Пришкольный участок СОШ им С.Жаксыгулова Таскалинского района в 2012-2013 учебном году (конкурсный материал)









ГУ СОШ им.С.Жаксыгулова
Таскалинский район
Западно-Казахстанская область

Зав. учебно-опытным участком:
учитель биологии Вологин Николай Васильевич




с.Таскала, 2011-2012 гг.

Наш девиз: Пришкольный участок - это «азбука» земли для учащихся! 

Положение об учебно-опытном участке
ГУ СОШ им.С.Жаксыгулова
село Таскала, Таскалинский район
Западно-Казахстанская область

I.Назначение учебно–опытного участка школы, его структура.

Учебно-опытный участок создается для проведения в 1-9 классах учебных занятий  по трудовому обучению, уроков по естествознанию, ознакомлению с окружающим миром, биологии, организации общественно полезного, производительного труда, внеклассной натуралистской,  опытнической, природоохранительной работы.
На учебно-опытном участке школы организуются отделы:  начальные классы, биология растений (6-7кл.), биология растений (8-9кл.), цветник, овощной, плодово-ягодный, теплица или парник, дендрологический, беседка-«зеленый класс», экологический отдел(лекарственные растения, растения «Красной книги», альпинарий).
Площадь каждого отдела определяется руководством школы с учетом местных условий и количества учащихся, привлекаемых к работе.
Отдел  начальных классов  состоит из делянок, на которых учащиеся 1-4 классов выращивают  культуры в соответствии с программой по труду.
В отделе  овощных культур выращиваются в системе севооборотов важнейшие культуры данной зоны. Отдел плодово-ягодных культур состоит из плодовых деревьев и ягодников. В цветочно-декоративном отделе выращива-ются однолетние, двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения.
В производственном отделе выращиваются овощи, картофель, ягоды для школьной столовой. Защищенный грунт создается для выращивания овощных и цветочно-декоративных растений, рассады. В дендрологическом отделе создается коллекция древесных и кустарниковых растений.
Беседка-«зеленый класс» создается для занятий и отдыха.
В подсобном помещении хранятся сельскохозяйственный инвентарь, аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами. В непосредственной близости от подсобного помещения устанавливается противопожарный инвентарь.
Учебно-опытный участок обеспечивается сельскохозяйственным инвентарем в соответствии с Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, утверждаемыми Министерством образования.
 Вокруг участка создается естественная (из зеленых насаждений) изгородь. Участок обеспечивается водой для полива растений.
 Сельскохозяйственная продукция, выращенная на учебно-опытном участке, используется для организации питания учащихся в школьной столовой.
II.Содержание и организация работы учащихся
на учебно-опытном участке.

