Новогодний урок — соревнование в котором обобщается пройденный материал

Начнём Новый год с «5»!
Эту игру я провожу в последний урок в уходящем году в 9-х классах. Девятиклассникам предстоит сдавать выпускной экзамен за курс основной средней школы. Повторить изученный материал в игровой форме - цель этого урока. Дети приходят в празднично убранный класс, где установлена елка, звучат фонограммы новогодних песен. Перед Новым годом случаются разные чудеса. Приятный сюрприз – первую «5» в наступающем году может получить каждый участник игры. Все ученики имеет такую возможность. А дальше уж как повезет Звучит песня: « Новый Год к нам мчится » Стартом к началу игры служит вопрос: О каком физическом явлении говорится в этой песне? (Ответ: механическое движение)
С Новым Годом поздравляю
И удачи Вам желаю!
Всем сегодня победить
И пятерки получить!

Если в классе 30 человек, игра проводится в 5 туров. В каждом туре принимает участие 6 человек. В первом играют, сидящие за первыми партами, во втором – за вторыми и т. д. (предполагается, что в классе парты стоят в три ряда). Какой группе, в каком туре играть определяется по жребию. Играющему нужно выполнить доставшееся ему задание, если ответ полный – ставится «5», если ответ неполный – участник получает новогодний жетон. В случае затруднений при выполнении задания участником тура, в игру вступают зрители. Зритель, наиболее полно ответивший на вопрос, награждается жетоном. Два таких жетона – это «5».

1тур. Физические приборы.
На кафедре стоят 6 физических приборов: демонстрационный амперметр, демонстрационный вольтметр, демонстрационный динамометр, мензурка, барометр, электроскоп. Очередность ответов и кому, о каком приборе рассказывать определяется по жребию.
План ответа:
Название прибора.
Назначение.
В каких единицах измеряется физическая величина, измеряемая данным прибором.
Ожидаемые ответы:

Амперметр
Вольтметр
Динамометр

прибор для измерения силы тока в электрической цепи, включается последовательно
прибор для измерения электрического напряжения, включается параллельно с тем элементом цепи, на котором нужно произвести измерение
прибор для измерения силы

сила тока - I
напряжение - U
сила - F

единица измерения - Ампер
единица измерения - Вольт
единица измерения -
- Ньютон

Мензурка
Барометр
Электроскоп

прибор для определения объема жидкости
прибор для измерения атмосферного давления
прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величины

объем - V
давление - р
электрический заряд - q

единица измерения – мл
1мл=10-6м3
единица измерения – Па,
мм рт. ст.,
1 мм рт. ст.= 133,3 Па.
единица измерения - Кулон


2 тур. Физическая формула.
На доске заранее написаны формулы: Q = I2 R t; FАрх = g
·ж Vт; Q = c m ( t2 - t1);
Ек = m
·2 / 2; Еп = m g h; А = U I t;
Задание: для каких расчетов используется данная формула, составить расчетные формулы для двух физических величин, входящих в неё и назвать их.



Ожидаемые ответы:


Q = I2 R t
FАрх = g
·ж Vт
Q = c m ( t2 - t1)

закон Джоуля – Ленца, позволяет определить количество теплоты, которое выделяется в проводнике при прохождении по нему электрического тока
формула силы Архимеда, позволяет вычислить силу, с которой жидкость выталкивает погруженное в неё тело
количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяющееся при его охлаждении

сила тока- 13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415

сопротивление- 13 EMBED Equation.3 1415

время- 13 EMBED Equation.3 1415

ускорение свободного падения – 13 EMBED Equation.3 1415

плотность жидкости –13 EMBED Equation.3 1415


объем тела – 13 EMBED Equation.3 1415

удельная теплоемкость -13 EMBED Equation.3 1415


масса тела –13 EMBED Equation.3 1415


изменение температуры-13 EMBED Equation.3 1415



Ек = m
·2 / 2
Еп = m g h
А = U I t

формула кинетической
энергии
формула потенциальной энергии
формула работы электрического тока

масса тела - 13 EMBED Equation.3 1415

скорость тела- 13 EMBED Equation.3 1415
масса тела- 13 EMBED Equation.3 1415

ускорение свободного падения- 13 EMBED Equation.3 1415

высота- 13 EMBED Equation.3 1415
напряжение - 13 EMBED Equation.3 1415

сила тока - 13 EMBED Equation.3 1415

время - 13 EMBED Equation.3 1415



3 тур. Физическое явление.
На кафедре установлены приборы для демонстрации физических явлений и законов или на стенде развешены плакаты с их изображением. Задание: какое физическое явление, закон демонстрируется, дать определение явления или формулировку закона.
Варианты заданий: Ожидаемые ответы:

1.


