Конспект урока по информатике для 9 класса Условный оператор


Конспект урока по информатике
в 9 классе Кизнерской сельской школы
Клюкиной Светланы Сергеевны
Учебник: Босова Л.Л., Босова А.Ю.Тема четверти: Начала программирования.
Тема урока: Условный оператор.
Тип урока: Изучение новой темы.
Цель урока: Рассмотреть правила записи условного оператора, сформировать умения записи на языке программирования задач с условным оператором.
План урока:
Организационный момент (1мин.)
Нацеливание на тему урока (4 мин.)
Изучение нового материала (10 мин.)
Закрепление изученного материала (25 мин.)
Подведение итогов урока, рефлексия (3 мин.)
Домашнее задание (2 мин.)
Приемы, используемые на уроке: фронтальная работа, работа в парах.
ТСО и оборудование: компьютеры, проектор, экран.
Оформление доски: дата, тема.
Ход урока:
1. Орг. момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок проведу у вас я, зовут меня Светлана Сергеевна.
2. Нацеливание на тему урока.
1 слайд. Для того, что бы узнать тему сегодняшнего урока, решите кроссворд.Кроссворд
1 ре зу л ьт а т 2 па с к а л ь3 а л г о ри т м 4 с т ро к о в ый5 в е ще с т в е нный6 л о г и ч е с к и й7 це л о ч и с л е нныйЧто должно получиться в результате отладки программы?
Язык программирования.
Как называется последовательность действий, приводящих исполнителя от исходных данных к конечному результату?
К какому типу данных относится «string»?
К какому типу данных относится «real»?
К какому типу данных относится « boolean»?
К какому типу данных относится «integer»?
- У нас получилось слово «Условие».
2 слайд. И тема нашего сегодняшнего урока «Условный оператор». Открываем тетради, записываем дату (11.02.16) и тему урока (Условный оператор).
3. Изучение нового материала.
- Как вы думаете, что такое разветвляющийся алгоритм?
3 слайд. Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.
Запишите определение в тетрадь.
При записи на языке Паскаль разветвляющихся алгоритмов используют условный оператор.
4 слайд. Его общий вид показан на слайде.
Полная форма условного оператора:
if <условие> then <оператор_1> else <оператор_2>
Запишите в тетрадь.
- Для записи неполных ветвлений используется сокращенная форма условного оператора:
5 слайд. Сокращенная форма условного оператора:
if <условие> then <оператор>
Запишите в тетрадь.
6 слайд. Слова if-then-else переводятся как: если-то-иначе.
Например, можно составить такое выражение. Если завтра будет хорошая погода, то я пойду в школу, иначе я останусь дома. Если я буду хорошо учиться, то я сдам с легкостью все экзамены, иначе я их не смогу сдать.
- А теперь придумайте сами пример выражения с условием если-то-иначе.
- Молодцы!
4. Закрепление изученного материала.
- Я теперь будем решать задачи, используя условный оператор.
- На рабочем столе у каждого имеется ярлык с программой «PascalABC». Запускаем ее.
- Открываем учебник на странице 198-199.
Написать задачу, в которой определяется принадлежность точки x отрезку [a,b].
Давайте вспомним, как выглядит блок-схема для данной задачи.
a, b, x(x>=a) and (x<=b)ДАНЕТданет
Теперь в паскале наберем эту программу. Пример программы находится на стр. 199.
program n_9; {Заголовок программы}
var x, a, b: real; {Описание переменных, тип real, т.к. нам нужны все числа и дробные и целые, находящиеся в интервале [a,b]}
begin {начало}
writeln ('Определение принадлежности точки отрезку'); {Вывод на экран определения задачи}
write ('Введите а, b'); {Вывод на экран } readln (a, b); {Считывание переменных}
write ('Введите x');{Вывод на экран x}
readln (x); {считывание x}
if (x>=a) and (x<=b) then {условие}
writeln ('Точка принадлежит отрезку')
else writeln ('Точка не принадлежит отрезку')
end.{конец}
- Кто набрал программу нажимаем на зеленую кнопку- компиляция.
Вводим a, b через пробел. Далее вводим x. И получаем ответ.
- Молодцы, справились с задачей.
Далее решаем следующую задачу.
Вывести на экран наибольшее из трех величин.
Блок схема
Y:=AB>YY:=BY:=CC>Yданетданет
Программа в PascalABC:
program n_10;
var y, a, b, c: integer;
begin
writeln ('Нахождение наибольшей из трёх величин');
write ('Введите а, b, с>>');
readln (a, b, c);
y:=a;
if (b>y) then y:=b;
if (c>y) then y:=c;
writeln ('y=', y)
end.
Почему выбрали тип integer? (потому что работаем с целыми числами).
Наберите программу в PascalABC.
После компиляции программа выводит наибольшее число из трех.
Молодцы.
Подведение итогов урока, рефлексия.
- Что мы сегодня узнали нового?
- Как выглядит полная форма условного оператора? (if <условие> then <оператор_1> else <оператор_2>)
- Как переводятся слова if-then-else? (если-то-иначе)
- Что важного нужно запомнить при работе с оператором else? (точка с запятой не ставится перед else)
Домашнее задание.
Записываем домашнее задание.
Написать в тетради программу для нахождения наибольшего из четырех величин.
Урок окончен, до свидания!
Список литературы:
Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2 ч. Ч.1/Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 244 с.
Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 9 класса. – Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/metod9-1-68.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2012/01/30/plan-konspekt-uroka-uslovnyy-operator , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/510586/, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
Kopilkaurokov.ru – Сайт для учителей. – Режим доступа: http://kopilkaurokov.ru/informatika/uroki/konspiekt-uroka-po-informatikie-uslovnyi-opierator-v-iazykie-proghrammirovaniia-pascal, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
Дата: ___________ Подпись учителя: __________