1.  Основными направлениями деятельности учащихся на участке являются выращивание растений, наблюдение за их  ростом и  развитием, проведение опытов в соответствии с программами трудового обучения,  естествознания, биологии, кружковых занятий. Для работы на участке из учащихся каждого класса формируются звенья.
2.  Учащиеся работают на участке в процессе трудового обучения, изучения естествознания, биологии. На участке организуются общественно полезный, производительный труд, трудовая практика школьников. Внеклассная натуралистская, опытническая и природоохранительная работа. Режим труда учащихся на учебно-опытном участке устанавливается с учетом Положения об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ и правил по технике безопасности при  работе по биологии  в общеобразовательных школах.
3.  Работа учащихся на участке организуется в соответствии с планом, являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы школы.
4.  Через призму целесообразности, в него включили такие разделы: планировка территории учебно-опытного участка (размещение отделов, их площадь, распределение  территории участка между классами, звеньями,  кружками).
5.  Содержание и организация работы (перечень растений, возделываемых на участке; тематика наблюдений и опытов, распределение опытов между классами, звеньями, кружками; список изготавливаемых учебно-наглядных пособий; календарные сроки и порядок выполнения учащимися работ, в процессе общественно полезного, производительного труда, в том числе в период летних каникул).
6.  Руководство работой учащихся на участке (закрепление учителей, классных руководителей за отделами участка, график их работы в период летних каникул).
7.  Материальное обеспечение работы на участке (определение потребности в инвентаре, оборудовании, удобрениях, посевных и посадочных материалах).
8.  Ежегодно в начале учебного года подводятся итоги работы на участке, организуется выставка. Проводится праздник урожая.
9.  Директор школы несет ответственность за состояние учебно-опытного участка, осуществляет общее руководство на нем. Он вместе с педагогическим работником школы ответственным за организацию общественно полезного, производительного труда, трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, обеспечивает: расстановку учителей, классных руководителей;  развитие материальной базы учебно-опытного участка; привлечение родителей к участию в организации работы на участке.
10. Непосредственное руководство работой на участке (включая летнее время) осуществляет заведующий УОУ, назначаемый директором школы, как правило, из числа учителей биологии. Заведующий несет ответственность за состояние участка и содержание работы на нем, за его обеспечение посевными и посадочными материалами, кормами, оборудованием и инвентарем; инструктирует учителей, привлекаемых к работе на участке;  обеспечивает  соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда  и техники безопасности,  а также правил пожарной безопасности.
11. Заместитель директора по хозяйственной части  принимает меры по своевременному обеспечению учебно-опытного участка инвентарем, посевными и посадочными материалами, водой для полива растений.  Он организует хранение и реализацию продукции, полученной на УОУ, охрану участка.
12. Учителя, привлекаемые к руководству занятиями, трудом  учащихся на УОУ, обучают их правильным и безопасным приемам работы, обеспечивают соблюдение школьниками правил техники безопасности и санитарно -гигиенического режима, а также осуществляют надзор  за исправным состоянием  и безопасной эксплуатацией оборудования, инвентаря.

Основные формы деятельности. 

Учебно-исследовательская и опытническая работа.
1). Опытнический отдел участка имеет большое воспитательное значение.
2). Школьники учатся управлять ростом растений, наблюдают за их развитием, анализируют влияние различных факторов на урожайность растений. Опыты проводятся со всеми возделываемыми культурами. Тематика опытов самая разнообразная. Все темы доступны для детей разных возрастных групп, связаны со школьной программой, развивают кругозор и интерес к растениеводству у учащихся.

В этом году на участке были заложены и проведены опыты:
   - Влияние прореживания на урожайность моркови;
- Влияние прищипывания на сроки цветения и плодоношения пасленовых.
В течение года велась также исследовательская деятельность учащимися, было подготовлено и представлено на научно-практические конференции 18 тематических доклада естественно-экологического содержания. Освоив метод проектов, ребятами разработаны проекты озеленения пришкольного участка, бизнес-проект школьной теплицы, изучены элементы современного флористического дизайна территории. Данные исследования будут использованы в оформлении территории школы весной 2013 года.

Эколого-просветительская деятельность
1). В настоящее время как никогда прежде требуется широкая экологизация всего учебно-воспитательного процесса. Учащиеся должны знать, ясно представлять строение и функционирование природы, ее основных частей, знать о взаимоотношениях между природными компонентами и поэтому существенную помощь в этом оказывает экологический отдел.
2). Растительность на участке представлена различными жизненными формами: деревьями, кустарниками, травами. Культурные формы растений представлены однолетними, многолетними, двулетними, как правило, овощами.
3). Химические средства борьбы с вредителями и болезнями на участке не применяются.
4). Для подкормок и удобрений участка используются органические удобрения (золу, компост, зеленые удобрения). Вся продукция, выращенная на участке экологически чистая.

