. Молчат – ожидают, кто их отгадает. (Буквы.)
Без ног приходит, без языка рассказывает. (Письмо.)
Я оставляю тонкий след, но жить он может много лет. (Ручка, карандаш.)
2. Отгадай автора и произведение.
Вам даны два списка. Один – список авторов. Другой – список книг. Соедините автора и его произведение.
Список авторов:
Г.Н. Троепольский.
В.К. Железников.
Ю.К. Олеша.
Л. Кэрролл.
А. Линдгрен.
В.П. Астафьев.
К.Г. Паустовский.
А.С. Пушкин.
Список произведений:
«Три толстяка».
«Руслан и Людмила».
«Рони, дочь разбойника».
«Конь с розовой гривой».
«Заячьи лапы».
«Белый Бим, черное ухо».
«Алиса в Зазеркалье».
«Чучело».
Ответы:
Г.Н. Троепольский – «Белый Бим, черное ухо».
В.К. Железников – «Чучело».
Ю.К. Олеша – «Три толстяка».
Л. Кэрролл – «Алиса в Зазеркалье».
А. Линдгрен – «Рони, дочь разбойника».
В.П. Астафьев – «Конь с розовой гривой».
К.Г. Паустовский – «Заячьи лапы».
А.С. Пушкин – «Руслан и Людмила».
3.Придумай конец анекдота?
Вам предлагается начало анекдота, а вы угадайте конец. (1 балл за оригинальное продолжение, 2 балла за вариант, близкий к оригиналу)


***
Экскурсия школьников осматривает исторический музей. Двое задерживаются у мумии фараона:
-Смотри, он весь в бинтах.
-Да, видно его здорово обработали древнеегипетские хулиганы.
***
Мать спрашивает сына:
-Что-то я не вижу твоего школьного дневника.
-А у меня Васька взял, чтобы родителей напугать.
***
Ученик открывает учебник и видит фото кенгуру.
-Да, что не говори, а австралийские кузнечики крупнее наших.
***
-Вот вы написали последнее предложение диктанта. Что нужно поставить в конце?
-Пятерку!
***
Я так яростно борюсь с моей врожденной ленью, что когда, наконец, побеждаю, то уже нет сил идти в школу...

4. Скороговорщики.
Проговорить заданную скороговорку хором 3 раза так: медленно, быстрее, очень быстро (2 минуты на подготовку). Без ошибок – 2 балла, с 1-2 ошибочками – 1 балл, с ошибками, плохо – 0 баллов.
Марина грибы мариновала, Марина грибы перебирала.
Летят три пичужки Через три пусты избушки.
Боря Ире дал ириску, Ира Боре - барбариску.
Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня.
В аквариуме у Харитона. Четыре рака да три тритона.
Шёл Глеб с хлебом, Шла Оля с солью.
Саша шустро сушит сушки, Саша высушил штук шесть, И смешно спешат старушки Сушек Сашиных поесть.
Варя варит, Жора жарит, Петя песенки поёт.
5. Знаете ли вы басни Крылова?
Вашему вниманию предлагается «Кавардак из басен Крылова». Вы должны узнать, из каких басен составлено наше «произведение». Всего их семь. (Одна правильно названная басня – 1 балл. Максимум – 7 баллов.)
Свинья под дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала. (1) А Васька-кот в углу, Припав за уксусным бочонком, Мурлыча и ворча, трудится над курчонком. (2) Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться; И надо ж беде случиться, (3) Вороне где-то Бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. Тут на беду Лиса близёхонько бежала. (4) У кумушки глаза и зубы разгорелись. (5) Глядит, а в гости к ней голодный Волк тащится. «Что, кумушка, беда! – он говорит. – Ни косточкой не мог Нигде я поживиться; Меня так голод и морит. (6) Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей» (7)
Ответы: 1 – «Свинья под дубом»; 2 – «Кот и повар»; 3 – «Волк и Ягнёнок»; 4 – «Ворона и Лисица»; 5 – «Лисица и Виноград»; 6 – «Волк и Лисица»; 7– «Стрекоза и Муравей».
6.Игра "Рифмы". За 1 минуту кто больше всех придумает слов, рифмующихся со словом "пейзаж". (По 1 баллу за слово)

Станция «Искусствоведческая» (по 1 баллу за задание)

Вопрос-ответ
Вопрос 1. Кто изображён на знаменитой картине В.М. Васнецова?

А. Три богатыря
Б. Три поросёнка
В. Три мушкетёра
Г. Три толстяка
Вопрос 2. Как называется картина И. Репина?
А. “Бурлаки на Жигулях”
Б. “Бурлаки на Волге”
В. “Бурлаки на Запорожце”
Г. “Запорожцы на Оке”

Вопрос 3. В каком жанре написаны наиболее известные картины Ивана Шишкина? (пейзаж)

Вопрос 4. Какой европейский город считается родиной вальса? (Вена, отсюда название венский вальс)
Вопрос 5. Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом? (треугольник)
Вопрос 6. Назовите главного “натурщика” Айвазовского (море)
Вопрос 7. Название какого инструмента содержит два термина “громко” и “тихо”? (фортепиано)
Вопрос 8. Название, какого музыкального инструмента в переводе с французского означает “королевский”, “царственный”? (рояль)
Вопрос 9.Танец с криками “Асса!” – это... Какой? (Лезгинка)
Вопрос 10. Какой народный инструмент очень похож по звучанию на испанские кастаньеты? (ложки)
Вопрос 11. Прослушайте аудиозапись. Назовите жанр услышанного произведения. (колыбельная).
Подведение итогов, награждение победителей.

ђ Заголовок 215