Рабочая программа по специальности 18.02.09. Переработка нефти и газа


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» (ЮГУ)
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»
(ННТ (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮГУ»)
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 «Метрология, стандартизация и сертификация»
по специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа
НИЖНЕВАРТОВСК
-2015-
РАССМОТРЕНО
На заседании ПЦК СГ и ПН
Протокол заседания
№_1 от «_9_»_сентября_2015г.
Председатель ПЦК
____________И.Е. Скобелева
УТВЕРЖДЕНО
Председатель Методического совета
ННТ (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮГУ»
_____________ Р.И. Хайбулина
«_11_» сентября_ 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 18.02.09 Переработка нефти и газа.
Организация-разработчик: Нижневартовский нефтяной техникум - филиал Югорского государственного университета
Разработчик:
Савельева Н.Н. – преподаватель Нижневартовского нефтяного техникума – филиала Югорского государственного университета
СОГЛАСОВАНО:
____________________ ___________________ _________________________
(подпись, МП) (инициалы, фамилия) (занимаемая должность)
____________________ ___________________ _________________________
(подпись, МП) (инициалы, фамилия) (занимаемая должность)
____________________ ___________________ _________________________
(подпись, МП) (инициалы, фамилия) (занимаемая должность)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной дисциплины
9
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Метрология стандартизация и сертификация
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО специальности 18.02.09. «Переработка нефти и газа»
(базовой подготовки).
Программа учебной дисциплины может быть использована: в рамках цикла ОП укрупненной группы специальностей специальности 18.02.09. «Переработка нефти и газа»; реализации программ дополнительного профессионального образования взрослого и незанятого населения; программ профильной подготовки обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
применять требования нормативных документов к основным видам продукции и процессов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
основные положения систем общетехнических и организационно-методических стандартов;
основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации и документации систем качества;
терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ
формы подтверждения качества.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельность.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, включающими способность:
ПК 1.1. Контролировать эффективность работы оборудования;
ПК 1.2. Обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования и коммуникаций при ведении технологического процесса;
ПК 1.3. Подготавливать оборудование к проведению ремонтных работ различного характера.
ПК 2.1. Контролировать и регулировать технологический режим с использованием средств автоматизации и результатов анализов.
ПК 2.2. Контролировать качество сырья, получаемых продуктов.
ПК 2.3. Контролировать расход сырья, продукции, реагентов, катализаторов, топливно-энергетических ресурсов.
ПК 3.1. Анализировать причины отказа, повреждения технических устройств и принимать меры по их устранению.
ПК 3.2. Анализировать причины отклонения от режима технологического процесса и принимать меры по их устранению.
ПК 3.3. Разрабатывать меры по предупреждению инцидентов на технологическом блоке.
ПК 4.1. Организовывать работу коллектива и поддерживать профессиональные отношения со смежными подразделениями.
ПК 4.2. Обеспечивать выполнение производственного задания по объему производства и качеству продукта.
ПК 4.3. Обеспечивать соблюдение правил охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 104 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 74 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 104
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 74
в том числе: практические занятия 36
контрольные работы курсовая работа (проект) (если предусмотрено) Самостоятельная работа обучающегося (всего) 30
в том числе: 1. Выполнение домашней работы 1 4
2. Выполнение домашней работы 2 4
3. Подготовка сообщений «Система качества» 11
Подготовка сообщений «Стандартизация и сертификация» 11Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение
. Основные понятия о метрологии, стандартизации и сертификации. 2 Раздел 1. основы метрологии 48 Тема 1.1.
Взаимозаменяемость деталей Содержание учебного материала 1
Основные понятия и определения метрологии 2 Основы технических измерений: основные определения, средства измерений, виды и методы измерений, погрешность измерений. 2 Лабораторная работа № 1.
Измерение деталей штангенинструментами. 2 Лабораторная работа № 2.
Измерение микрометрическим инструментом. 2 Практическая работа № 1. Определение годности действительных размеров трубы 2 Линейные размеры, предельные размеры, предельные отклонения. Графическое изображение поля допуска. 2 Посадка с зазором. Решение задач. Посадка с натягом. Решение задач. 2 Переходная посадка. Решение задач. 2 Практическая работа № 2. Определение вида посадок. 2 ЕСДП для гладких деталей и соединений. Понятие о посадках в системе отверстия и в системе вала. 2 Основные правила нормирования посадок. Работа с нормативной документацией. 2 Практическая работа № 3. Выбор посадок по заданным исходным данным. 2 Правовые основы метрологии. 2 Государственный метрологический контроль
2 Самостоятельная работа обучающихся.
Оформление практических работ. Подготовка к защите. 10 РАЗДЕЛ 2. Системы качества 26 Тема 2. 1.
Качество.
