Научная статья Сопровождение детей-мигрантов


Ханарина М.В
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П Астафьева
г. Красноярск
Психологическое сопровождение детей-мигрантов в школе.
Современный мир продолжает сталкиваться с множеством этнических проблем. Одной из таких проблем является проблема инкультурации мигрантов, то есть вхождение индивида или социальной группы в иную культуру. В СМИ часто встречаются различные толкования о происходящих миграционных процессах с экономической и политической точек зрения [ 1, с 47] .Причины увеличения миграции довольно различны, это например : притеснение представителей некоренных национальностей в бывших союзных республиках; введение в действие дискриминационных законов, ущемляющих гражданские права; вооруженные конфликты; понижение экономического благосостояния людей[ 6].
Усиливающаяся миграция привела к появлению большого количества детей -мигрантов, испытывающих материальные, социальные и образовательные трудности в адаптации к иной культуре и среде. Включение мигрантов в российское общество ставит особую задачу перед школой- адаптация детей- мигрантов к социокультурным условиям. Актуальной становится задача создания условий, в которых мигранты могли бы благоустроиться и получить образование [ 7]. Перед психологами социальные изменения ставят многие цели, главными из которых являются изучение программ психологического сопровождения прибывающих мигрантов, поиск методов формирования позитивной этнической идентичности. Среди проблем, отрицательно влияющих на воспитание и обучение детей- мигрантов, обеспокоенность вызывают проблемы психологического характера: психическая неуравновешенность, чувство одиночества, испуг, страх и чувство подавленности [5, с 85]. Выделяют следущие психологические особенности детей- мигрантов:
Выраженность культурной дистанции- степень, в которой иная культура воспринимается близкой или далекой, похожей или не похожей на собственную, проявляется она между учащимися мигрантами и преподавателями, а так же местными учащимися;
Низкая социальная адаптация, связана с тем, что ребенок- мигрант находится в состоянии растерянности, страха, отличается социально и культурно, он кажется нижестоящим по своим способностям;
Социальная незащищенность
Не знание или недостаточное знание русского языка, что отрицательно влияет на процесс общения со сверстниками;
Непонимание психологии нового ученического коллектива [ 3, с 128].
Данная категория детей требует особого подхода в результате их обучения, а организация педагогического процесса – корректировки. Объективно складывается противоречие между привычными потребностями, интересами мигрантов, устоявшейся моделью их социальной активности и новыми общественными условиями их жизнедеятельности[2, с 15].
Одна из основополагающих характеристик психологической адаптации- адекватность реагирования мигрантов на воздействия новой для них среды и возникновение у них целенаправленных усилий, готовность освоится в иной социокультурной среде.
Процесс адаптации детей- мигрантов к школе сдедует рассматривать как двусторонний. Не только мигранты, но и принимающая сторона, то есть местные учащиеся, так же адаптируются к специфичной среде школы , созданной присутствием в ней мигрантов. Принимающее этносоциальное большинство вынужденно определенным образом реагировать на соприкосновение с представителями другой национальности. Может быть
различная стратегия общения- от неприятия до взаимоприемлимого межкультурного общения. Возникает вопрос о методах и формах обучения детей- мигрантов с учетом факторов, влияющих на адаптацию. С одной стороны, обучение детей на русском языке – необходимость и одно из условий вхождения в новое общество, с другой стороны – обучение на родном языке является значимым условием для поддержания и сохранения своей культуры. Учитывая интересы сторон, возможно, идеальным вариантом решения этой проблемы является языковая дифференциация обучения в школе, но на практике этот путь невозможен, так как требует больших материальных затрат. Эффективным методом адаптации являлся бы учет психологических и национальных особенностей учащихся- мигрантов. Но существует необходимость в дополнительных исследованиях , направленных на углубленное изучение психологических личностных особенностей детей- мигрантов, что позволило бы педагогам и щкольным психологам сформировать педагогические навыки, подкрепленные знаниями психологии межэтнического общения.
Таким образом, психолого- педагогическое сопровождение детей- мигрантов должно осуществляться по следущим направлениям:
Психологическая работа с детьми – мигрантами :
Диагностика социальных, языковых, культурных, психологических проблем, затрудняющих адаптацию детей – мигрантов к инокультурной среде;
Индивидуальное консультирование детей-мигрантов по различным причинам;
Психокоррекционная работа с группой детей- мигрантов направленная на : снижение уровня тревожности, повышение учебной мотивации, развитие коммуникативных качеств и т.пПсихологическая работа с классом с целью создания атмосферы дружелюбия и толерантности :Проведение тренингов на сплочение коллектива
Еженедельные уроки нравственности
Классные часы, направленные на изучение культуры разных народов
Внеклассные мероприятия
Психологическая работа с родителями
Индивидуальное консультирование родителей детей-мигрантов
Организация групповой работы с родителями и детьми
Просвещение педагогического коллектива по работе с детьми- мигрантами[3, с 156]
Положительный результат может быть достигнут лишь общей, совместной деятельностью всех субъектов образовательного процесса под сопровождением психологической службы.
Список использованной литературы
Абсалямова А.Г., Горбачева Ю. С. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе. – Уфа, 1997.
Витковская Г.С. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы. -Москва,1993.- 27с.
3. Глухова Т. В., Мутерперель С. В. Национальная идентичность и межнациональная толерантность в подростковом возрасте // Возрастные особенности формирования толерантности. -М., 2003.
4. Ионцев В. А. Международная миграция / Миграция населения. Вып. 3. Приложение к журналу "Миграция в России".- Москва, 2002.
5.http://cheloveknauka.com/sotsialnaya-adaptatsiya-migrantov-k-sotsiokulturnoy-srede-regiona6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Миграция_населения