Открытый урок по истории Второй мировой войны в 11 классе «Холокост: трагедия европейского еврейства

Открытый урок по истории Второй мировой войны в 11 классе
«Холокост: трагедия европейского еврейства

Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока: познакомить учащихся с трагедией еврейского народа в годы Второй мировой войны.
Задачи урока:
Образовательные:
- определить роль еврейской трагедии в судьбе всего человечества;
- на примере Холокоста раскрыть сущность геноцида как антигуманной, античеловеческой политики.
Развивающие:
- умение определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы
Воспитательные:
- воспитание у учащихся чувство неприятия геноцида, расовой дискриминации, нацизма, фашизма
Оборудование урока:
экран
мультимедиа
презентация
видеофильм «Список Шиндлера»
карта «Европа в годы Второй мировой войны»
Исторический документ
Новые термины и даты: Холокост, антисемитизм.
Ход урока.
Сегодняшний урок проходит в преддверии великой даты для нашей страны, Европы, всего человечества - 70- летия разгрома фашистской Германии. Все эти дни мы вспоминаем события войны, оплакиваем погибших, а главное – вновь осмысливаем феномен фашизма, нацизма, приведшего Европу, мир к страшной трагедии, уничтожению целых народов, государств. Впервые преступления фашизма были разоблачены на Нюрнбергском международном судебном процессе 1945-1946 гг. Впервые в истории на практике было осуществлено уголовное наказание виновников агрессии. Главным нацистским военным преступникам было предъявлено обвинение в заговоре против мира путем подготовки и ведения агрессивных войн, в военных преступлениях и преступлениях против человечества. В Европе прошло около 3 миллионов судебных процессов над военными и нацистскими преступниками. Это был процесс покаяния и очищения от скверны фашизма. Но один из фактов этой трагедии получил оценку, истинное осмысление – это трагедия еврейского народа, народа, которому суждено было целиком погибнуть.
Готовясь к сегодняшнему уроку, обсуждая вместе с вами тему урока, я просила вас сформулировать вопросы, на которые вы бы хотели бы получить ответ на сегодняшнем уроке.


Причины тотального уничтожения Гитлером еврейского народа
Антиеврейская политика в Европе.
Актуальность Холокоста для сегодняшнего дня.

