Упражнения для формирования речевой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах


Упражнения для формирования речевой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах
Формирующий этап – цель, которого подобрать комплекс упражнений и разработать уроки направленных на формирование культуры речевого общения младших школьников.
Подобран комплекс упражнений направленный на содержательность, логичность, точность, выразительность, произносительность, правильность речи.
В группу упражнений направленных на формирование точности, логичности речи, коммуникативной целесообразности и языковой правильности отнесены следующие упражнения:
1. Составь текст о своей семье.
2. Составь из слов два предложения.
Я, дереве, на, увидел, долбил, дятла, крепким, он, клювом, осину.
3. Составь из слов предложение и напиши его, диктуя себе по слогам.
Весной, в, купаются, воробьи, лужах.
Составь еще одно предложение о воробьях, чтобы получился текст. Запиши его.
4. Прочитай. Составь из слов два предложения.
На лугу паслись козы и овцы они щипали траву.
Во вторую группу упражнений направленных на выразительность, содержательность, ясность речи, входят следующие упражнения:
5. Прочитай текст.
Подруги.
Оля часто болела. А ее школьная подруга Лена росла ловкой и сильной. Девочки задумались: почему так? Каждый день Лена начинает с зарядки. Зимой катается на лыжах и коньках. Лена решила помочь Ольге стать сильной.
Подготовь продолжение текста о том, как Лена будет помогать Оле. Напиши два предложения.
6. Составь из данных слов четыре предложения. Напиши.
Есть, театр, в Москве, удивительный.
На сцене, медведи, обезьяны, лисицы, слоны, выступают.
Много, приносит, встреча, радости, со зверями, детям.
Актеров, Наталья Юрьевна Дурова, готовит.
7. Прочитай начало сказки.
В сказочном городе жил кукольный мастер. Он делал чудесные игрушки.
Однажды к мастеру пришел… .
Придумай продолжение сказки.
8. Составь текст из трех – четырех предложений на тему «Дятел – полезная птица». Начни текст предложением: Не зря дятла лесным доктором называют! Напиши текст.
9. Прочитай и сравни два заголовка: «Наш класс», «Наш класс дружный». Одинаковы они или отличаются друг от друга? Объясни.
Составь текст, используя один из заголовков. Напиши три – четыре предложения.
10. Составь по опорным словам : игра, обруч, следят, две команды, ловко.
Пролезть, упала, опечалилась, внимательно.
Таким образом, прежде чем развивать связную речь, необходимо использовать различные приемы и методы направленные на развитие связной речи младших школьников.
11. Отредактируй. Расставь слова в нужном порядке.
Я пришёл в школу и увидел Настю. Сидела за задней партой Настя.
Девочка сидела за столом. Книгу читала девочка
12. Подбери как можно больше синонимов.
Распутица, Бояться,
Трудный, Беззаботный,
Грустный, Греметь,
Дорога Простор,
Источник, Плут,
Ровесник, Мокрый,
13. Подбери антонимы.
Ясный - Польза —
Новый - Помогать –
Лентяй - Делать –
Умышленный - Полезный-
Приятный - Халатный –
Глубокий - Любить-
Холодный - Доброта -
14. Объясни фразеологизмы.
После дождичка в четверг; во все глаза; собаку съел; расхлебывать кашу; махнуть рукой; разводить руками; валится из рук; тише воды, ниже травы; опускать руки; работать засучив рукава; как рыба в воде; на скорую руку; на каждом шагу; как ветром сдуло; как воды в рот набрал.
15. Определи границы предложений.
От пригретых солнцем елей. Поднимается чуть заметный пар.
Петя подошёл и услышал. Что собака громко залаяла
В чулане жили мыши. Пушок ловко ловил мышей
Он сидел за сосной и с любопытством наблюдал за мной.
Они бегали друг за дружкой, прыгали. И прятались.
16. Отредактируй (убери лишнее).
Когда я выбежал во двор, там уже никого не было. Я никого не застал, выбежав во двор.
Наступил первый месяц осени. Пришел сентябрь, первый осенниймесяц.
После дождя в лесу выросло много грибов. Весь лес покрылся грибами после дождя.
17. Отредактируй. (обрати внимание на однокоренные слова).