Характеристика учебно-опытного участка школы
Учебно-опытный участок - – это лаборатория биологии под открытым небом, в которой проводятся многие уроки и практические занятия по биологии и сельскохозяйственному труду, работа кружка юннатов и другая внеклассная работа. УОУ является основным источником для заготовки коллекции и раздаточного материала для кабинета биологии, исследовательские опытнические работы в соответствии с тематикой, организация дополнительного питания учащихся за счет выращенной сельскохозяйственной продукции на УОУ.
Организация работы на опытных участках нацелена на углубление знаний по биологии, развитие интереса к природе, ведение натуралистической работы, изучение технологии посадки и выращивания растении, а также на экологическое воспитание.
Учебно-опытный участок база опытнической работы учащихся. Здесь дети закрепляют, расширяют и углубляют знания по биологии и по труду, познают растительные организмы, овладевают методом управления ростом и развитием растений. У учащихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают начатое дело всегда доводить до конца.
Мы принимаем активное участие в озеленении родного села. Силами наших учеников, преподавателей и при поддержке Таскалинского аульного акимата, школьный участок и примыкающие к нему территории превращены в зелёный оазис.
Вот уже много лет выпускники нашей школы сажают деревья во внутренней части территории школы.
Для учебно-опытной работы в нашей школе отведен в постоянное пользование земельный участок площадью 0,6 га земли. Большую площадь занимают многолетние насаждения. Участок хорошо освещен солнцем, имеет водоснабжение, собственный открытый колодец. Он примыкает непосредственно к зданию школы, это дает возможность к лучшему переходу учащихся на участок для выполнения практических работ.
На таком учебно-опытном участке при правильной планировке можно успешно проводить практические занятия по биологии. В соответствии с учебно-воспитательными задачами на участке имеются следующие отделы: начальных классов, овощных культур открытого грунта, плодово-ягодных культур, биологический, цветочно-декоративный, дендрологический, экологический, беседка, производственный. В этих отделах учащиеся выращивают различные сельскохозяйственные, цветочно-декоративные, дикие растения и ставят с ними опыты.
Участок хорошо огорожен со всех сторон. Вдоль ограды посажены деревья и декоративные кустарники.
Обеспеченность водопроводной водой плохая, однако администрация школа приложила организационные и материальный усилия для организации водоснабжения школой из открытого колодца: закуплены водяные гидровакуумный насос, шланги, осушествлены очистка и заглубление колодца. Воду из шланга для полива подаем непосредственно на отделы участка, а оттуда разливаем ведрами, лейкой.
На участке имеются беседка «Летний «зеленый класс», помещение для хранения инвентаря и оборудования. УОУ отвечает учебным, агротехническим и эстетическим требованиям.
 
Материально-техническое обеспечение УОУ


Имеются следующий        инвентарь:

Штук


Имеются следующий инвентарь:

Штук

1
Лопаты
5 шт
8
Мотыги
4 шт

2
Грабли
4 шт
9
Ведра
6 шт

3
Вилы
2 шт
10
Лейки
2 шт

4
Носилки
1 шт
11
Перчатки
20 шт

5
Секатор
2 шт
12
Садовые ножи
-

6
Опрыскиватель
-
13
Пила
2 шт

7
Шланг
50 м
14
Посадочные ящики
8 шт

 
Соблюдение требований техники безопасности и охраны труда.
       Во время работы на УОУ соблюдаются правила техники безопасности. При организации работы учитываются возрастные особенности школьников. Случаев травматизма из-за нарушения охраны и безопасности труда на УОУ не наблюдалось.
     Представляем инструкцию по технике безопасности при выполнении работ на УОУ, утвержденную директором школы.
 
