Логическая математика программа на год


Пояснительная записка
« Недостаточно иметь хороший ум.
Главное – правильно его использовать.» Рене Декарт
Математика – это язык, на котором говорят не только наука и техника, математика – это язык человеческой цивилизации. Этот предмет практически проник во все сферы человеческой жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен и разнообразен мир чисел, мир математики. Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Программа курса "Логическая математика” разработана для ознакомления учащимся со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы; решения математических задач, связанных с логическим мышлением; закрепления интереса детей к познавательной деятельности; развития мыслительных операций и общего интеллектуального развития. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание занятий факультатива представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического курса должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии.
Цель учебной дисциплины развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, логического мышления, навыков решения логических задач, а так же формирование саморазвивающейся личности.
Задачи учебной дисциплины:
Обучающие:
расширить кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развитие речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
развитие логического мышления и пространственных представлений детей;
обучение анализу и синтезу, классификации и систематизации;
развитие умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Развивающие :развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).Практическая направленность
Содержание занятий курса направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивацииВо-первых, развитие интереса к математике как науке математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Методы используемые на занятиях:
аналитико - синтетический метод, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей.
объяснительно - иллюстративные (рассказ, упражнения на квалификацию подобных предметных явлений, событий и т.д.);
репродуктивные (выполнение заданий по образцу, нахождение подобного с опорой на рисунки, схемы, таблицы и т д.);
проблемно - обучающие (доказательства путём сравнения подобий в предметах);
исследовательские (работа с информационным источниками, письменные упражнения, практические действия с последующим доказательством закономерности).
Используемые технологии.Объяснительно - иллюстративные технологии обучения, в основе которых лежат дидактические принципы Я.А. Каменского;
Игровые технологии;
Технология развивающего обучения Эльконина - Давыдова; 
Диалоговое обучение Г. А. Цукерман. 
Требования к усвоению дисциплины:
анализировать условие занимательной, шуточной задачи;
вычленять существенные и необходимые признаки объекта или процесса при решении задач;
абстрагироваться от несущественных признаков объекта или процесса при решении задач;
решать как простые, так и сложные задачи и примеры;
решать и объяснять решение простых и сложных уравнений;
применять графические методы при решении задач;
вычленять известные геометрические фигуры, входящие в состав более сложных объектов;
следовать заданным условиям для достижения поставленной цели;
планировать свои действия при решении задач и примеров;
применять полученные знания в реальной жизни.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать: 1. Некоторые исторические сведения о мерах длины, массы и стоимости, о числах календаря, арифметических действиях; 
2. Об истории появления измерительных приборов; 
3. Несколько стихотворений о математике.
Обучающиеся должны уметь: 1. Выполнять арифметические действия;
2. Пользоваться измерительными инструментами;
3. Разбираться в правилах игры и соблюдать их;
4. Уметь переносить полученные знания в новые условия и применять их в новой ситуации.
Курс по выбору « Логическая математика» рассчитан на 34 часа, 1час в неделю. Каждое занятие состоит из следующих частей:
изложение программного материала;
стихи о математике;
занимательные задачи;
дидактические игры.
Программа составлена с учетом познавательных возможностей учащихся младших школьников и их психологической готовности, мотивации, а также с ориентиром на уровневую дифференциацию. 
Содержание программы курса по выбору группируется вокруг нескольких линий: 
1. Алгебраический материал
арифметические ребусы,
математические головоломки;
магические квадраты;
решение уравнений;
решение задач повышенной сложности. 
2. Геометрический материал
путешествие в страну «Геометрия»;
решение задач на нахождение периметра;
решение задач на развитие пространственных представлений; 
3. Величины
перевод величин;
сравнение;
решение задач с величинами.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру» «Ақ бота»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
Ожидаемые результаты 
повышение уровня понятийно - логического мышления у учащихся.
улучшение качества решения задач различного уровня сложности учащимися; 
успешное выступление на олимпиадах, играх, конкурсах.
