Конспект урока по теме Условный оператор

ТЕМА: УСЛОВНЫЙ ОПЕРАТОР
Задачи урока:
способствовать формированию знаний и умений в области составления разветвляющихся программ с использованием различных видов условий; Научить составлять алгоритмы решения задач на ветвление;
воспитать интерес к информатике; самостоятельность и ответственность, внимательность;
развить логическое мышление, умение составлять простые алгоритмы на ветвление, находить их в задачах.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: персональные компьютеры, проектор, презентация.
Ход урока:
I. Организация начала урока. (1 мин.)
Здравствуйте, ребята! Сегодня 22 сентября, урок информатики.
Откройте тетради, запишите число. Тема нашего сегодняшнего урока “Условный оператор».
II. Сообщение темы и цели занятия. (2 мин.)
Сегодня на уроке мы с вами:
Повторим основные понятия по алгоритмам и способам представления, формы записи команды ветвления, общий вид условного оператора и структуру программы.
Научимся составлять разветвляющиеся алгоритмы к различным задачам;
Научиться составлять и вводить программу, с применением условного оператора.
Успех в освоении предмета приходит лишь через самостоятельную, кропотливую работу. А.Н. Венц в своей книге приводит формулу великого программиста (ВП), выведенную экспериментальным путем:
ВП = 50%К + 30%Т + 10%О + 5%З + 5%ТЛ, где
К знать, как это делать,
Т трудолюбие,
О опыт,
3 знание,
ТЛ талант.
Не каждый может стать великим программистом, но мы сделаем сегодня маленький шаг вперед в программировании.
III. Проверка домашнего задания. (40 мин.)
Самостоятельная работа.
№1. Даны два числа. Найдите среднее арифметическое и среднее геометрическое их модулей.
№2. Даны стороны прямоугольника. Найдите его периметр и длину диагонали.
№3. Даны длины сторон прямоугольного параллелепипеда. Найдите его объём и площадь боковой поверхности.
№4. Известны координаты на плоскости двух точек. Составить программу вычисления расстояния между ними.
№5. Треугольник задан координатами своих вершин. Найти периметр и площадь треугольника.
№6. Дано расстояние в сантиметрах. Найти число полных метров в нём.
№7. Дано двузначное число:
Число десятков в нём
Число единиц в нём
Сумму его цифр
Произведение его цифр
№8. Считая, что Земля – идеальная сфера с радиусом R=6350 км, определить расстояние до линии горизонта от точки с заданной высотой над Землёй.
№9. Перепишите значение одной переменной в другую переменную, не используя третью.
№10. Дано трёхзначное число. В нём зачеркнули последнюю справа цифру и приписали её в начале. Найти полученное число.

IV. Изучение нового материала. (18 мин)
Условный оператор.
Ветвление – это такая форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий.
В Паскале ветвление организуется с помощью двух операторов: условный оператор IF и оператор выбора CASE. Сегодня на уроке мы познакомимся с условным оператором – IF.
Оператор можно записать двумя способами:
1) if условие then оператор1 else оператор2;
(если) (то) (иначе)
или
2) if условие then оператор;
(если) (то)
Условие – это равенство или неравенство.
Оператор условия выполняется следующим образом. Сначала выполняется выражение, записанное в условии. В результате его вычисления получается значение истина или ложь.
В первом случае, если значение выражения есть истина, выполняется оператор1, указанный после слова then (то). Если значение выражения ложь, то выполняется оператор2.
Во втором случае – если условие выражение истина, то выполняется оператор1, если – ложь – выполняется оператор, следующий за оператором if.
Блок-схема ветвления

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Операторы if могут быть вложенные.
На сегодняшний день вы знакомы с тремя операторами. Давайте их вспомним - это оператор ввода, оператор вывода и оператор присваивания.
А что мы можем записать в условии?
Условие – это логическое выражение (равенство или неравенство).
В простых условиях могут применяться знаки операций сравнения:
> (больше),
< (меньше),
= (равно),
<> (не равно),
>= (больше или равно),
<= (меньше или равно). Составной условный оператор
Обратите внимание на то, что после служебных слов Then и Else части стоит только один оператор. Но что делать, чтобы решить задачу, в которой по выполнению или невыполнению условия нужно совершить не одно, а несколько действий?
Здесь приходит на помощь вам составной оператор.
begin
группа операторов;
end;
В Turbo Pascal 7.0, если в качестве оператора должна выполниться серия операторов, то они объединяются в операторные скобки begin end.
Вариант условного оператора в этом случае:
If условие Then
Begin
группа операторов 1;
end
Else
Begin
группа операторов 2;
end;
Группу операторов находящуюся внутри операторных скобок будем называть составным оператором. Фактически, весь раздел операторов, внутри операторных скобок, представляет собой один составной оператор.
Для того чтобы при большом количестве операторных скобок, программа была читаемая, end желательно записывать под begin.
Закрепление изученного материала. (15 мин.)
Рассмотрим несколько примеров:
Задача №1.
Даны два числа. Найти наибольшее из них.
var
a,b: integer;
begin
writeln(введи два числа’);
writeln(введите число a:’);
readln(a);
writeln (введите число b:’);
readln(b);
if a>b then
writeln (a)
else
writeln (b);
readln;
end.

Задача №2.
Ввести рост человека (в см). Если его рост превышает 180 см, то вывести на экран сооб-щение “ВЫСОКИЙ”, иначе вывести сообщение “НЕ ОЧЕНЬ ВЫСОКИЙ”.
Program zadacha1;
var x:integer;
Begin
writeln('Введите рост человека');
readln(х);
if х>180 then
writeln(ВЫСОКИЙ’)
else
writeln(НЕ ОЧЕНЬ ВЫСОКИЙ’);
End.
VI. Итог урока. ( 2 мин.)
Выставление оценок за урок.
Сегодня на уроке мы:
повторили основные понятия по алгоритмам и способам представления;
рассмотрели формы записи команды ветвления, общий вид условного оператора и структуру программы;
научились составлять разветвляющиеся алгоритмы к различным задачам;
научились составлять и вводить программу с применением условного оператора
VII. Домашнее задание. (2 мин.)
Открыть файл Chislo.pas. Заполнить пропуски в программе, которая по введенному с клавиатуры двузначному числу определяет, является ли оно четным.
Файл-заготовка Chislo.pas.
Program chetnoe;
Uses crt;
Var x:__________;
Begin
Clrscr;
Writeln ('Введите двузначное число');
Readln(___);
If X mod 2 = __ then Writeln ('Число четное ')
______ Writeln ('Число __________');
End.
Задача №1. Ввести три целых числа. Если они все четные, то вычислить 13 EMBED Equation.2 1415 и вывести результат на экран. В противном случае: z=0 и результат вывести на экран.
VIII. Рефлексия. (2 мин.)
Учащиеся отвечают на два вопроса:
1. Новая тема для меня оказалась
а) легкой
б) трудной
2. Я считаю, что я
а) поработал хорошо
б) я не очень доволен своей работой, мог бы быть активнее

Список литературы:
Лукин, С.Н. Турбо – Паскаль 7.0. Самоучитель для начинающих / С.Н. Лукин. – Москва: Изд. Диалог – МИФИ, 2015. - 400с.
Александрова, Л.В. Основы программирования на языке Паскаль / Л.В. Александрова. – Москва: Изд. РУДН, 2013. – 114с.








13PAGE 15


13PAGE 14715



X:=x+1

Writeln(x);

Writeln (x<3’);

X>3

Вывод x

X>3

Да (истина)

Нет

Нет

Да