I.Общие требования безопасности.
Инструкция составлена на основании Положения об учебно-опытном участке общеобразовательных учреждений,
1.2. К работе на учебно-опытных, пришкольных участках допускаются ученики с IV по IX классы прошедшие вводный  инструктаж по охране труда, первичный инструктаж на рабочем месте и годные к выполнению данных работ по состоянию здоровья.
1.3. Учащиеся, должны быть ознакомлены и соблюдать правила трудового распорядка, правила поведения и требования  настоящей инструкции.
1.4. Продолжительность работы строго регламентируется:
для учащихся 4 - 5 классов –2 часа, 6 – 8 классы – до 2,5 часа, с 9 класса – до 3 часов. После каждых 45 минут работы устраивается двадцатиминутный перерыв.
1.5. При работе на пришкольном участке возможны опасные факторы:
- повышенная температура;
- влажность;
- режущие и колющие части инструментов.
1.6. К проведению работ не допускаются учащиеся без специальной  одежды и специальной обуви. Запрещается работать в  открытой обуви, в обуви на высоких каблуках, босиком.
1.7. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, учащийся должен немедленно сообщить руководителю работ, который должен оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача и доложить руководителю учреждения.
II. Требования безопасности перед началом работ.
2.1. В целях обеспечения безопасности при работе ручным  инструментом педагог должен знакомить учащихся с правилами и приемами работы путем показа безопасных  приёмов.
2.2. Ручки и рукоятки ручного инструмента должны быть хорошо обработаны, не иметь трещин, выщерби, сколов, которые  могут   поранить руки.
III. Требования безопасности во время работ.
3.1. Использовать инструменты по назначению.
3.2. Переносить заостренные сельскохозяйственные орудия (лопаты, грабли, вилы) в вертикальном положении, рабочей частью вниз.
3.3. При вскапывании участка лопатой необходимо попеременно работать правой и левой ногой (5минут)  во избежание искривления позвоночника.
3.4. При переносе тяжестей равномерно распределять нагрузку на руки.
3.5. При прополке грядок работать в перчатках.
3.6. Запрещается выполнять работы по опрыскиванию растений ядохимикатами. На обработанной ядохимикатами участок дети допускаются по истечении 5 суток.
3.7. Запрещается употребление немытых корнеплодов, овощей, фруктов и ягод.
3.8. Запрещается учащимся 4-6 классов работать садовым ножом.
3.9. В перерыве или во время отдыха запрещается складывать мотыги заостренной частью вверх или набок, а грабли зубьями вверх.
3.10. Запрещается во время отдыха садиться или ложиться на землю.

IV.Требования безопасности по окончании работ.
4.1.   После работы инструменты должны быть очищены от земли
и сложены в условленном месте.
4.2.   Вымыть руки с мылом, привести одежду в порядок.



Экологическое состояние учебно-опытного участка.
    УОУ огорожен со всех сторон, вокруг посажены деревья и кустарники: высажено 50 сажанцев шиповника, 20 тополей, 20 вязей. Школьное здание расположено в середине УОУ. С двух сторон перед входом в школу высажены декоративный шиповник, который образует очень красивую, своеобразную живую изгородь.
      Перед школой разбиты цветники.
 Школьный дендрарий составляет 0,4 га площади, на котором высажены сосна, ирга, вяз, тополь, боярышник, шиповник.
      
Организация работы на участке
План работы на УОУ как составная часть плана учебно-воспитательной работы школы рассматривался на педагогическом совете и утверждается директором школы.
Составляется тематический план опытной работы на участке, размещение опытных делянок для работы по классам и график работы учащихся в летний период. До окончания учебного года (за 2 недели) вывешивается график дежурства ребят на участке, где указывается Ф.И.О., класс, время, срок работы.
Опытническую работу ведут особые звенья, где состоят учащиеся с 5 по 9 класс в звене не менее 6 человек. А те ребята, которые приходят на дежурство тоже ведут уход за посевами, знакомятся с методикой опыта. За ведением наблюдений, учетом, за порядок в дневнике отвечают члены звена.

Особенности организации работы.
    В большинстве городских школ с каждым годом уменьшается количество учащихся, обрабатывать пришкольный участок становится все труднее. Поэтому должна изменяться и организация работы на участке, методика проведения опытов. К работе привлекается весь персонал школы, а также помощь оказывают родители учащихся. Во время отпуска учителя-биолога работой учащихся руководят учителя по специально составленному графику.






График прохождения летней полевой практики на пришкольном участке учеников ГУ СОШ им.С.Жаксыгулова  на 2011 – 2012  учебный год


















Примерный перечень основных сезонных работ на 2011-2012 уч. год.
  Месяц

Примерный перечень основных сезонных работ


ДЕКАБРЬ
1
Ремонтируют сельскохозяйственный инвентарь;


2
Разбирают и приобретают недостающие семена;


3
Составляют на будущий год план посева овощных культур. Продумывают их размещение и чередование, сроки посевов.

ЯНВАРЬ
«Январьсередина зимы, он весне дедушка».
1
Продолжают начатый ремонт орудий труда.


2
Изготовляют маркеры, рассадные ящики. Заготавливают питательные горшки, бумажные стаканчики для посева овощных культур.


