Работа с одаренными и положительно мотивированными детьми


«Работа
с положительно мотивированными детьми
по математике».
Возраст обучаемых : 5-11 класс
Новикова Лариса Станиславовна
учитель математики
МБОУ СОШ № 25
г. Новошахтинска
Так как одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде, а в большой степени зависит и от окружающей среды, от характера его деятельности, необходимо проводить целенаправленную работу по выявлению и развитию различных видов детской одаренности и положительной мотивации к учебе по следующим направлениям:
1)     Вовлечение детей в деятельность по интересам;
2)     Организация научно-исследовательской деятельности учащихся;
3)     Организация олимпиад, соревнований, конкурсов;
4)     Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;
5)     Развитие умений самостоятельно работать;
6)     Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов;
7)     Обучение творческим методам работы.
Успешность работы с положительно мотивированными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.
1 этап – аналитический – при выявлении положительно мотивированных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической, вокальной и т.д.
Этот этап (1-4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
2 этап – диагностический (5-9-е классы) – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Содержание работы с положительно мотивированными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.
На втором этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, мозговые штормы, ролевые тренинги, научно-практические работы, проектные задания и т.д.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциям системы являются обучение и воспитание, а организующим началам – игра.
Критерии выявления положительно мотивированных детей:
1)  активность, динамичность интеллектуальной деятельности;
2)  наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений, навыков;
3)   систематическое самообразование;
4)   креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах).
Цель работы с положительно мотивированными детьми:
1. Выявление положительно мотивированных детей.
2. Создание условий для оптимального развития положительной мотивации детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Формы работы с положительно мотивированными учащимися
групповые занятия с сильными учащимися;
кружки по интересам;
конкурсы;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
факультатив;
предметная неделя;
индивидуальная работа с учащимися в исследовательской и проектной
деятельности.
Ожидаемые результаты:
Сформированная система работы с одаренными учащимися.
Возможность каждому одаренному ребенку реализовать себя.
Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
Увеличение количества детей - победителей олимпиад и других конкурсах по математике на различных уровнях.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН – 1 вариант
5 класс
1. Приемы быстрого счета. Собирательный способ умножения двух произвольных двузначных чисел. Умножение трехзначных чисел, у которых число десятков одинаково, а цифры единиц составляют в сумме 10. Возведение в квадрат чисел, заканчивающихся цифрой 5. Умножение
чисел на 11, 111, 1111, 101, 1001, 10101.
2. Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления, Двоичная система счисления. Запись целых чисел в двоичной системе счисления. Переход от десятичной записи числа к записи в двоичной системе счисления и наоборот. Сложение и вычитание чисел в двоичной системе счисления.
3. Вопросы теории делимости. Признаки делимости на 4, 6, 7, 6, 9, 11, 25. нахождение чисел, делящихся одновременно на некоторые из указанных чисел. Текстовые задачи на применение признаков делимости.
4. Вопросы теории множеств. Разнообразные примеры множеств. Определение множества. Элементы множества. Пустое множество. Подмножество. Знаки принадлежности и включения. Способы задания множеств. Объединение, пересечение, разность множеств.
5. Элементы комбинаторики. Понятие комбинаторики. Составление некоторых комбинаций объектов и подсчет их количества. Решение простейших комбинаторных задач методом перебора.
6. Первоначальные геометрические сведения. Углы: прямой, острый, тупой, развернутый. Треугольники: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, равнобедренный, равносторонний. Построение углов и треугольников различных видов. Биссектриса угла. Построение биссектрисы угла.
Решение задач с использованием свойств изученных фигур. Задачи на разрезание и перекраивание фигур.
7. Геометрия в пространстве. Изображение на плоскости куба, прямоугольного параллелепипеда, шара. Задачи на разрезание и составление объемных тел.
8. Логические задачи. Понятие логических задач. Выделение в задаче данных и искомых величин. Построение цепочек. Доказательство истинности или ложности утверждений.
6 класс
1.Системы счисление. Различные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Сложение и вычитание чисел в различных системах счисления.
2. Теория делимости. Простые и составные числа. Решето Эратосфена. Каноническое разложение числа на простые множители. Основная теорема арифметики. Решение задач на доказательство с использованием признаков делимости, понятий простого числа, НОД и НОК.
3. Комбинаторика. Правила сложения и умножения в комбинаторике. Решение комбинаторных задач на применение этих правил.
4. Первоначальные геометрические сведения. Равные фигуры. Равенство площадей равных фигур. Равновеликие фигуры. Площадь прямоугольного треугольника. Вычисление площадей многоугольников с вершинами в узлах клетчатой бумаги. Свойство расстояний между точками. Свойство сторон треугольника. Площадь круга.
5. Геометрия в пространстве. Понятие многогранника. Элементы многогранника. Изображение некоторых многогранников по заданным элементам. Решение задач.