Содержание учебного материала 2
Качество. Общие понятия. Показатели качества. 2 Система качества. Опыт управления качеством в разных странах. 2 Стадии жизненного цикла продукции. «Петля качества» 2 Стандарты ИСО 9000 2 Практическая работа № 4. Доклады студентов по разделу: Системы качества. 2 Практическая работа № 5. Доклады студентов по разделу: Системы качества 2 Порядок разработки системы качества 2 Практическая работа № 6. Разработка системы качества для нефтедобывающего предприятия. 2 Практическая работа № 7. Разработка системы качества для нефтехимического предприятия. 2 Практическая работа № 8. Разработка инструкции для рабочего места по системам качества ИСО 9000 2 Практическая работа № 9. Ознакомление со стандартом ИСО 9000 на нефтехимические предприятия 2 Практическая работа № 10. Разработка системы оценки управления персоналом по ИСО 9000. 2 Практическая работа № 11. Оценка РД на соответствие стандартам ИСО 9000. 2 Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовка отчетов по практическим работам и докладов по разделу: Системы качества 10 РАЗДЕЛ 4. Основы стандартизации и сертификации 22 Тема 4.1.
Содержание учебного материала 1
Основные цели и принципы сертификации. 2 Обязательная и добровольная сертификация. 2 Практическая работа № 12. Ознакомление с сертификатами качества на продукцию. 2 Практическая работа № 13. Составление процедуры обязательной сертификации на продукцию нефтехимического производства. 2 Основные цели и задачи стандартизации и сертификации.. Международная стандартизация 2 Виды и методы стандартизации
2 Международное сотрудничество России в области стандартизации. 2 Практическая работа № 14. Изучение стандартных единиц. 2 Доклады студентов по теме: «Стандартизация и сертификация» 2 Доклады студентов по теме: «Стандартизация и сертификация» 2 Применение международных и национальных стандартов на территории России. 2 Сертификация систем обеспечения качества 2 Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовка докладов по разделу: Стандартизация и сертификация 10 Всего: 104 3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Лаборатория: «Метрология, стандартизация и сертификация».
Оборудование учебного кабинета: 15 лабораторных столов, 30 стульев для сидения обучающихся; рабочее место преподавателя; доска; средства измерения, модели деталей.
Средства измерения:
Штангенинструмент: штангенциркули ШЦ-1, ШЦ-2, ШЦ-3; штангенглубиномер, штангенрейсмас, штангенугломер.
Микрометрический инструмент: микрометры гладкие 0-25, 25-50, 50-75 и др.; микромеры резьбовые и др.; микрометрический нутромер; микрометрический глубиномер.
Индикаторный инструмент: ИЧТ-10; индикаторные скобы; индикаторные нутромеры.
Калибр-скобы, калибр-пробки.
Микрокаторы, измерительные стойки.
Концевые меры длины (набор); образцы шероховатости.
Модели деталей:
Валы, валики;
Трубы, втулки;
Детали с резьбой.
Технические средства обучения: персональный компьютер 1 ед., экран 1 ед., проектор мультимедийный 1 ед.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Ганевский Г.М., Гольдин И.И. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении, М.: ПрофОбрИздат, 2009
Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации и метрологии, М.; Издательство Юнити-дана, 2012
Марков Н.Н., Осипов В.В. Шабалина М.Б. Нормирование точности в машиностроении, М.
Никитин В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000: 2000. – СПб.: Питер, 2002
Дополнительные источники:
Марков Н.Н., Ганевский Г.М. Конструкция, расчет и эксплуатация контрольно-измерительных инструментов и приборов. –М.:Машиностроение, 1993.
Белкин И.М. Средства линейно-угловых измерений. Справочник. –М.:Машиностроение, 1987.
Васильев А.С. Основы метрологии и технические измерения. –М.:Машиностроение, 1980.
Нормативные документы
Федеральный закон «Об основах технического регулирования в Российской Федерации»
ГОСТ Р 1.0 – 92. Государственная система стандартизации РФ. Основные положения.
ГОСТ Р 1.2 – 92. Государственная система стандартизации РФ. Порядок разработки государственных стандартов.
ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001 (ИСО 9000 - 2000). Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Требования.
Пр. 50.3.001. Правила по сертификации. Система сертификации ГОСТ Р. Требования к экспертам и порядок их аккредитации.
ГОСТ 25346-89. Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений.
ГОСТ 25347-82. Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Поля допусков и рекомендуемые посадки.
ГОСТ 25670-83. Основные нормы взаимозаменяемости. Предельные отклонения с неуказанными допусками.
ГОСТ 2.307-68. Нанесение размеров и предельных отклонений.
ГОСТ 24642-81. Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски формы и расположения поверхностей. Основные термины и определения.
ГОСТ 2.308-79. ЕСКД. Указание на чертежах допусков формы и расположения поверхностей.
ГОСТ 2.308-79. ЕСКД. Указание на чертежах допусков формы и расположения поверхностей.
Федеральный закон. Об основах технического регулирования в Российской Федерации.
ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
Интернет-ресурсы:
Библиотека ресурсов по «Метрологии, стандартизации и сертификации» http://window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.2.75.14