3
Пополняют семенные запасы. Начинают готовить семена для весеннего посева (оценивают всхожесть, сортируют, обеззараживают от вредителей и болезней, промораживают и т.д.).










ФЕВРАЛЬ
«Февраль богат снегом, апрель водою».

1
Завершают работы по ремонту и изготовлению орудий труда.


2
Проводят снегозадержание.


3
Осматривают семенники - двухлетки моркови, свеклы, капусты и других овощных культур. Песок, где хранится морковь, начинает сохнуть его слегка увлажняют.


4
С 10 февраля до конца месяца сеют семена перца и баклажанов на рассаду. За 34 дня до этого их замачивают во влажной салфетке. Посев производят в бороздки, расстояние между которыми 5-6 см, глубина 1 см, промежуток между семенами 1,5-2 см.
Размещают посевы в теплом помещении с температурой не ниже +20°С. До всходов каждые 3-4 дня их опрыскивают теплой водой. Всходы появляются через 1015 дней. Через 35 дней растения пикируют в горшочки размером 10х10 см.


5
В это же время сеют в ящики на рассаду высоко рослые и среднерослые томаты. Семена сеют 8 бороздки, расстояние между которыми 5 см на глубину 1 см. Каждые 3-4 дня посевы поливают теплой водой. Через 40 дней после всхода растений их пикируют в горшочки 10х10 см. Все это время рассаду содержат на светлом и прохладном подоконнике при температуре днем 15-17°, а ночью 13-14°С. Во избежание вытягивания растения реже поливают, конечно, если всходы крепкие.


6
В течение всего месяца сеют семена на рассаду.






МАРТ
«Февраль воду подпустит, март подберет».













МАРТ
«Февраль воду подпустит, март подберет».
1
Уточняют правильность размещения овощей на грядках с учетом предшественников и сочетаемости посевов. Определяют схемы посева или посадки овощных культур. Рассчитывают сроки посева семян на рассаду, еще не высаженных овощных культур, исходя из времени высадки в грунт.


2
В первой декаде месяца (с 1 по 10) сеют на рассаду лук-порей и лук чернушку для получения за одно лето лука-репки. Семена замачивают на сутки в воде, затем 3-4 суток держат во влажной ткани до полного набухания. Сеют их в ящики высотой 8-10 см, оставляя между бороздками 7 см. Посев проводят на глубину 1-1,5 мс расстоянием между семенами 1 см. Поливают умеренно.


3
С 1 по 20 марта производят посев на рассаду низкорослых томатов для открытого грунта, предварительно отобрав крупные, наполненные, без пятен и травм семена. Технология проращивания этих семян такая же, как и у высокорослых томатов. Весь период выращивания рассады следят за соблюдением температурного режима и умеренной влажностью почв.


4
С 20 по 25 марта производят посев семян ранних сортов белокочанной капусты. Их прогревают в горячей (4550°С) воде 10 мин. Почвенную смесь из торфа и дерновой земли насыпают в ящик слоем не больше 5 см. Посев производят в бороздки, расстояние между которыми 3 см, глубина посева 1 см, а промежуток между семенами 11,5 см. Перед посевом почву поливают. Через 3-4 дня после появления всходов ящик размещают в холодном и светлом месте, где температура ночью 78, а днем 1012°С. Растения пикируют через 12 дней после появления всходов в горшочки размером 8х8 см, углубляя в землю до семядольных листочков. Через двое суток после пикировки рассаду вновь подвергают закалке.


5
С 25 марта до середины апреля высевают на рассаду среднепоздние сорта белокочанной капусты, а также цветной, кольраби, брокколи, краснокочанной.


6
В конце марта очищают от снега участки под ранние зеленные культуры для скорейшего оттаивания почвы и прогревания и укрывают их старой пленкой.


7
2025 марта в пленочные укрытия высевают редис, шпинат, салат, укроп, высаживают лук репчатый на зеленое перо. Если почва не оттаяла, то посев присыпают торфом или талой землей и закрывают пленкой.