3 – й класс «Логическая математика»
№ урока Тема урока Кол. часов
Дата
1-2 Город загадочных чисел 2 3-6 Город Обыкновенных и необычных задач 4 7-8 Город Математических рассуждений 2 9-10 Город «Деление с остатком» 2 11-13 Город Геометрических «превращений» 3 14-15 Город Закономерностей 2 16-17 Город Деление на равные части и образование долей 2 18-19 Город Деления и умножения на 5,6,7 2 20-21 Город Деления и умножения на 8,9 2 22-23 Город Геометрических фигур (Измерение площади. палетка) 2 24-25 Город Письменного сложения и вычитания в пределах 1000 2 26-27 Город Арифметических действий 2 28-29 Город Обратных задач 2 30-31 Город Составления простейших уравнений 2 32-33 Город Составления задач с помощью уравнений 2 34 Итоговый урок 1 Содержание тем учебного курсаТема 1 – 2 .Город Загадочных чисел (2 ч.) Решение арифметических ребусов. Запись чисел по заданным условиям.Тема 3- 6 . Город Обыкновенных и необычных задач (4 ч.) Решение Задач-шуток. Решение заданий на смекалку. Решение задач на сравнение. Решение задач-сказок. Решение задач, связанных с величинами.Тема7- 8. Город Математических рассуждений (2 ч.) Построение высказываний. Решение логических задач.Тема 9 - 10. Город Деление с остатком(2 ч)Разбор решения примеров с остатком методом подбора. Решение задач – шуток. Тема 11 - 13. Город Геометрических «превращений» (3 ч.) Рисование фигур, не отрывая карандаша от бумаги. Подсчет геометрических фигур. Танграм.Тема 14 - 15.Город Закономерностей (2 ч.) Разгадывание и продолжение логических цепочек и квадратов. Решение заданий с помощью раскрашивания.  Тема 16 - 17. Город деление на равные части и образование долей(2ч) Рисование фигур и деление на равные части. Сравнение долей.
Тема 18-19. Город Деления и умножения на 5,6,7 Решение примеров и задач. Решение примеров в столбик.
Тема 20 – 21.Город Деления и умножения на 8,9 Решение примеров с помощью раскрашивания.
Тема 22 – 23. Город Геометрических фигур (Измерение площади. палетка) Нахождение площади фигур с помощью палетки. Измерение фигур.
Тема 24-25.Город Письменного сложения и вычитания в пределах 1000. Решение примеров с трехзначными числами в столбик. Решение задач-шуток.
Тема 26 – 27.Город Арифметических действий. (2ч) Решение примеров с различными арифметическими действиями. Тема 28-29. Город Обратных задач. (2ч) Решение задач. Зависимость между длиной, шириной и площадью (квадрата, прямоугольника). Зависимость между ценой, количеством и стоимостью предметов. Тема 30-31.Город Составления простейших уравнений.(2ч) Решение простейших уравнений. Решение логических задач Тема 32-33. Город Составления задач с помощью уравнений.(2ч) Решение задач с помощью уравнений. Математические стихи. Тема 34. Итоговый урок.(1ч)
Практические задания
реферат
беседа, диалог
наблюдение
круглый стол
обмен мнениями
дискуссия
диспут
экскурсия
Контроль уровня обученности
Контроль за уровнем усвоения полученных знаний учащихся осуществляется по средством систематического применения:математических диктантов
арифметических диктантов
графических диктантов
самостоятельных работ
Перечень рекомендуемой литературы для учителя:
1 .«Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2- 4 классы.» Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина. - Москва, Айрис - пресс, 20072.«Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Материалы для занятий с учащимися 1-4 классов. Логические и комбинаторные задачи, развивающие упражнения.» Н. И. Удодова. - Волгоград. Издательство «Учитель», 20083.«Нескучная математика. 1- 4 классы: занимательные материалы» Н. В. Агаркова. - Волгоград. Издательство «Учитель», 2008 4.«Занимательные материалы. Начальная школа», И.Г. Сухин. - Москва, ВАКО, 20045.«Логические игры и задачи на уроках математики. Популярное пособие для родителей и педагогов», А. П. Тонких, Т. П. Кравцова, Е. А. Лысенко и др. -Ярославль, «Академия развития», 19976.«Математика. Учимся решать комбинаторные задачи», Н. Б. Истомина, Е. П. Виноградова. - Смоленск, Ассоциация XXI век, 2008 7.«Контрольные и олимпиадные работы по математике. Пособие для начальной школы.» О. В. Узорова, - Москва, ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2000

Перечень используемой литературы для учеников:
Узорова А.О., Нефедова Е.А «Полный курс по математике 3 класс» М., 2014г
Узорова А.О., Нефедова Е.А. «2500 задач по математике 1-5 класс» ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2000
Учебно – методическое обеспечение предмета:
Тестовые задания и проверочные работы;
Карточки для индивидуальной работы;
Наглядный и дидактический материал;
Таблицы, схемы.
Методические пособия.