Рабочая тетрадь по разделу Функциональные стили речи


-41275011366500
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
профессионального образования
«Уссурийский агропромышленный колледж» В ХАНКАЙСКОМ РАЙОНЕ
Рабочая тетрадь
для выполнения практических работ по дисциплине
«Русский язык»
По разделу «Функциональные стили речи»
Студента _________группы
_________________________
Уважаемый студент!
Ознакомьтесь с требованиями и правилами выполнения практических работ:
Требования к знаниям и умениям при выполнении практических работ.
В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по данной дисциплине, студент должен
знать:
Различия между языком и речью;
Функции языка, признаки литературного языка;
Основные компоненты культуры речи, владение литературной нормой;
Соблюдение этики общения.
уметь:
Создавать тексты в устной и письменной форме;
Различать элементы нормированной и ненормированной речи;
Учитывать и исправлять собственные ошибки;
Пополнять словарный состав речи;
Правильно и грамотно вести записи в отчете.
Практические работы рассчитаны на выполнение в течение двух учебных часов.
Правила выполнения практических работ.
Студент должен прийти на практическое занятие подготовленным к выполнению работы.
Каждый студент после выполнения работы должен представить отчет о проделанной работе с выводом о работе.
Отчет о проделанной работе следует делать в рабочей тетради по дисциплине. Содержание отчета указано в практической работе.
Исправления выполняются на обратной стороне листа отчета. При мелких исправлениях неправильное слово (букву) аккуратно зачеркивают и над ним пишут правильное пропущенное слово (букву).
В случае невыполнения практической работы (части) работа может быть выполнена во внеурочное время, согласованное с преподавателем.
Оценку по практической работе студент получает с учетом срока выполнения работы, если:
работа выполнена правильно и в полном объеме;
работа грамотна орфографически, грамматически и стилистически;
студент может пояснить выполнение любого задания;
работа выполнена в соответствии с требованиями к выполнению работы.
Зачет по практической работе студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой работ, при удовлетворительных оценках за опросы и контрольные вопросы во время практических занятий.
Раздел «Функциональные стили речи».
Практическая работа №1.
Тема: Научный стиль. Его признаки и особенности.
Наименование работы: Работа с научными текстами различных жанров.
Цель занятия: Обобщить основные знания о научном стиле речи и его особенностях.
Ход работы:
Ответьте на вопросы:
Раскройте и запишите понятие термина
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запишите характерные особенности научного речи.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 1. Используя страницы учебника 202 – 207 выписать основные признаки научного стиля и его разновидности.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Проанализировать небольшой текст из учебника по физике. Выявить в нем признаки научного стиля. Выявленные признаки запишите, подтверждая примерами. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Прочитайте текст. Определите его стиль, назовите его характерные особенности и запишите. Выпишите термины и терминологические выражения. Укажите, к области какой науки они могут относиться.
Что означает выражение говорить с апломбом? В современном русском языке книжное слово апломб означает явную самоуверенность в поведении (манерах) или в разговоре.
Надо сказать, что исторически такая отрицательная оценка слова апломб возникла не сразу, прежде оно было более нейтральным. Существительное апломб заимствовано в середине прошлого века из французского языка. Французское aplomb буквально значит «отвесное, прямое положение». Возникло оно из существительного plomb – «свинец».
Во французском языке слово aplomb обозначало не только «отвес, вертикаль», но и «равновесие», а также «самоуверенность». – от привычки держаться прямо, уверенно и надменно. В профессиональной речи апломбом называли постав конечности у лошади. «Она выступает с апломбом», - одобрительно говорили о лошадях на скачках или на спортивной выездке. От французского слова aplomb в значении «равновесие, вертикаль» появился хореографический термин апломб – «умение сохранять устойчивость в танце».
В театральной речи встречаем слово апломб в значении «подчеркнутая уверенность выступления артиста».
В толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова наряду с примерами «отрицательного» употребления приводится вполне нейтральная для того времени фраза: У него не хватает апломба. Иначе говоря: у него нет уверенности в себе, необходимой смелости в разговоре, в манерах и действиях.
Теперь у слова апломб такого оттенка значения нет; слово целиком перешло в разряд «отрицательной» оценочной лексики и обозначает самоуверенность, самонадеянность, необоснованную категоричность. Именно в этом смысле употребляется слово апломб в таких сочетаниях, как говорить с апломбом, утверждать что – нибудь с апломбом, держаться с апломбом.
.
Раздел: Функциональные стили речи.
Практическая работа №2
Тема: Публицистический стиль. Жанры публицистического стиля.
Наименование работы: Ораторские навыки как основа публичного выступления.
Цель занятия: развитие коммуникативной компетенции учащихся; развитие умения и навыков ораторского искусства; развитие творческих способностей учащихся.
Ход работы:
Ответьте на вопросы:
Запишите характерные признаки публицистического стиля?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запишите жанры публицистического стиля?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что называется диспутом, дискуссией, полемикой, спором? В чем их сходство и различие?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 1. Используя материал стр. 266, выпишите основные этапы выступления, схему – алгоритм выступления.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Составить публичное выступление на тему: «Моя будущая профессия». ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел «Функциональные стили речи».
Практическая работа №3
Тема: Разговорный стиль. Его особенности.
Наименование: Речевые ошибки и их исправление
Цель: совершенствование умения находить, анализировать и исправлять речевые ошибки.
Ход работы:
Ответьте на вопросы:
Назовите и запишите общие признаки разговорного стиля.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите и запишите сферу разговорного стиля.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 1. Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова (Упражнение 1).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Перепишите, внося необходимые исправления (Упражнение 2).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Перепишите, исправляя речевые ошибки. Назовите вид речевой ошибки(Упражнение 3).
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм (Упражнение 4).
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел «Функциональные стили речи».
Практическая работа № 4
Тема: Официально – деловой стиль речи.
Наименование: Оформление основных документов.
Цель: формировать умение создавать тексты официально-делового стиля с учетом требований культуры речи.
Ход работы:
Ответьте на вопросы:
Перечислите основные признаки официально – делового стиля?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите жанры официально – делового стиля?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите сферы, в которых используется официально – деловой стиль?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 1. Используя толковый словарь, запишите значение слова автобиография.
_____________________________________________________________________________
Задание 2. Запишите основные элементы и требования к написанию автобиографии. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Напишите автобиографию, соблюдая требования к этому виду деловых бумаг.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Составьте и напишите заявление (на свободную тему), соблюдая требования к этому виду деловых бумаг.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Используя толковый словарь, запишите значение слова резюме.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Запишите основные требования и правила для заполнения резюме.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Напишите резюме, соблюдая требования к этому виду деловых бумаг.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________