Урок по окружающему миру Почему радуга разноцветная?


Урок
окружающего мира
по теме
«Почему радуга разноцветная?»
подготовила
учитель начальных классов
Мухина Валентина Александровна.
Цель урока. Сформировать первоначальное представление о радуге, её цветах и их
последовательности, представление о разложении солнечного света. Развивать мышление и пространственное воображение, наблюдательность и обогащать словарный запас. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Задачи урока: образовательные, воспитательные, развивающие:
Образовательные:
1. Создать условия для усвоения новых знаний.
2. Способствовать развитию у школьников умения различать цвета радуги, знать их последовательность.
3. Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.
Развивающие:
1. Обогащать словарный запас детей.
2. Содействовать развитию внимания, памяти, мышления.
3. Развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе.
2. Учиться наблюдать и замечать красоту вокруг себя.
3. Формировать самооценку школьников.
4. Предметные результаты: личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные), предметные.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
1. Интерес к изучению явлений природы
2. Чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением "радуга"
3. Умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.
Регулятивные:
1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
3. Высказывать предположения о причинах возникновения радуги.
Познавательные:
1. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
2. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, таблица, иллюстрация и др.).
3. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий
4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций
2. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
Предметные:
1. Узнать, как образуется радуга.
2. Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника.
3. Запомнить последовательность цветов радуги.
4.Оборудование урока (с названием таблиц, картин, коллекций; с планом классной доски и размещением на ней записей).
-Учебник: А. А. Плешаков «Окружающий мир»;
-Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»;
-Компьютер; Презентация предназначена для урока окружающего мира в 1 классе по программе «Школа России».
-тесты для проверки домашнего задания;
-комплект разноцветных полосок для моделирования радуги, клей, цветные карандаши.
5.Литература (для учителя, для учащихся): Интернет-ресурсы.
Ход урока
Этапы. Деятельность учителя Деятельность обучающихся Анализ Формируемые УУД.
I. Мотивация к деятельности Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся. Приветствие Личностные: Формирование целенаправленного характера учебной деятельности
II. Актуализация имеющихся знаний
прослушивание стихотворения «Было тихо, очень тихо..»
- Как одним словом назвать и тиканье будильника, и мяуканье кота, и рёв быка?
- Как же получается звук?
- Какой орган помогает слышать звуки?
- Как надо относится к ушам?
Звуки
предметы от каких-либо действий начинают дрожать. Дрожь передаётся по воздуху, а дрожание воздуха невидимой волной доходит до наших ушей. Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
III. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание
Отгадайте загадку:
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти.
- О каком чуде шла речь в загадке?
- Дети, а кто из вас видел радугу?
- Когда бывает радуга?
- Какое настроение было, у Вас было?
- Какие слова спрятались в слове «радуга»?
- Откуда они взялись?
- Почему радуга разноцветная?
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
- Прочитайте и скажите, какие учебные задачи поставим перед собой? О радуге
рад, дуга,
затруднение, ученики пытаются ответить на вопрос
пытаются сформулировать учебные задачи. Познавательные: постановка и формулирование проблемы.
Определять тему урока.
Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.
Познавательные:
использование знако-символических средств
IV. Совместное открытие знания
- Почему же радуга разноцветная? Выскажите
предположения.
- Почему?
- На что попадают в небе солнечные лучи?
-Что при этом образуется?
- Что тогда образуется?

учитель
Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной. Дети пытаются ответить на вопрос, предполагают
(На капельки дождя)
Распадаются на разноцветные лучики
Радуга
Коммуникативные:
Сотрудничество со сверстниками, умение выражать свои мысли, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.
Логические: выделение особенностей, анализ.
V. Первичное закрепление во внешней речи
работа над минипроектом- Из чего можно составить радугу?
- Из чего мы можем сделать радугу сегодня на уроке? пластилин, краски, нитки цветная бумага
рисовать красками Коммуникативные:
умение выражать свои мысли, строить, понятные для собеседников сообщения.
VI. Самостоятельная работа с проверкой
Рисование радуги на альбомном листе.
Работа в рабочей тетради
Расположите и наклейте цветные полоски так, чтобы у Вас получился кусочек радуги.
Солнце светит и смеётся,
А на Землю дождик льётся.
И выходит на луга
Семицветная дуга.
- Защита минипроекта. повторяют цвета
полосок.
Самостоятельная работа.
Раскрашивание радуги
Проверка работы
Дети вывешивают на доске радугу. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
VI. Включение в систему знаний и повторений
Игра «Цвета радуги»
-У радуги семь цветов?
- Назовите цвет, которого нет в радуге?
Оранжевый, коричневый, жёлтый, зелёный, голубой, белый.
- Строители радуги солнце и дождь
Да
Коричневый, белый, малиновый
Строители радуги – солнце и дождь
Регулятивные действия
Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоения
VII. Рефлексия Отразите своё настроение цветом, для этого выбери нужный кружок. Результативность урока покажите смайликом. Если он улыбается, урок вам понравился, если остались недовольны –смайлик возьмите грустный. Выбор соответствующих смайликов Личностные УУД.
Смыслообразование, т.е. ученик задается вопросом, что дал урок?
Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.
VIII. Домашнее задание Подобрать загадки о радуге.