Классный час «Сделай себя сам»

Хаинская средняя общеобразовательная школа






Классный час




«Сделай себя сам»








Для учащихся 5 –6 классов

Подготовил учитель математики
Чегодаева М. В.













2010 год



Сделай себя сам


Цель: дать ученикам возможность осмыслить отношение к себе самим, показать, что каждый ребенок сам себе воспитатель.

Подготовительная работа: приготовить листы бумаги и карандаши.

Введение: задумывались ли вы когда-нибудь о собственной роли в этой жизни? Сейчас вы все воспринимаете как само собой разумеющееся – то, что вам дается «свыше» ( от Бога, от родителей, от учителей, от школы)
Если вы интересуетесь биографиями великих людей или просто поговорите со взрослыми, уважаемыми людьми, то убедитесь, что большинство из них своими заслугами обязаны себе самим. Проще – они сами сделали себя: воспитали характер, образовывали ум, закаляли волю, постигали искусство самосовершенствования.

Эпиграф: Все победы в мире начинаются с победы над самим собой!

Принято считать, что детей воспитывают, т. е. учат как вести себя, как относиться к людям, природе, окружающей среде. Воспитывают родители, учителя, друзья и т. д. Выходит, что человек есть то, что из него сделали воспитатели. Это неверно. Разве вы следуете всему, что вам советуют старшие? Разве вы не решаете возникающие проблемы по – своему, не слушая ничьих советов? Это значит, что вы сами делаете себя, воспитываете себя.
Самовоспитание – это работа над собой, чтобы сформировать в себе определенные качества.

Как воспитывал себя Л. Н. Толстой

Вот что записал он в своем дневнике:
«Я дурен собой, неловок скучен для других, нескромен, нетерпим и стыдлив как ребенок.
Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, Яне храбр.
Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой.
Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не был основательно испытан.
Я честен, т. е. я люблю добро, но есть вещи, которые я люблю больше добра – славу».

На основе такого самоанализа Л. Н. Толстой намечает программу исправления себя:
«Важнее всего для меня в жизни исправление трех главных пороков: бесхарактерности, раздражительности и лени».

В дневнике Льва Николаевича находим результаты работы над собой.
«Я много переменился; но все еще не достиг той степени совершенства (в занятиях), которого бы мне хотелось достигнуть».

· «Я совершенно доволен собою за вчерашний день. Я начинаю приобретать волю телесную; но умственная еще очень слаба.
Терпение и прилежание, и я уверен, что достигну всего, что я хочу».


Как шел к цели А. В. Суворов

Будущий великий полководец Александр Васильевич Суворов рос неудачником – мал, тощ телом, слаб, некрасив. Мечтать о военной карьере ему было трудно. Он мечтал стать полковником и решил себя посвятить этой цели. Однако в ребячьих играх он терпел поражения. Тогда он решил научить себя переносить усталость и холод, закалять свое тело, тренировать выносливость, волю и силу. Вставая рано, он обливался холодной водой, скакал на коне в одной рубашке навстречу осеннему ветру и дождю. Был настойчив в достижении цели, упорен, даже непреклонен. Серьезно занимался математикой, картографией и военной историей. Старый приятель отца Саши А. П. Ганнибал проэкзаменовал мальчика, дав его работе над собой высокую оценку. И сказал отцу: «Не препятствуй человеку заниматься тем, к чему он назначен. Блаженной памяти Петр Алексеевич поцеловал бы его в лоб за настойчивость и труды!».

Воспитать себя это непросто, но возможно!

Провести опрос детей, что надо для воспитания самого себя.

По опросу детей:
Поставить для себя цели.
Надо желать и уметь трудиться.
Надо постоянно изучать себя.
Верить в себя.
Знать как это делается.

Творческое задание.

Всем нужно сделать два рисунка: «я такой какой есть» и «я такой, каким хочу быть». (5минут)
Рисунки не подписываются, собрать, произвольно выбрать один. Теперь каждый по очереди рассказывает, что он видит на рисунке – не формальное описание, а свои ощущения от рисунка: каким, по его мнению, человек нарисовавший себя, видит себя, что хотел бы изменить в себе. Все высказываются по очереди. После того как все выскажутся, можно попытаться определить автора рисунка. Затем опросить автора рисунка. (Если он захочет).
Заключительное слово.
Чрезвычайно важна в самовоспитании вера в успех, уверенность в нем. Убеждайте себя, внушайте, приказывайте себе: «Я хочу стать другим. Я буду таким. Я уже меняюсь. Я уже такой, каким хочу стать».
Цель самовнушения должна быть благородной: преодолеть слабость, избавиться от недостатков, стать лучше.
Заставить себя поверить в себя – это важное условие победы. Самовнушение необходимо утром для настроенности на активную деятельность в течение дня и вечером, при подведении итогов дня. «Доброе утро! Я так хорошо отдохнул. Сегодня много дел. Я хорошо настроен. Я владею собой. Я сделаю это!»


Итак, будем учиться воспитывать себя!




Список литературы:

Г. К. Селевко, Н. К. Тихомирова, О.Г. Левина «Сделай себя сам»

Биографии выдающихся людей. Серия ЖЗЛ.

Ю.П. Власов « Себя преодолеть»
Заголовок 1 Заголовок 215