6. Модуль числа. Модуль числа и его основные свойства. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля с использованием
определения модуля, его геометрического смысла и основных свойств.
7. Логические задачи. Решение задач путем анализа логических взаимосвязей суждений, данных в условии.
7 – 8 классы
1.Системы счисления. Умножение и деление чисел в различных системах счисления. Определение основания системы счисления путем выполнения арифметических действий, путем составления и решения уравнений.
2. Вопросы теории делимости. Алгоритм Евклида для нахождения НОД двух чисел. Свойство НОК(a,b)*НОД(a,b)= ab. Решение задач на доказательство с использованием свойств НОК и НОД.
3. Диофантовы уравнения. Решение задач на составление диофантовых уравнений первой степени.
4. Комбинаторика. Размещения. Перестановки. Сочетания. Решение комбинаторных задач.
5. Вопросы планиметрии. Задачи на построение циркулем и линейкой. Примеры задач на построение одним циркулем. Геометрическое место точек. Метод ГМТ в задачах на построение.
6. Геометрия в пространстве. Развертки многогранников. Правильные многогранники. Вывод формулы для нахождения площадей поверхностей прямых призм.
7. Модуль числа. Решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля. Построение графиков функций, содержащих переменную под знаком модуля.
8. Логические задачи. Решение логических задач с применением формул включений и исключений, использованием принципа Дирихле.
9 -11классы
1. Высказывания и предикаты. Множества и операции над ними.
2. Метод математической индукции.
3. Математика и комбинаторика. Бином Ньютона.
4. Теория вероятности.
5. Уравнения и неравенства с модулем.
6. Теория целых чисел. Деление с остатком целых чисел. Сравнения. Перебор остатков. НОД и НОК. Простые числа. Взаимно простые числа. Основная теорема арифметики. Диофантовы уравнения.
7. Решение уравнений. Метод неопределенных коэффициентов. Деление многочленов. Теорема Безу и ее следствия. Теорема Виета и симметрические многочлены. Схемы Горнера.
8. Алгебра матриц.
9. Функция. Графики функций. Графическое решение уравнений и неравенств. Количество корней уравнения f(х)=а. Композиция функций. Обратная функция. Преобразования графиков функций. Асимптоты.
10. Теорема Менелая. Теорема Чевы.
11. Теорема Вейерштрасса.
12. Приближенные решения уравнений методом хорд и касательных.
13. Гиперболическая геометрия.
14. « Золотое сечение».
15. Решение задач с параметрами.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН – 2 вариант
Первый год обучения(7 класс)
1. Задача как объект изучения. Как устроена задача? Осваиваем разбор текста задачи. Вопросы к задаче. Оперирование ими при решении разного вида задач.
2. Элементы теории множеств. Понятие теории множеств. Операции над множествами. Множественные задачи.
3.Типичные задачи 5 -6-7 классов. Задачи на делимость. Решение задач на составление уравнения. Приведение к единице. Решение задач на прямую пропорциональность. Задачи на встречное движение двух тел. Задачи на движение тел по течению и против течения. Три основных вида задач на дроби и проценты. Практикум - исследование задач на дроби и проценты. Задачи на совместную работу. Задачи на обратно пропорциональные величины. Практикум-исследование задач на совместную работу. Числовые ребусы.
4. Геометрические задачи. Задачи на вычисление площадей. Задачи на вычисление объемов. Практическая работа с геометрическими инструментами. Задачи на построение фигур линейкой и циркулем. Задачи на разрезание фигур.
5. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики. Элементы теории вероятности. Решение задач. Задачи на случайную вероятность. Понятие графов. Решение задач на графы. Решение логических задач. Исследовательская работа.
Второй год обучения(8 класс)
1.Актуализация основных тем 1 года обучения с дальнейшим углублением понятий. Преобразование алгебраических выражений. Нестандартные, логические задачи. Числовые ребусы.
2. Функция. Функция прямой пропорциональности. Линейная функция. Исследование функции. Функция обратной пропорциональности. Исследование и построение графика функции. Функция вида у=ах2 + вх + с. Другие функции. Исследования функций и построение графиков.
3. Планиметрические фигуры. Взаиморасположение точек и прямых на плоскости. Понятие окружности. Взаимное расположение точек, прямых и окружностей на плоскости. Виды треугольников. Исследование величин углов и сторон. Виды четырехугольников. Исследование величин углов и сторон. Исследование геометрических фигур, взаимного расположения и свойств фигур. Решение задач на нахождение их элементов и площадей. Решение нестандартных геометрических задач
Третий год обучения(9 класс)
1.Решение различных типов нестандартных задач на составление уравнений.
2.Задачи на делимость, четность и т.д3.Исследование и построение графиков сложных функций. Построение графиков функций. Функции. Графики функций. Исследование функций. Арифметика построений. Разбиение формул на частные операции. Свойства функций. Обратные функции. Защита исследования и построения графиков сложных функций
4.Геометрические построения и задачи. Построение множества точек на плоскости с указанными свойствами. Решение геометрических задач.