Деформация- это изменение формы и размеров тела.











2.






Конвекция – это передача энергии струями жидкости или газа.









3.


это взаимное проникновение соприкасающихся веществ,

вследствие беспорядочного движения молекул.






4.







Излучение – это перенос энергии с помощью тепловых лучей.


















5.


Теплопроводность – это перенос энергии молекулами как бы по цепочке от одной к другой.









6. Закон Паскаля:


Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку одинаково во всех направлениях.






4 тур. Единицы измерения физических величин.
Дети получают карточки и выполняют работу у доски. Задание: выразить числовые значения физических величин в СИ и стандартном виде.

Варианты заданий: Ответы:

1.
50 МПа=

1.
50 106 Па = 5 107 Па

2.
135 см =

2.
135 10 -2 м = 1,35 м

3.
0,65 км =

3.
0,65 103 м = 6,5 102 м

4.
0,3 мл =

4.
0,3 10-3л = 3 10-7 м3

5.
0,05 гПа =

5.
0,05 102 Па = 5 Па

6.
750 дм =

6.
750 10-1м = 7,5 101 м



5 тур. Задачи на эрудицию и смекалку.
Карточки с заданиями разложены на столе. Участники этого тура после розыгрыша вопросов получают 1 мин на размышление и отвечают устно.
Варианты заданий:

Имеются три бруска льда одинаковой массы, взятые при разных температурах равных соответственно 00С, - 40С, -250С. У какого бруска самый большой объем?
Ответ: Лед, как и всякое твердое тело при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Следовательно, плотность льда при более низкой температуре больше, чем при более высокой. Поэтому самый большой объем у бруска с t = 00С.

В плотно закрытой бутылке заполненной водой, имеется пузырек воздуха. Когда этот пузырек больше в теплую или прохладную погоду?
Ответ: В прохладную, так как в этом случае объем воды уменьшается (вода сжимается) и воздух занимает весь предоставленный ему объем.

Действует ли закон Паскаля на искусственном спутнике Земли?
Ответ: Да. Жидкости и газы передают производимое на них давление по всем направлениям без изменения. Вес жидкости или газа при передаче давления роли не играет.

Стакан с мыльной пеной поставили в чашку и поместили под колокол воздушного
насоса. Что произойдет, если воздух оттуда откачать?
Ответ: При откачивании воздуха из под колокола внутреннее давление воздуха в пузырях становится больше внешнего давления, поэтому пузыри раздуваются.

Сильная струя воздуха, которая идет на вас от настольного вентилятора, создает прохладу.
Можно ли этой струей сохранить мороженое в твердом виде?
Ответ: Нельзя, так как вентилятор нагнетает на мороженое воздух, температура которого все равно больше температуры таяния мороженого.

В кастрюле бурно кипит вода, и в ней варятся макароны. Кипит ли вода в трубках
макарон?
Ответ: Нет. Чтобы вода в полости макарон кипела, ей необходимо сообщать тепло от более нагретого тела. Вода в кастрюле не может быть нагрета выше температуры кипения. Поэтому температура воды в полости макарон может лишь сравняться с температурой воды в кастрюле.


Для зрителей во время подготовки играющих к ответам можно использовать блиц-вопросы и физические ребусы. За верный ответ – новогодний жетон.

Какое слово лишнее?
а) САЧ б) АИЛС
АДУНЕКС САМАС
ТУПЬ ЕИНРЕКОУС
ТАУИМН ТЬПУ
Ответы: а) ЧАС, СЕКУНДА, МИНУТА. Лишнее – путь.
б) СИЛА, МАССА, УСКОРЕНИЕ, Лишнее – путь.

Вставьте в скобки слово- единицу измерения физической величины, так чтобы оно
было продолжением 1-го слова и началом 2-го.

ДИНАМО ( ) О
Ответ: Метр, динамометр – метро.

3. Прочитайте слова:









Ответ: Сила тока Ответ: Вольтметр










Ответ: Ньютон











Ответ: Закон Ома












Ответ: Читать с буквы «П» по часовой Ответ: Читать с буквы «И» по стрелке «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ» часовой стрелке «Инерция»


4. Что нужно поставить вместо вопросительного знака?

m F
·
·
кг Н м/с ?
Ответ: единица измерения ускорения – м/с2.


Заканчивается урок подведением итогов и новогодним пожеланием:
Пусть ученье увлекает,
Школа знаний прибавляет.
И удача тоже ждет
В этот добрый Новый Год!








13PAGE 15


13PAGE 14415






Root Entry