Я споткнулся о железную железяку.
В доме запахло запахом чистоты.
Мы переночевали ночь в лесу.
18. Отредактируй. Расставь слова в нужном порядке.
Скворец лежал на крыше и тяжело дышал. Помял его здорово кот.
Мы сделали кормушки и насыпали туда семян. Охотно клюют и подлетают птицы.
19. Определи границы предложений.
Ёжик испугался. И свернулся клубком.
Весной паслись на пастбище козёл. И маленький козлёнок.
Несколько часов назад Федот Иванович подъехал к крыльцу и позвал нас.
Тень от деревьев. Легла на поляну.
Надели ребятки шубки и варежки и бегут на речку.
20. Что правильно?
Мне надо принесть картошки. — Мне надо принести картошки.
21. Раздели текст на предложения.
Не видно конца прозрачным далям в вышине кувыркаются жёлтые и багряные листья они задевают друг за друга и за оголённые ветки со всех сторон слышится лёгкий шорох.
22. Раздели текст на предложения.
Хмурится осень зарядили холодные дожди налетел порывистый ветер нет больше цветов только сухие стебли торчат покинули лес звонкие птицы.
23. Найди в тексте повторяющуюся мысль. Отредактируй текст, запиши в исправленном виде.
Полёт самолёта Самолёт поднялся в воздух и набрал большую высоту. Он летел с огромной скоростью. Внизу расстилалась пелена облаков. Самолёт летел очень быстро. Через пять часов он был у цели.
24. Прочитайте.
Ярко светит солнце. Дует тёплый ветерок. Ребята весело плещутся в реке. На берегу Миша играет с Жучкой. Собака ищет палку.
Ответьте письменно на вопросы: 1. Кто плещется в реке? 2. Кто играет с Жучкой? 3. Кто ищет палку? Подчеркните слова, отвечающие на вопрос кто?
25. Составьте из данных слов пять предложений.
в, живут, лесу, звери, разные
в, зайцы, густой, прячутся, траве
рыжие, ищут, лисицы, добычу
по, прыгают, белки, деревьям, пушистые
5. в, лесной, бродит, чаще, медведь
Напишите предложения. Подчеркните слова с жи, ши, чу, щу, ча.
26. К словам, обозначающим признаки предметов, подберите слова, обозначающие предметы. Сладкие .... Еловые .... Кислый .... Душистая .... Пушистая .... Колючий ... . Чудесный .... Дубовая ....
Напишите, подчеркните гласные после шипящих.
27. Прочитайте слова вслух. На какие слоги падает ударениев словах левого столбика? в словах правого столбика?Разные это слова или одинаковые?
замокзамок
стрелкистрелки
гвоздикигвоздики
Составьте и запишите три предложения с любыми из данных слов.
28. Составьте из данных слов предложения так, чтобы выделенное слово было первым.
реки, широки, и, наши, глубоки
реки, правый, берег, высокий, а, берег, левый, низкий
горы, красивы, наши
с, видно, горы, далеко, высокой
хлеба, на, полях, густые, растут
хлеба, соберём, хороший, мы, осенью, урожай
29. Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова. Поставьте над ними знак ударения.
Эти ... очень высоки.сосны
Около самой большой ... стоял лось.
На горах пасутся ....стада
У каждого ... свой пастух.
Под горой стоят ....дома
Из ... вышел мальчик.
30. Составьте и запишите из слов каждой строчки предложение.
коза, у, Машка, жила, Юры.
груши, ребята, сочные, ели.
душистая, лугу, на, трава.
астры, на, цветут, клумбах.
31. Спишите, исправив ошибки.
Вечер Катя сидит. Дома она смотрит. В окно дети лепят из снега, куклу.
Зима выпал снег Саша. И Коля чистят. Каток весело работают ребята!
32. Составьте из слов каждой строчки предложение. Запишите текст.
ЖУРКА
за садом, журавля, осенью, мы, нашли
крыло, было, у него, сломано
дедушка, журавля, лечил ручным, стал, он
его, Журкой, назвали, мы
журавли, над, летели, селом, весной улетел, с, ними, Журка
33. Прочитай внимательно текст. Выполни задания.
