Конспект урока: Применение условного оператора в нестандартных задачах


Конспект урока: «Применение цикла с условием в нестандартных задачах»
Тема: «Алгоритмизация и программирование»
9 уроки темы.
Тема урока: «Цикл с условием»
Тип урока: урок применения умений и навыков.
Цель урока: Научиться:
–применять свои знания и умение использовать цикл с условием в нестандартных задачах;
– организовывать и планировать свою деятельность;
– разрабатывать план своих действий и придерживаться его.
Задачи урока:
– применить свои знания в анализе программ с использованием цикла с условием в нестандартных условиях;
–показать умение структурировать информацию в виде блок –схемы;
– показать умение выявлять причинно-следственные связи;
– показать умение нестандартно мыслить и принимать решения.

Структура урока применения умений и навыков

Регламент
Структура этапа урока









1мин.






3 мин.










2 мин.












1 мин.










7 мин.




20 мин.




5 мин.








2 мин.





2 мин.




1 мин.

1 мин.

Итого: 45мин.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (6 мин)
Дидактическая задача: подготовка учеников к активному учебному труду на уроке, определение цели и задач урока.
Психологическая задача: обеспечение психологического настроя, располагающего к работе, создание благоприятной атмосферы, располагающей к активной и творческой мыслительной деятельности учеников на предстоящем уроке.
Организационный момент:
взаимное приветствие учителя и учащихся,
выяснение фамилий дежурных учащихся и фиксация в журнале отсутствующих,
проверка подготовленности учащихся к уроку (наличие дневника, учебника, тетради и др. принадлежностей),
организация внимания и внутренней готовности учеников.
Проверка домашнего задания, коррекция опорных знаний учащихся по итогам прошлого урока.
Домашнее задание проверяется дистанционно с использование образовательной сети Дневник.ру. На уроке происходит обсуждение домашнего задания с последующим оцениванием. Задачи, которые вызвали трудности обсуждаются в электронном варианте с использованием мульмедийных устройств.
Актуализация ранее полученных знаний и чувствительного опыта учащихся по вопросам, связанным с изучением новой темы.
Обсуждаются следующие вопросы:
Приложение 1.
Мотивация действий учащихся по применению умений и навыков.
Вы в детстве ломали игрушки? Зачем? Чтобы увидеть, как они работают! Вот и мы сегодня «взломаем» игровую программу, чтобы посмотреть, что у нее внутри. А может мы сможем сделать её лучше и интереснее?

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП (33 мин.).
Дидактическая задача: отработка учащимися умений и навыков на основе изучаемого материала.
Психологическая задача: создание коммуникативных условий, способствующих единству сознательной деятельности и общения учащихся и учителя, а также условий для проявления познавательной активности школьников и развития мышления.
2.1. Постановка цели и задач основного этапа урока
Цель урока: Научиться:
–применять свои знания и умение использовать цикл с условием в нестандартных задачах;
– организовывать и планировать свою деятельность;
– разрабатывать план своих действий и придерживаться его.
Задачи урока:
– применить свои знания в анализе программ с использованием цикла с условием в нестандартных условиях;
–показать умение структурировать информацию в виде блок –схемы;
– показать умение выявлять причинно-следственные связи;
– показать умение нестандартно мыслить и принимать решения.
2.2. Проверка и коррекция знаний, умений и навыков, являющихся основой для расширения и углубления знаний.
Учащиеся получают задания по вариантам и письменно отвечают на следующие вопросы. Приложение 2.
Взаимопроверка работ на основе ответов, подготовленных учителем.
2.3. Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации под руководством и контролем учителя.
Учащимся предлагается программа Приложение 3 и «дорожная карта» по работе с этой программой. Приложение 4. Результаты работы отображаются в оценочном листе. Приложение 5.
2.4. Сбор и обработка, а также обобщение результатов выполнения самостоятельной работы. Выставление оценок за самостоятельную работу в накопительные документы – оценочные листы.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛНЫЙ ЭТАП (6 мин.).
Дидактическая задача: анализ, оценка успешности учащихся в достижении цели урока и перспективы на будущее.
Психологическая задача: создание положительной мотивации к приобретению новых знаний.
3.1. Обобщающее и систематизирующее повторение изученного теоретического материала.
Обсуждение следующих вопросов: Насколько более эффективен метод двоичного поиска?
Какие игровые моменты можно организовать, используя цикл с условием?
Какие алгоритмы выигрышных ситуаций вы знаете?
3.2. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения.
Разработайте алгоритм программы для другой игры с компьютером.
Напишите самостоятельно программу по разработанному алгоритму.
3.3. Оценивание учебных достижений учащихся. Аргументация выставленных Выставление отметок в классный журнал и дневники.
3.4. Перспективы на будущее.
3.5. Благодарность учащимся за хорошую работу на уроке




Приложение 1
Часто ли вы играете в компьютерные игры?
Какие типы игр вы знаете?
Какие типы игр вам нравятся больше всего?
Какими навыками должен обладать программист, пишущий компьютерные игры?
Какие алгоритмические структуры используются при написании компьютерных игр?

Приложение 2
Вариант №1
Приведите формат и порядок выполнения цикла с предварительным условием.
Напишите команды, для использования датчика случайных чисел.
Можно ли использовать двоичный поиск в несортированном массиве чисел?
Вариант №2
Приведите формат и порядок выполнения цикла с последующим условием.
Как с помощью датчика случайных чисел получить целое число в диапазоне от 0 до N? Напишите необходимые команды.
В чем суть двоичного поиска?
Вариант №3
Изобразите графическую схему для циклического алгоритма.
Как с помощью датчика случайных чисел получить целое число в заданном диапазоне? Напишите необходимые команды.
Для решения каких задач используется двоичный поиск?
Приложение 3
{Программа отгадывания числа, "задуманного" компьютером.
С каждой новой попыткой уменьшается количество призовых очков}
program roulette;
{uses Crt;}
var n,a,x:integer;
begin
{clrscr;}
x:=10; {X-число призовых очков}
randomize;
a:=random(100); {a- число, задуманное компьютером}
writeln('Задумано целое число от 0 до 100. Угадайте!');
writeln;
Writeln('Введите целое число от 0 до 100.');
readln(n);{N-Число, вводимое игроком}
while n<>a do begin
x:=x-1;
Writeln('Вы не угадали');
writeln;
if n else Writeln('Ваше число больше задуманного');
Writeln('Попытайтесь ещё раз ');
Readln(n);end;
writeln('Поздравляю! Вы угадали и набрали ',x,' очков');
writeln('Нажмите Enter');
readln;
END.
Приложение 4
Выполните программу и отгадайте число. Сколько очков вы получили?
Выполните программу и отгадайте число, используя метод двоичного поиска. Сколько очков вы получили?
Определите эффективность метода двоичного поиска.
Измените в программе диапазон задуманного числа. В оценочный лист запишите только изменённые команды.
Измените программу так, чтобы число призовых очков с каждым шагом увеличивалось. В оценочный лист запишите только изменённые команды.
Изобразите блок–схему для этой программы.
Измените программу так, чтобы выполнялась серия игр, а результат суммировался. В оценочный лист запишите только изменённые участки программы.

Приложение 5
Оценочный лист

Номер этапа урока
Ответ на вопрос
Максимальное количество баллов
Полученное количество баллов

1

0,5


2

0,5


3

1


4

1


5

1


6

4


7

4



10– 12 баллов оценка «5»
7– 9 баллов оценка «4»
4– 6 баллов оценка «3»

Изобразите графическую схему здесь.


Заголовок 1 Заголовок 215