Урок по окружающему миру на тему:Почему радуга разноцветная


Конспект урока окружающего мира в 1 классе. Учитель: Бакан Л.А.
Тема: «Почему радуга разноцветная?»
Цели: 1формировать первоначальное представления о свете и цвете;
2. познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;
3.обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений;
4.воспитывать интерес к изучению нового.
                        В ходе урока учащиеся будут иметь возможность:
- описывать чувства, возникающие при виде радуги;
- называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;
- запоминать последовательность цветов радуги ;
- высказывать предположения о причинах возникновения радуги,  
- работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку.
Формирование УУД:
Предметные - перечислять цвета радуги в правильной последовательности.
Познавательные - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания,перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативые -слушать и понимать речь других.
Регулятивные - Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
Личностные - освоение роли ученика; формирование интереса к учению.
Оборудование и материалы: учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 2 часть,1 класс, рабочая тетрадь к учебнику; компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Почему радуга разноцветная?», колокольчик, кукла – неваляшка, цветные карандаши, конверты с заданием,наглядный материал к уроку.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация уч – ся.
- Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок:
Постарайтесь все понять
Многое должны узнать.
- Сегодня у нас будет интересный, познавательный урок. В помощь к нам придет наш Муравей – Вопросик. Он очень любит вопросы и постоянно их задает, а мы на них отвечаем.
2. Повторение изученного материала.
- А на какой вопрос Муравьишки мы сегодня ответим, вы узнаете позже,
а сейчас давайте вспомним, какую тему мы прошли на предыдущем уроке.
( «Как рождается звук?»)
- Окружающий нас мир наполнен звуками. Мы слышим, как звенит звонок, гудит автомобиль, лает собака, мычит корова, поют птицы, и многое другое.
- Как же рождается звук?
Практическая работа.
Учитель показывает предметы: колокольчик, куклу – неваляшку.
- Звучат ли эти предметы сейчас? (нет)
- Что надо сделать, чтобы услышать звук? (привести их в движение)
- Как? Покажите.
Ученик звенит в колокольчик, наклоняет неваляшку.
- Почему эти предметы молчали, а потом издали звук? (мы потрясли колокольчик и неваляшку)
- Что произошло с этими предметами?
- Предметы от наших действий начали мелко дрожать. Эта дрожь передается воздуху. Так рождается звук. Дрожание воздуха невидимой волной доходит до наших ушей. Уши улавливают эту волну и мы слышим звук.
- Схематично это можно изобразить так: (на доске рисунок)
- Каким органом мы слышим звуки? (ушами)
- Правильно, уши – орган слуха.
На доске запись: «уши – орган слуха»
Физкультминутка
3.Актуализация знаний.
– Однажды Муравей-Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под зонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо …
- Какое?
Отгадайте загадку:
Что за чудо-красота!
 Расписные ворота
 Показались на пути.
 В них ни въехать, ни войти?
– Что появилось на небе? (Правильно. Радуга.) (слайд №1)
4. Сообщение темы и целей урока. Постановка проблемного вопроса.
– Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать?
(Ответы детей).
– Да, ребята, сегодня на уроке мы поговорим о радуге. Должны узнать, что такое радуга, почему радуга разноцветная, как и когда она появляется. (слайд №2)
– Дети, кто из вас видел радугу? Какое настроение было при этом?
- Посмотрите, какая бывает радуга (слайд №3, №4, №5)
– А когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь.) А еще?
- Этому чуду-природы многие поэты посвящали стихотворения. Давайте послушаем стихотворение Натальи Михайловой (читает ученик)
Солнце светит и смеётся,
 А на Землю дождик льётся.
 И выходит на луга
 Семицветная дуга. (слайд №6)
- Как поэтесса назвала радугу в стихотворении? (семицветная дуга)
– А почему семицветная ? (потому что у радуги 7 цветов)
Проблемный вопрос. Почему же радуга разноцветная? Как вы думаете? (ответы детей)
5. Изучение нового материала. Решение проблемной ситуации.
- Так что же такое радуга и как она появляется, давайте узнаем.
- Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.
- Дождь заканчивается. Редкие капли ещё падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнышко. (слайд №7)
- Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе возникает необычная цветная дуга.
