Открытый урок по физике Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах

Управление образования, молодежной политики и спорта
администрации Шелеховского муниципального района
_____________________________________________________________
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Шелеховского района
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
МКОУШР «СОШ № 5»
______________________________________________________________________________
квартал 6, дом 28, г. Шелехов, Иркутская область, 666034
Тел./ факс (8-39550) 4-28-36; E-mail: sh_mudrost@mail.ru
ИНН 3821006311 / КПП 382101001
ОГРН 1033802255816

Открытий урока физики в 7 классе
«Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах»
Татариновой Татьяны Владимировны
учителя физики
МКОУ ШР «СОШ №5»

Тема урока: «Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах».
Цель (года): становление личности учащихся средствами учебного предмета физика.
Задачи.
1. Через активизацию мыслительной деятельности способствовать формированию умения выдвигать гипотезу, строить алгоритм доказательсва.
2. Формировать умения проводить физические опыты, оценивать свою деятельность, развивать умения работать с различными источниками информации.
3. Воспитывать культуру умственного труда, осознание необходимости познания физических явлений.
Планируемые результаты.
Предметные: выявить условия возникновения и протекания диффузии.
Метапредметные.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, сравнивать, выдвигать гипотезу.
Регулятивные: принимать и сохранять поставленную задачу, планировать свои действия, вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные: слышать, слушать и понимать участника диалога, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
Личностные: осознавать личностный смысл учения, использовать полученные знания в жизни.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Оборудование для учителя: ноутбук, мультимедийный проектор, акустическая система.
Оборудование для учащихся: ноутбук с доступом к сети Интернет; лабораторное оборудование: мерный стакан, пробирки в подставке; марганце кислый калий, холодная и горячая вода, карточки-задания, лист обратной связи.
Методы и приёмы: наглядный, исследовательско-поисковый, творческий, самостоятельная работа, стимулирование учебно-познавательной деятельности.
Педагогические технологии: технология критического мышления, ИКТ – технологии, технология сотрудничества.
Используемая литература и интернет ресурсы: учебник «Физика. 7 класс», электронные словари [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

План урока.
1. Вызов.
Приветствие. Запись числа. Строка для темы остаётся пустой. Просмотр видеоролика из цикла передач «Галелео» - эксперимент с газами ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
После просмотра видеоролика учащиеся отвечают на вопросы:
1. Встретятся ли газы внутри трубки?
2. Чем обусловлена их встреча?
И так. У нас с вами появились 2 предположения:
1. Газы не встретятся, так как в трубке нет движения воздуха
2. Газы встретятся, так как молекулы газов хаотично движутся и занимают все пространство.
Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего ур
·ока.
(Дети формулируют тему урока: смешивание газов)
Учитель: Только ли газы можно смешивать?
Дети: нет, можно смешивать жидкости и сыпучие вещества.
Учитель: Давайте уточним тему нашего урока.
Дети: «Смешивание твердых тел, жидкостей и газов».
Учитель: От чего зависит это смешивание?
Дети: От свойств вещество и температуры.
Учитель: Как это можно доказать?
Дети: Провести эксперименты (опыты).
2. Осмысление.
Класс делится на две группы: группа «Теоретики» и группа «Практики». Определение групп проводится методом жеребьевки. Представитель от каждой группы вбирает карточку-задание.
Карточка-задание 1.
Используя учебник, словарь и образовательные сайты Интернета ответьте на следующие вопросы:
1. Как с физической точки зрения называется смешивание твердых тел, жидкостей и газов?
2. От какого слова происходит слово «диффузия»? Кто из ученых ввел понятие «диффузия»?
3. Почему в газах диффузия происходит быстрее, чем в жидкостях?
4. Приведите примеры диффузии в технике и живой природе.
Карточка-задание 2.
Используя лабораторное оборудование и правила ТБ проведите опыты, которые доказывают что:
1. Смешивание газов происходит быстрее, чем жидкостей.
2. Смешивание жидкостей и газов зависит от температуры.
3. Смешивание твердых тел происходит длительное время.
4. Для того что бы провести смешивание твердых тел необходимо их представить в других агрегатных состояниях.
Учитель: Хорошо, каждая из групп подготовилась для того, что бы поделиться с нами полученными знаниями. Давайте их озвучим.
1 группа:
а) Дает определение понятия «диффузии», рассказывает от какого слово произошло слово «диффузия» и кто из ученых (Демокрит) первым высказал суждение о диффузии в твердых телах, жидкостях и газах.
б) обосновывает, почему диффузия в газах происходит быстрее.
2 группа:
а) демонстрирует опыт диффузии в газах с использованием освежителя воздуха и жидкостях с использованием раствора марганца кислого калия и воды.
б) демонстрирует опыт доказывающий, что диффузия зависит от температуры на примере растворения марганца кислого калия в холодной и горячей воде.
в) демонстрирует опыт диффузии в твердых телах на примере смешивания пластилина разных цветов.
1 группа: приводит примеры явления диффузии в технике и живой природе.
В процессе закрепления учащиеся заполняют кластер, который поможет им при подготовке к следующему уроку:


3. Рефлексия

Учитель: С каким физическим явлением мы сегодня познакомились?
Ученики: С явлением «диффузия»
Учитель: В каких веществах и телах происходит «диффузия»?
Ученики: В твердых телах, жидкостях и газах.
Учитель: От чего зависит «диффузия»?
Ученики: От рода вещества, в котором происходит диффузия и температуры.
Учитель: Какие еще можно привести примеры из повседневной жизни использование диффузии человеком?
Ученики: приводят различные примеры (добавление молока в чай или кофе, светлое белье отлиняло от цветного, получение оттеночных цветов краски, использование колера при ремонте и т.д.)
Учитель: (раздает листочки с табличками для рефлексии) Ребята, пожалуйста, ответьте на следующие вопросы в табличке:

Я знал
Я узнал
Я умел
Я научился











Ученики заполняют таблицу
Учитель: Сегодня на уроке мы все хорошо поработали. Узнали много нового. Спасибо за урок, до свидания!


Директор МКОУ ШР «СОШ № 5» С.И. Доброхотов
15