АПРЕЛЬ
«Апрель всех напоит.
С апреля земля преет»



































АПРЕЛЬ
«Апрель всех напоит.
С апреля земля преет»



















1
Продолжают уход за растениями, посаженными на рассаду.


2
Пришла пора подготовки почвы и посева ранних овощных культур.


3
С первых чисел апреля начинают яровизацию на свету клубней картофеля. Отбирают здоровые картофелины и раскладывают их на свету (на полу, подоконнике) в один слой или насыпают в узкие пленочные пакеты с отверстиями и размещают на свету, подвесив или поставив вертикально и периодически поворачивая разными сторонами к свету. Ко времени посадки на клубнях образуются толстые короткие ростки, что обеспечивает ранние и дружные всходы. Крупные картофелины режут на часы, оставляя на долях по нескольку глазков. Срезы присыпают мелом, зубным порошком или золой или за их неимением просто подсушивают на воздухе и только после этого помещают в пленочный пакет.


4
С 10 по 20 апреля сеют на рассаду по нескольку семян в каждую лунку кабачков, тыквы и патиссонов.


5
С 25 апреля сеют репу и редьку для получения раннего урожая. Редьку сеют квадратно-гнездовым способом 35х35 см на глубину 1 см по 34 семечка в лунку с последующим прореживанием. Поливают посев умеренно. Репу сеют из расчета 10х15 см на  глубину 1 см также по 34 семечка в каждую лунку. Следят за влажностью почвы, не допуская подсыхания, чтобы растения не пошли в стрелку. Почву рыхлят. Растения окучивают.


6
С 25 апреля готовят почву под яровой чеснок. Вносят перегной, компост, древесную золу. Грядку перекапывают на глубину 2025 см., програбливают, поливают и оставляют до посадки, которую производят в начале мая (с 1 по  25).


7
Семена моркови прогревают в течение 15 мин. в воде при температуре примерно 50°С. После этого их замачивают во влажной ткани 23 суток и затем в мокрой тряпочке помещают до посева в холодильник. Непосредственно перед посевом их в течение 1015 мин. слегка подсушивают, но не на солнце. Между бороздками оставляют 20 см. Перед посевом почву поливают горячим раствором перманганата калия красного цвета. Семена сеют не густо и после всходов сразу прореживают.


8
Готовят к посадке луксевок. Прежде всего луковицы сортируют на мелкие (до 1см), нормальные (11,5смы) и крупные (3 см и более). Затем их прогревают, держа при температуре 1820°С в сухом помещении. За неделю до посадки раскладывают в более теплом месте (3035°С), что поможет уберечь лук от стрелкования.После этого луковицы замачивают в растворе соли (2 ст. л. на 5 л воды) в течение суток. Затем их промывают в растворе перманганата калия (красного цвета) и высаживают: мелкие и нормальные в первых числах, крупные в середине мая, иначе лук пойдет в стрелку.


9
Определяют готовность почвы к обработке. Берут в руки ком земли из верхнего слоя (1012 см), сжимают и бросают с высоты 1,5 м. Если он при падении легко рассыпается почва пересохла; если нет еще не поспела; а если ком при падении разваливается на куски время приступать к обработке.
Посев начинают сразу же после обработки почвы, поскольку семенам требуется влага. Не зря в народе говорят: «Севу есть своя пора: сей пока земля сыра». Как показывает практика, промежуток между обработкой и посевом даже несколько часов ведет к тому, что почва теряет значительное количество драгоценной влаги.
Посевы прикатывают (для обеспечения контакта семян с влажной почвой) и мульчируют (прикрывают слоем перегноя или торфа). Мульча сберегает влагу в почве, улучшает деятельность микроорганизмов, способствует дружным всходам.


10
С 15 по 20 апреля сеют семена огурцов на рассаду для открытого грунта, которую выращивают на подоконнике 2527 дней. В этот же период (с15 по 20) производят первый посев редиса в открытый грунт. Для грядки выбирают открытое солнечное место. В почву добавляют перегной иди компост. При  посеве оставляют между бороздками 15 см, на воздухе и только после этого помещают в пленочный пакет.