- Откуда же берётся цвет? Ведь солнечные лучи и дождевые капли не имеют цвета.
- Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики.
- И на небе появляется радуга.
- Что же такое радуга? (это солнечное свечение)
- Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги.
- Слово «радуга» похоже на слово радость. И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. “Райская дуга” – называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – РАДУГА. (слайд №8)
- Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Но если на радугу посмотреть с высоты, например самолета, она будет казаться кругом (слайд №9)
Физкультминутка.
6. Продолжение темы.
– Кто из вас знает, из каких цветов состоит радуга?(ответы детей)
– В радуге 7 цветов и все они всегда расположены в одном порядке.
Проблемный вопрос. Как же запомнить цвета по порядку?
– Чтобы запомнить цвета по порядку, люди придумали такую фразу – подсказку:
“Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.”(слайд №10)
– По первым буквам слов и запоминаются цвета.
- А кто из вас знает, кто такой фазан? Кто видел эту птицу в природе?
- Фазан – это одна из ценнейших и красивых птиц в природе. Но, к сожалению их становится все меньше и меньше.
Теперь не только охотники знают, где сидит фазан. Еще десять лет назад подвида этой птицы практически не осталось. Браконьеры истребили почти всех кавказских представителей этой особи. Но в прошлом году ситуация изменилась.
    В Северо-Осетинском опытно-охотничьем хозяйстве специально для 30 кавказских фазанов был построен вольер. Их привезли из Краснодара. В январе будущего года самки этой птицы уже начнут откладывать яйца.
Охотники из Северной Осетии взялись за разведение фазана и уже выпустили в естественную среду обитания более двух сотен особей этой птицы. Фазанарий Моздокского охотобщества построен в одном из самых живописных уголков района в пойме Терека. Для птиц созданы все необходимые условия – корм, вода, а главное – они хорошо защищены от многочисленных хищников. Однако фазана поджидает такая опасность, как пожары; безответственные граждане сжигают сухую траву, при этом гибнут места гнездовья. Охотники надеются, что виновные в этом впредь понесут заслуженное наказание, а численность фазана будет неуклонно расти.
- Давайте произнесем хором эту фразу.
- Запомнить цвета радуги вам поможет и стихотворение А.Венгера «Цвета радуги».
Дети по очереди выходят к доске и рассказывают стихи. На голове у них полоски цвета радуги.
Читает учитель:
Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная – вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета:
- Итак, ребята, давайте еще раз назовем цвета радуги.
7.Закрепление нового.Практическая работа. Работа с призмами.
- Ребята, мы с вами узнали, как образуется радуга в природе.
- А вы знаете, что вы сами можете получить и пронаблюдать радугу при помощи этого простого предмета, который называется призмой (раздаю детям призмы)
Дети направляют призмы на дневной свет и наблюдают радугу на срезах призмы.
- Мы считаем, что солнечный луч и дневной свет белый. Но, на самом деле, это не так. Он состоит из семи радужных цветов. (слайд №11)
- Попадая на капельку воды или призму, разлагается на разноцветные лучики. (слайд №12)
8. Работа в парах.
- А теперь давайте проверим себя, выполнив работу в парах.
- У вас на партах лежат конверты с разноцветными полосками. Расположите полоски друг под другом по порядку так, чтобы у вас получилась радуга. А чтобы вам было приятнее работать, вас будет сопровождать музыка. (цветотерапия)
- Проверьте себя вместе с Муравьишкой – Вопросиком. (слайд №13)
9. Работа по учебнику (с.41)
- Что делают Черепашка и Муравьишка? (поливают)
- Как вы думаете, что они хотят получить? (радугу)
- Может ли у них получиться радуга? (да)
- Почему? (солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга)
10. Работа по тетради. (с.27)
- Оказывается на радуге, ребята, живут радужные человечки. Раскрасьте шарики этих человечков в цвета радуги. С какого цвета вы будете начинать? (с красного). А закончите?(фиолетовым)
Взаимопроверка.
11. Рефлексия.
- Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо потрудились. Наш урок подошел к концу.(слайд №14)
- Какой теме был посвящен наш урок? (почему радуга разноцветная?)
- Что такое радуга?(это солнечное свечение)
- Как появляется радуга? (солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики)
- Сколько цветов у радуги? (семь)
- Назовите их по порядку.