Рысь
Под старой сосною вытянулась, греется на солнышке рысь. Тихо в глухом лесу. Слышит рысь, как перепорхнёт с дерева на дерево рябчик, как пропищит, покачиваясь на ветке, синичка, прошелестит лесная мышь. Маленький пушистый рысёнок взобрался на спину рыси. Потягивается, мурлычет старая рысь, играет с маленьким веселым рысёнком.
Ночью уходит рысь за добычей. Неслышно крадётся под деревьями, ловит птиц и неосторожных, робких зайчишек. Никто не увернётся от острых когтей разбойницы-рыси: ни зазевавшийся зайчишка-беляк, ни старый тетерев, ни тяжёлый глухарь, ни задремавший пугливый рябчик.
Задания.
1. Синей ручкой подчеркни предложения, в которых показана ловкость рыси.
2. Зелёной ручкой подчеркни предложения, которые показывают, что лес «глухой».
34. Восстанови текст по предложениям.
Котята
Котятки наедаются и засыпают. А кошка убегает искать своим малышам пищу. У нашей кошки шесть котят. Они очень хорошенькие и пушистые. Малыши живут на кухне на печке. Маленькие слепые котята пищат, ищут мать. Им есть хочется. Кошка ложится на бок. Котята подползают к ней. Они хоть и слепые, но умеют находить мать. Они слышат её голос и носом чуют её запах. Кошка кормит котят своим молоком. Котята сосут и чмокают. Кошка бегает худая, голодная ищет пищу. Хищница ловит мышей, птичек и ест их. Когда она сыта, у неё много молока. Тогда она бежит в кухню, прыгает на печку.
35. Назови одним словом:
Сотрудник газеты, журнала, радио, посылающий сообщения с мест.(Корреспондент.)
Сообщение, переданное по телеграфу. (Телеграмма.)
Спортивный бег или гонки с препятствиями по пересеченнойместности. (Кросс.)
Написание по правилу. (Орфограмма.)
Мера массы. (Килограмм, тонна.)
Мера длины. (Миллиметр.)
Синоним слова «специальность». (Профессия.)
Металлический денежный знак. (Монета.)
Кушанье из рубленого или молотого мяса в виде лепешки. (Котлета.)
Число каких-либо предметов. (Количество.)
Головка капусты. (Кочан.)
Застывшая масса из порошка какао-бобов с сахаром. (Шоколад.)
36. Составление рассказа по деформированному тексту.
Птицы под снегом.
по, заяц, болоту, скакал
кочку, с, на, кочки, бух, снег, в, да
косой, под, что, чувствует, ногами, что-то, шевелится
громким, из-под, хлопаньем, стали, снега, с, крыльев, куропатки, вырываться
заяц, лес, до, перепуганный, смерти, кинулся
в, стая, снегу, в, живёт, куропаток
вылетают, болоту, они, клюкву, по, днём, ходят, выкапывают
опять, в, поклюют, снег, и
заметит, снегом, кто, под, их.
(По В. Бланки)
37. Подбери синонимы.
Бояться - Трудный -
Беззаботный - Грустный –
Смешной - Беспокоиться -
Спешить - Заглядеться -
38. Раздели текст на предложения.
Не видно конца прозрачным далям в вышине кувыркаются жёлтые и багряные листья они задевают друг за друга и за оголённые ветки со всех сторон слышится лёгкий шорох.
39. Отредактируй (убери лишнее).
Когда я выбежал во двор, там уже никого не было. Я никого не застал, выбежав во двор.
Наступил первый месяц осени. Пришел сентябрь, первый осенниймесяц.
После дождя в лесу выросло много грибов. Весь лес покрылся грибами после дождя.
40. Подбери антонимы.
Умышленный - Мудрый –
Ветреный - Здоровый-
Полезный - Приятный -
41. Определи границы предложений.
1. Совсем мало в лесу. На елях шишек становится.
2. В квартире всё было опрокинуто. И разбито.
3. Лиса сделала. Короткую передышку. Вытянулась. И поползла к уточке.
4. На сосновых сухих брёвнах все лето ночевали наседка с цыплятами. Было их шестнадцать.
5. Дружок сидел около конуры. На привязи.
42. Объясни фразеологизмы.
Душа в пятки уходит; стоять горой; душа нараспашку; и на солнце бывают пятна; как по маслу.