5.Задачи с параметрами: уравнения; неравенства; другие задачи.
6.Элементы комбинаторики и теории вероятности. Элементы комбинаторики. Понятие о вероятности случайного события.
7.Защита исследовательских работ обучающихся.
Список предлагаемой литературы:
1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: учеб. пособие / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2010.
2. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000.
3. Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: просто о сложном / Б.М. Бим-Бад. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010.
4. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
5. Выготский Л.С. Детская психология. Собр. Соч. в 6 т. М., 1994.
6. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
7. Давыдов В.В.Развивающее обучение. М., 1992.
8. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога / В.И. Загвязинский. – Изд. 3-е, стер. – М.: Академия, 2010.
9. Заир-Бек Е. С., Тряпицына А. П. Подготовка специалистов в области образования к участию и использованию международных программ оценки качества образования для всех: национальное видение / Под ред. Г. А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.
10. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. Спб., 1997.
11. И.С. Кон Ребенок и общество. Москва: Издательский центр «Академия», 2003.
12. Иванова, Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2010.
13. Интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины: сб. науч. тр. – М.: Истоки, 2010– (Отечественное образование; т. 4).
14. Информационно-методическое письмо. О направлениях учебно-методической работы в 2010-2011 учебном году /Науч.ред. В.И.Безруков, Е.П.Бельчикова. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2010.
15. Кондратьев, М.Ю. Подросток в системе межличностных отношений современной семьи / М.Ю. Кондратьев, Н. Лукьянченко // Социально-психологические проблемы образования: вопросы теории и практики: сб. науч. тр. / отв. ред. М.Ю. Кондратьев; предисл. и заключение М.Ю. Кондратьева. – Вып. 8. – М., 2010.
16. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель: Практическая психология для педагогов: Книга о технологии превращения детей в хороших учеников. Р-н-Д, Феникс, 1995.
17. Новикова, Л.И. Педагогика воспитания: избр. пед. тр. / Л.И. Новикова; под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика. – М.: ПЕР СЭ, 2010.
18. Панов, В.И. Критические ситуации в развитии одаренности детей школьного возраста / В.И. Панов, Т.В. Хромова, С.Н. Котягина // Критические ситуации в жизни одаренных детей: коллектив. монография. – М.: Школ. книга, 2009.
19. Педагогика / Под ред. С.А. Смирнова. М., 2000.
20. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика, Спб. 2002.
21. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
22. Селиванова, Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике: монография / Н.Л. Селиванова. – Тверь: ООО «ИПФ Виарт», 2010.
23. Столяренко Л.Г. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 1999. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник
Приложение 1.
Методика «Карта одаренности» (А. И. Савенков)
Инструкция: «Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно
самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) - оцениваемое и противоположенное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположенное
оцениваемому.
Если вы затрудняетесь дать оценку какому-то качеству, потому что у вас нет для этого сведений, оставьте соответствующую вопросу клетку в бланке ответов пустой.
Лист вопросов:
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные оригинальные решения.
3. Учиться новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много
разных предметов, людей, ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять рассказы или стихи.
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного или других.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12. Не боится новых попыток, всегда стремиться проверить новую идею.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, чтобы запомнить.14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит
музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого- либо конфликта.
17. Интересуется актерской игрой.
18. Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания
новых поделок, игрушек.
19. Сохраняете уверенность в окружении большого количества незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.
21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и др. вещи).
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок,
открыток и т.д.
25. Хорошо поет.
26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет
основную мысль.
27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
29. Легко общается с детьми и взрослыми.
30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен был бы учится в более старшем классе, чем учиться сейчас.
34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домов на игровой площадке.
35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии, чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все
несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
40. Бегает быстрее всех в классе.
41. Любит решать трудные задачи, требующие умственного усилия.
42. Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение
(украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, гида можно слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные
состояния главных героев, их переживания, чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения.
55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники) , и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57. Стремиться вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем- то сувлечением рассказывает.
58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и
клеем.
65. В пении и музыке стремится выразить вой чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные состояния.
68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (модели летательных аппаратов, автомобили, корабли)
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.
71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях
предметов.
72. Продуктивен, чем бы не занимался, способен предложить большое количество самых
разнообразных идей и решений.
73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги
(сказки, детективы и т.д.)
74. Может высказывать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается
воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной
игрушке, скульптуре.
75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
77. Любит игры- драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.
79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимносокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
61 62 63 64 65 66 67 68 69 70
71 72 73 74 75 76 77 78 79 80
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Полученные баллы характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
1. Интеллектуальная;
2. Творческая;
3. Академическая;
4. Художественно-изобразительная;
5. Музыкальная;
6. Литературная;
7. Артистическая;
8. Техническая;
9. Лидерская; ♦
10. Спортивная.