Выступление на педсовете в 2012 — 2013 учебном году по теме Как создать проект. Разработка проекта « Пути повышения социальной и научно- прикладной роли естественно- математического образования»


Выступление на педсовете в 2012 - 2013 учебном году по теме "Как создать проект".
Разработка проекта « Пути повышения социальной и научно- прикладной роли естественно- математического образования»
Цели :- Разработка системного подхода к решению педагогической проблемы повышения социальной и научно-прикладной роли естественно – математического образования;
- Подготовка педагогических работников к инновационной деятельности в решении проблемы;
- Формирование банка сведений об инновации, рекомендованных для использования с целью решения этой проблемы ,её анализа и экспертизы.
Планы работы :1 Обсуждение проектной формы обучения.
Координатор проекта. Последнее время в обучении активно внедряется метод проектов , который даёт возможность формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельности, использовать знания, которые они получили на практике. С использованием в обучении метода проектов в корни изменяет отношение учитель-ученик;
- учащейся определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
- ученик открывает новые знания- учитель советует источники знаний;
- ученик эксперементирует -учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента , помогает организовать поисковую трудовую деятельность; ученик выбирает - учитель помогает прогнозировать результативность выбора;
-ученик активный – учитель создает условия для проявления активности.
- ученик –субъект обучения, учитель- партнер
- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить получены результаты проявляет способы усовершенствования деятельности.
Образовательный проект- это форма организации занятий, что предлагает комплексный характер деятельности всех его участников с получением конкретной продукции за определенный промежуток времени. Проектную форму обучения ведут и многие зарубежные страны. Проектная форма обучения ориентирует на создание образовательного проекта а не просто на изучение определенной темы. Суть метода проектов состоит в том, что школьники индивидуально или в группах за определенное время ( от одного года , до двох- трьох месяцев) выполняют познавательскую, исследовательскую ,конструкторскую или другую работу на заданную тему. Их задача – получить новый продукт, решить научную , техническую и другую проблемы.
Мы можем "испытать на себе " работу над проектом . Нам пренадлежит собрать всю накопленную информацию , весь свой профессиональный опыт, мобилизировать все знания для разработки алгоритма решения проблемы « Пути повышения качества
естественно-математического образования».
Работа над проектом.
Работа на каждом этапе создания проекта совершается в малых группах. Возможны направления работы изложено ниже. Координатору проекта необходимо опираться на педагогический опыт учителей, использовать интерактивную технику для поддержки активности педагогов в решении этих заданий.
Диагностико-прогнозный этап.
Оборудование: тексты нормативных документов. Концепция общего и среднего образования, «национальная доктрина развития обазования », материалы совещания «современное физико-математическое образование и наука: тенденции и перспективы учебные программы предметов естественнонаучного цикла.
- Изучение проблем школьного образования, собственной профессиональной деятельности по этому вопросу.
- Обсуждение проблемы, поиск необходимой информации, изучение цели и задач.
Анализ состояния школьного, естественно- математического образования.
- Не всегда содержание школьного естественно-математического образования соответствует современному развитию науки и социальным вопросом общества.
- разрозненность в содержании и последовательности изучаемого материала согласно с изучением программ по математике и естественных наук(физики, химии, биологии, географии)
- недостаточная направленность содержания учебных программ по математике и естественных дисциплин.
-недостаточная эксперементальная подготовка, отсуствие или очень слабое обеспечение материально-техническими средствами и учебными пособиями.
- актуальность темы
-слабым местом нашей школы есть несформированность у части ее выпускников необходимого уровня жизненных компетенции (компетенция общего среднего образования)
- недостатком общеобразовательной подготовки остается недостаточные умения учащихся свободно использовать полученные знания для решения практических задач ,анализа нестандартных ситуаций
- необходимое обеспечение прикладной направленности военно математического образования
-направленность системы образования только на условие системы знаний,которая была традиционной еще несколько десятилетий тому, уже не соответствует современному социальному заказу, которая требует воспитания самостоятельных ответственных членов общества, способных эффективно взаимодействовать в решении социальных, производственных и экономических задач.
2 этап моделирование
Создание структурной модели проекта
- определение критериев эффективности проекта
3 этап планирование
Оборудование: «текст приказа МОН № 1226 от 30.12.2008» «об утверждении плана действия об улучшении количества физико-математического образования.»Нормативные документы карта с изложенными возможностями путями решения этих проблем , предметные газеты и прочее.
Формирование программы деятельности и реализации проекта.
Разработка плана в целом конкретном действии.
Пути повышения социальной и научно-прикладной роли естественно математического образования.
Обеспечение прикладной направленности содержания учебных задании из математического цикла дисциплин.
Каждый урок формирует им знания необходимо сообщать о явлениях которые рассматриваются(например не дисперсию, а радуга). При этом следует спросить учащихся , что они знают об этом явлении ,при каких обстоятельствах оно существует, при каких условиях возникают , где образуются.
Потом необходимо смоделировать либо продемонстрировать записи основных закономерностей. И только потом следует демонстрировать записи основных закономерностей математической формы.(М.Тальгишев учитель физики , кандидат педагогических наук).
Интеграция содержания предметов естественно – математического цикла .Интегрированный урок .Интегрированный урок должен иметь четко сформулированное специфическое учебно-позновательное задание, темы обоих предметов могут быть объеденены.