1. Причины тотального уничтожения Гитлером еврейского народа
Существовавшее в первом тысячелетии до нашей эры древнееврейские государства – Израильское царство и иудейское царства были покорены Ассирией и Вавилонией, что положило начало ухода евреев от тирании, угнетения покоривших их народов, особенно усилившемся после захвата Иудеи Римом в 63 году до н.э. В конце первого тысячелетия в Европе собралась большая еврейская община. Осев в Европе, евреи воспринимали язык и культуру местного населения, но ревность сохраняли свои религиозные и культурно- бытовые особенности, обособлявшие их от окружающего населения. Их религия – иудаизм – своими культовыми и бытовыми установками, провозглашение евреев народом, «избранным Богом», резко обособлял их от местного населения. Как правило, евреи селились в городах, где они обычно жили замкнутыми общинами в особых кварталах (гетто), занимаясь преимущественно торговлей. Ремеслами, ростовщичеством по той причине, что им запрещалось владеть землей, заниматься наукой. Другими очень многими профессиями, их не принимали в торговые и ремесленные гильдии. Христианское общество оставило им лишь те сферы деятельности, которые считало презренными: ростовщичество, сбор налогов с крестьян, мелкую торговлю. Уже в первые тысячелетия возникает антисемитизм.
Запись в тетради, что называется антисемитизмом.
(антисемитизм – форма национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям).
2. Антиеврейская политика в Европе
Самым большим гонителем евреев была христианская церковь, которая сотни лет проповедовала, что евреи будут изгоями до той поры, пока не признают «истинного бога», а их участь изгнанников истолковывалась как кара за неприятие Христи в качестве богочеловека.
Подобные взгляды, пропагандируемые сильнейшей и могущественнейшей организацией – христианской церковью - не могли не оказать на население глубокий отпечаток на отношение населения на отношение к евреям. История показывает, что евреи постоянно становились козлами отпущения во всех критических ситуациях, особенно в годы войны и стихийных бедствиях. Намеренная демонизация образа еврея церковью подготовила почву для обвинения целых общин в убийствах христианских детей, отравлении колодцев и вообще поклонению дьяволу. Тысячи евреев были растерзаны бушующими толпами или погибли на кострах инквизиции. Несмотря на жесточайшие притеснения, евреи остались верны своей религии и сохранились как народ. Модные в девятнадцатом веке социальные теории добавили новые оттенки к существующему в Европе антисемитизму.
Согласно этим теориям, расы признавались изначально неравными, а история человечества – это история борьбы между расами, где выживает сильная раса, а слабые либо вымирают, либо становятся рабами победителей.
Очень скоро расовые теории приобрели антисемитский характер. Арийская раса, к которой принадлежал немецкий народ, объявлялась «высшей» и она, и только она являлась источником творческого начала в мире. Расисты всерьез считали, что евреи растлевают и портят «высшую расу».
Двадцатый век принес евреям Европы новые тяжкие испытания. Первая мировая война и последовавший за ней экономический кризис вызвали к жизни силы реакции. В Германии эти силы привели к возникновению нацизма, ввергшего еврейский народ в самую страшную трагедию в его истории.
Выступление учащегося «Приход Гитлера к власти. Политика нацистской Г
·ермании по отношению к евреям».
Выступление учащегося «Территориальные захваты гитлеровской Германии».
После захвата Австрии, Чехословакии и вторжения 1 сентября 1939 года в Польшу руководство гитлеровского государства начинает готовиться к установлению «нового порядка» в Европе, отражавшего нацистскую философию расизма. В секретном приказе службы безопасности Рейнхарда Гейдрика от 21 сентября 1945 года была определена политика нацистов по отношению к евреям Польши. Всех евреев после конфискации их имущества вывозили в особо создаваемые районы крупных городов – гетто. Уклад их жизни определялся жестокими приказами.
Работа с отрывком директивы рейхскомиссара Польши Лозе.
Работа с классом: Какие из включенных в директиву предписаний и запретов кажутся вам наиболее страшными, бесчеловечными?
Люди жили в гетто в страшной тесноте. Свирепствовал голод. В Варшавском гетто ежемесячно погибало 5 тысяч человек. Дневной рацион составлял 180 граммов хлеба в месяц. В гетто отсутствовали лекарства и больницы, но врачи- евреи делали все, чтобы спасти людей. По всей Польше были созданы рабочие лагеря, где они трудились как рабы. Специалисты попадали на фабрики и заводы, где условия были лучше. Обитатели гетто надеялись, что добросовестный труд поможет им пережить тяжелые времена. Но и их ждала смерть.
Отрывок их фильма Стивена Спилберга «Список Шиндлера» (расстрел жителей Варшавского гетто).
Вторжение немцев в СССР 22 июня 1941 года ознаменовал новый этап нацистской политики по отношению к евреям, так называемое «окончательное решение еврейского вопроса». В Литве, Белоруссии, и на Украине были осуществлены многочисленные массовые расстрелы. 29-30 1941 года а Бабьем Яру, на окраине Киева, было расстреляно около 100 тысяч евреев.
Выступление учащегося о расстреле в Бабьем Яру.
Подобные методы убийства применялись в сотнях городах и местечках. Однако метод массовых убийств, используемых айнзацгруппами для достижения целей, поставленных Гитлером, вскоре был признан неэффективным. В Польше было решено создать 6 лагерей смерти – Треблинка, Хелм, Собибур, Майданек, Освенцим, Белжец, куда должны были депортировать еврейское население Европы.
В этих лагерях уничтожение людей производилось на индустриальной основе. В газовых камерах, крематориях только в течение 1942 года было уничтожено свыше 3 миллионов евреев, живших в Европе. Прибывающие на железнодорожные станции люди под предлогом приведения себя в порядок после дороги направлялись в «душевые». В помещение подавался газ «Циклон Б» и через 5 минут люди, находившиеся в газовой камере, погибали. В Освенциме за один день подобным образом уничтожали в день 12 тысяч человек. По четкому плану вывозились евреи из стран Европы и уничтожались в печах. Франция потеряла 77 тысяч человек, Бельгия- 40 тысяч, Норвегия – 2000 человек, Югославия- 60 тысяч. Интересна история датских евреев. Дания формально сохраняла независимость, хотя и находилась под немецкой оккупацией. Король отказался депортировать еврейское население. В 1943 году немецкая армия вошла в Копенгаген, и король был арестован. Немцы стали готовить депортацию евреев. План стал известен морскому атташе Дукавицу. И все местное население спрятало предупрежденных евреев, а затем на лодках переправили в Швецию 7 тысяч человек.
3. Актуальность Холокоста для сегодняшнего дня.
История Холокоста – это не только история уничтожения. Это история духовного и вооруженного сопротивления людей в годы войны, это история тех, кто спасал евреев. Эти люди спасали евреев, ставя себя под угрозу физического уничтожения себя и своей семьи. В крупных музеях Холокоста им посвящены специальные стенды. В честь этих самоотверженных людей на аллеях « Йад Ва-шем» - музея- памятника жертвам Холокоста в Иерусалиме – посажены деревья. Один из них – Шиндлер – главный герой фильма, отрывок из которого мы посмотрели - реально существующее лицо, немец, который в течение войны спас десятки евреев.
Историкам известны явления геноцида в различные времена. В 1915 году турки вырезали почти миллион армян в Турции. Одна из самых страшных катастроф в истории человечества – геноцид американских индейцев. По подсчетам американских историков. В обеих Америках в ходе колонизации было истреблено от 90 до 120 миллионов индейцев. Это преступление против человечества не осуждено мировым сообществом до сих пор.
Беседа с классом:- В чем, как вы считаете, отличие Холокоста от других примеров геноцида?
(Это был государственно организованный геноцид, к уничтожению людей были привлечены все средства государства. Проект Холокоста сознательно разрабатывался политической элитой фашистской Германии).
- Как вы думаете, о чем предостерегает и предупреждает история Холокоста?
(Опасность молчаливого согласия, апатии, индиффирентности перед лицом любого вида угнетения. Страшна история нации, позволившей и пережившей допустить подобную идеологии, опасность ориентации общественного мнения на предрассудки и стереотипы, распространенные в любом обществе. Холокост воспринимается как предупреждение тем, кто сегодня пытается реализовать идеи и практику геноцида в разных частях света).
Вывод: пусть для всех нас это будет предупреждением о той большой беде, которая может вновь подстеречь человечество.

15