Эвристические задания на уроках химии


Эвристические задания на уроках химии
 Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Эвристические задания – тот элемент обучения, который может быть достаточно успешно введен в образовательную среду на первом этапе инновационного процесса. Именно с включения подобных заданий в урок, в практику дополнительных занятий, домашних заданий, могут быть начаты и другие изменения в школьном образовании.
«Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие.» А.В.Хуторской
«Эвристика» — в переводе с греческого «heurisko» означает «отыскиваю», «нахожу», «открываю».
Эвристические задания не имеют однозначных результатов их выполнения. Такие задания принципиально отличаются от традиционных вопросов, тестов, задач и упражнений, у которых есть «правильные» ответы, с которыми сравнивается полученный учеником результат.
Алгоритм создания эвристических заданий:
1. Название задания (яркое, образное, интригующее)
2.Фундаментальные образовательные объекты
(тема, раздел, модуль)
3.Виды деятельности (по А.В.Хуторскому):
а. когнитивные
б.креативныев.ценностно-смысловые
г.регулятивные
д.коммуникативные
4.Образовательный продукт
(таблица, рассказ, схема, ребус, кроссворд, рисунок, сочинение, ответ на вопрос, и т.д.)5.Методы выполнения задания
а. прочитай
б.заполни таблицу
в.нарисуй
г.составь
д.придумай
6.Текст задания
7.Критерии оценивания
Задание 1
Тема урока: «Вода», 8 класс
1.Название задания: «Эта удивительная вода»
2.Образовательный объект: вода
3.Виды деятельности: определять цель, выбирать средства достижения цели, исследования, выводы
4.Образовательный продукт: отчет по плану
5.Метод выполнения задания: исследование
6.Текст задания:
Вода... Её можно назвать как угодно – от романтического «источник жизни» до сухого и научного «H2O»…Многим вода кажется самой простой субстанцией, которую только можно себе представить. Однако, в действительности вода является крайне таинственным веществом. Ведь она скрывает много загадочного, и многие её свойства не изучены до сих пор. Придумайте и проведите исследование свойств водопроводной воды доступными тебе методами. Результаты исследования оформите в виде небольшого отчета по плану:
Цель исследования;
Гипотеза;
Оборудование, реактивы;
Какие опыты проводил;
Результаты исследования;
Выводы.
7.Критерии оценивания:
«5»- определена цель, исследовано и описано 3 свойства, сделаны выводы
«4»- определена цель, исследовано и описано 2 свойства, сделаны выводы
«3»-определена цель, исследовано и описано 1 свойство, сделаны выводыЗадание 2
Тема урока: «Предмет химии», 8 класс
1.Название задания: «Символ химии»
2.Образовательный объект: графическое изображение
3.Виды деятельности: представить информацию в разных графических изображениях
4.Образовательный продукт: рисунок
5.Метод выполнения задания: творческое задание
6.Текст задания:
Ко всему, что существует в мире можно придумать символ. Как ты думаешь, какой символ можно дать химии? Каким ты его представляешь? Нарисуй в любом графическом формате и сделай соответствующие пояснения.
7.Критерии оценивания:
«5»- наличие рисунка, пояснение, соответствующее изображению, творческий подход
«4»- наличие рисунка, пояснение, соответствующее изображению
«3»- наличие рисунка
Задание 3
Тема урока: «Химические реакции», 8 класс
1.Название задания: «Загадочные реакции»
2.Образовательный объект: химические реакции, признаки химических реакций
3.Виды деятельности: поиск, отбор, оформление, пояснение информации
4.Образовательный продукт: таблица
5.Метод выполнения задания: найдите, определите, запишите
6.Текст задания:
В сущности, любая химическая реакция уже необычна и таинственна как сама жизнь. Разве можно привыкнуть к тому, что одно вещество превращается в другое? И все же многие из таких превращений стали обыденными: сталкиваясь с ними ежедневно, мы уже над ними не задумываемся. Приведите примеры химических реакций встречающихся в повседневной жизни. Укажите признак реакции. Результаты оформите в виде таблицы:
Химические реакции Признаки реакций
7.Критерии оценивания:
«5»- приведено 5 и более примеров, указаны признаки
«4»- приведено 3,4 примера, указаны признаки
«3»- приведено 1,2 примера, указаны признаки
«Все дети разные, у них различные способности, интересы, предназначения. Наша цель – дать возможность каждому ученику образовываться по-своему, выстраивать свою индивидуальную траекторию. Этот путь для ученика – непрерывное открытие нового».
А.В.Хуторской