На таком уроке может быть обеспеченна высокая активность во время использования знаний учащихся с обоих предметов.
Интегрированный урок может расширять учебные знания учащихся , формировать полные представления о путях развития заявленных проблем.
Подготовка к такому уроку , учитель должен позаботиться о том что бы объеденение материалов , умело спланировать деятельность учащихся и сделать так ,что бы они поняли целостность проблемы которую рассматривали на уроке.
Интегрированный урок формирует в учащихся коммуникативные компетенции ,системы знаний которые обуславливают их ориентацию в конкретно-определенной деятельности, направляет учебный процесс, на активизацию позновательной деятельности , методов учебного познания учащихся.
Уплотнение информации , использование блоковой системы планирования учебных знаний с использованием метода укрупнения дидактических единиц.
Все больше педагогов склоняется к мысли о создании единого цикла уроков, проведения которых способствует вовлечению учащихся до тех видов деятельности , в процессе которых достигаются цели. Циклом называют определенную последовательность уроков, объединенныХ по каким то критериям , которые могут повторятся.
Цикл может содержать :- вступительный урок;
- урок усвоения новых знаний;
- урок развития новых умений, навыков;
- уроки обобщения и систематизации;
-уроки контроля и коррекции знаний и умений;
-итоговый урок.
Использование интерактивных технологий.
Правила организации интерактивной работы учащихся на уроке.
. К работе должно быть все включено.
. Необходимо думать о психической подготовке учащихся .Полезными есть разнообразность и постоянная заинтересованность учащихся к активному участию в работе , давать возможность для ихней самоорганизации.
Тех кто учиться в интерактиве должно быть много. Продуктивная работа в группах. Каждый должен быть услышан.
Помещение должно быть подготовлено. Учащиеся должны иметь возможность легко передвигаться во время работы в малых группах. Все материалы для работы следует готовить заранее.
Во время урока необходимо придерживаться регламента и процедуры, проявлять толерантность к любой точке зрения, внимательно слушать всех учащихся ,увожая их мысли.
Внимательно относится к учащимся во время формирования групп.
На одном уроке желательно использовать 1-2 интерактивных приема работы.
Во время подготовки вопросов учителю необходимо продумать разные варианты возможных ответов и заранее вырабатывать критерии оценки эффективности урока.
Формирование мотивации учебной деятельности учащегося на основании возрастания социальной и научно-прикладной роли предметов естественно-математического цикла.
Методы и приемы психологически – педагогической поддержки деятельности учащихся.
Заинтересованность;
Учебно- познавательная игра;
Кооперация учащихся во время урока;
Создания ярких образных представлений;
Выполнение творческих заданий;
Создание проблемных ситуаций;
Расположение к поиску альтернативных решений;
Создание ситуации успеха;
Создание ситуации взаимопомощи.
. Формирование потребности в самообразовании стойких умений самообразования для каждого учащегося
Содержание самообразовательной деятельности учащихся.
Соответственно до этих целей, которые становятся перед самообразованием учащихся , его можно классифицировать по такими видами;
- политическое самообразование ,обусловленное повышением внимания учащихся до современных проблем, до формирования своего мировоззрения;
-общее самообразование, углубленное изучение определенных циклов , предметов соответственно по наклонностям , интересов, жизненных планов личности;
- самостоятельная деятельность , направленная на знакомство с профессией , на подготовку к профессиональной деятельности;
- самообразование , связанно с развитием своих способностей(эстетических, физических и т.д.);
- Самообразование, обусловлено хобби;
- Самообразование , связанно с самовоспитанием ,интересоваться вопросами морали, формированием характера;
-проведение мониторинговых исследований качества естественно – математического образования.
Мониторинг- это процесс беспрерывного научного обоснования, диагностико-прогностического процесса с целью оптимального выбора образовательной цели, заданий и способов их решения(А.С.Белкин).
Составными системами мониторинга качества образования есть элементы:
-сбор данных ,оценка результатов;
- действие употребление соответствующих приемов направленных на возростание качества образования, оценка результативности используемых приемов относительно стандартов;
- использование современных информационных технологий;
-информацию можно получить как одну из отрослей педагогических инноваций, которые, так или иначе связанны с использованием ИКТ и подготовкой учащихся к жизни в условиях информационного общества;
- если создать максимально камфортные условия, определение преоритетных направлений процесса информации, орентировать всех учащихся учебно-воспитательного процесса на творческую деятельность в этой области знаний. Это сопуствует гармоническому развитию личности участников учебно-воспитательного процесса, их самореализации в обществе.
4. Исследование.
Сбор информации.
5.Анализ.
Выбор стратегии и тактики;
Работа с литературой.
Этап определения эффективности.
6. Оформление отчета.
Оборудование : ПК, программа обеспечения MAICROSOVT POVER POINT,(Секретарь проекта оформляет отчет по проекту в виде презентации)
Оценка деятельности во время образования проекта , конечного продукта, формулировка выводов.
Коллективные обсуждения.
Работа координаторов проекта и его внедрение в общеобразовательные школы, усовершенствование и адаптация в условиях конкретной школы.
Подведение итогов педагогического мастерства , знакомство с методическим материалом , программным обеспечением которое можно использовать для методического пополнения каждого пункта части. Пути повышения социальной и научно- прикладной роли естественно-математического образования.