43. Отредактируй. Замени повторяющиеся слова синонимами.
Маша рассказала нам о своем летнем отдыхе. Сначала девочка рассказала о поездке на дачу. Потом она рассказала про путешествие на машине в Крым. Маша рассказала о Крымских горах и о Чёрном море. Она рассказывала целых полчаса.
44. Раздели текст на части. Обозначь абзацы.
Чёрный цыплёнок.
У бабушки наседка вывела цыплят. Все цыплята белые, а один чёрным уродился. Невзлюбила его наседка. Не признает за своего. Как подойдет -клевать начинает. Цыплёнок все время жалобно пищал и падал, растопырив крылышки.
- Я его сама выкормлю, - решила Лена. Назвали цыплёнка Чернышом. Просыпался Черныш раньше всех. Выскакивал из своей корзинки и принимался бегать по избе. Лена вставала и насыпал в блюдце пшена. Постучит ноготком по блюдцу, и Черныш со всех не ней. А по вечерам Лена с бабушкой садились на крыльце. И Черныш тут же - головкой крутит, перед крыльцом важно вышагивает.
- Ай да умница! - хвалила бабушка Лену. - Какого ладного петушка вырастила!
45. Отредактируй.
1. Самая хитрая среди птиц – ворона. Ворона не вьет гнезда около человеческого жилья, потому что она хитрая.
2. Летом в полях много насекомых. Поля кишат насекомыми в летние месяцы.
3. Я не люблю учить английские слова, мне не нравится их учить.
46. Подбери синонимы.
Сказать - Видеть -
Произведение - Жадный -
47. Подбери антонимы.
Лишний - Зелёный -
Ловкий -
48. Объясни фразеологизмы.
Пожелать попутного ветра; ни к селу ни к городу; дать слово; держать камень за пазухой; как на ладони.
49. Отредактируй (обрати внимание на однокоренные слова).
Эту конструкцию самолёта сконструировали сами ребята.
Вся дорога запылилась дорожной пылью.
Скоро капитан возвратится из заморских морей.
50. Прочитай сочинение. Определи, раскрыта ли тема. Если нет, то раскрой её.
Ёжик
Вчера в лесу я видел ежа. Я шёл по лесной тропинке и собирал землянику. Вокруг было много красных ягодок. Ещё я нашёл небольшой черничник. А для малины время пока не подошло.
51. Напиши сочинение по плану.
Мой дедушка
Вступление: как зовут моего дедушку, где он живёт.
Роль дедушки в нашей семье.
Чем мы занимаемся вместе с дедушкой.
Чему меня учит дедушка.
Заключение: почему я так люблю своего дедушку?
52. Отредактируй. Расставь слова в нужном порядке.
1.Саша нырнул с причала в море. Тёмное и холодное было море.
2.На полу лежал коврик. Комнату перегораживал коврик.
53. Объясни фразеологизмы.
Делать из мухи слона; без лишних слов; за тридевять земель; работать спустя рукава; наломать дров.
54. Отредактируй. Вставь предложения или слова-связки.
В зимние каникулы мы с друзьями пошли в лес на лыжах. До леса мы добрались на автобусе.
Хорошо скользить по лыжне! Палки подбрасывают фонтанчики снега.
Заяц перебежал дорогу и быстро скрылся в лесу. Его хвостик мелькнул среди кустов.
Мы устало опустились на сиденья автобуса. Лыжная прогулка окончилась.
55. К каждой группе имен существительных подберите ходящие по смыслу глаголы, образованные словосочетания запишите, определите падеж имен существительных.
Стола, тетради, лампыруководить
Заводом, классом, звеномкасаться
К столу, к тетради, к лампеприкасаться
Данные упражнения, если они выполняются систематически, помогают младшим школьникам лучше ориентироваться в своей речевой деятельности, что в свою очередь формирует коммуникативные умения. Общение не может существовать без речевой деятельности. Качественное общение требует высокий уровень владения речью.
Предложенные нами упражнения будут результативны только в том случае, если они будут проводиться на каждом уроке развития речи (см.Приложения 1), если и на других уроках педагог следит за правильной речью учащихся, исправляя их речевые ошибки во время ответов.