11
С 2025 апреля на солнечном безветренном месте готовят теплую грядку из растительных отходов под огурцы. Используют для этого листья, опилки, стружки, резаную солому и т. д. Размеры грядки 7080 см в ширину и 5060 см по высоте. Сверху слоем 1215 см насыпают почвенную смесь из дерновой земли, навозного перегноя, перепревших древесных опилок. добавляют минеральные удобрения, древесную золу.


12
С 10 по 20 апреля сеют на рассаду кабачки, тыквы и патиссоны по нескольку семян в каждую лунку.


13
20-25 апреля время сева в открытом грунте холодостойких овощных культур: моркови, петрушки, сельдерея, лука, салата, шпината, укропа, щавеля.


14
Проводят подкормку и рыхление междурядий многолетних овощных культур. Разутепляют и перелопачивают компостную землю, которая понадобится при посеве. Очищают овощной отдел участка от прошлогодних опавших листьев и мусора.


МАЙ
«Пришел
май
только
успевай да
не зевай».























МАЙ
«Пришел май только успевай да не зевай».





1
Появляются всходы ранних овощных культур. В случае образования на поверхности почвы корки ее мотыжат.


2
В первой пятидневке мая высаживают яровой чеснок, оставляя между рядками 20, а между зубками 68 см и заделывая их на глубину 23 см. Посадку производят во влажную почву.


3
В первой декаде мая (с 1 по 10) завершают высадку ранней горшечной рассады белокочанной и брюссельской капусты в открытый грунт: до 15го высаживают рассаду кабачков, тыквы, патиссонов. до середины июня рассаду прикрывают пленкой.


4
В этот же период высаживают на грядки предварительно подготовленный луксевок для получения лукарепки. Грядку под него удобряют перепревшим навозом, рыхлят на глубину 1012 см. Луковицы заделывают на глубину 2 см с расстоянием 810 см одна от другой. Между бороздками оставляют 20 см.В маеиюне полив производят регулярно раз в неделю, в июле раз в 10 дней, регулируя его в зависимости от погоды. В конце июля за 20 дней до уборки урожая полив прекращают вовсе.


5
К 20 мая заканчивают посев семян моркови, редиса, лука репчатого, петрушки, свеклы, репы и редьки (для летнего употребления).Принимают меры к защите овощных от вредителей. Против крестоцветных блошек, морковной и капустной мухи, тли делянки посыпают табачной пылью, смешанной с золой. для этого на 1 ч. табачной пыли берут 2 ч. золы. Грядку опыляют 23 раза с интервалом в неделю, предварительно смочив растения водой. С этой же целью применяют порошок из пижмы, сухих листьев чистотела. для этого высушенные в тени цветочные корзинки пижмы (листья чистотела) растирают в ступке.


6
С 10 по 15 мая при среднесуточной температуре воздуха 10°С высаживают картофель, иначе в холодной земле клубни загниют. При посадке между ними оставляют 2530 см, а между рядами 60 см. Заделывают клубни на глубину 810 см, добавляя в лунку 2 ст. л. древесной золы, 1 ч. л. суперфосфата (размельченного) и 1 ч. л. нитрофоски. Все это перемешивают с землей. Через неделю почву рыхлят, помогая скорейшему появлению всходов, удаляют сорняки.


7
С середины месяца высаживают рассаду средней поздней белокочанной капусты, а также цветной, краснокочанной, кольраби. Сеют листовой и кочанный салат в открытый грунт. В это же время высаживают рассаду или сеют семена мелиссы, базилика и других теплолюбивых зеленных культур, а также корневища хрена. Проводят предпосевную обработку делянок под позднеспелые сорта капусты, теплолюбивые культуры.


8
В первой декаде мая в теплицу на постоянное место высаживают рассаду высокорослых томатов февральского посева. Сажают ее из расчета три растения на 1 кв.м. Формируют один главный стебель и оставляют на нем 78 плодовых кистей. Растения подвязывают шпагатом и проволокой.


9
В середине месяца в открытый грунт высаживают рассаду низкорослых томатов мартовского посева. Формируют их в один или три стебля. На кусте оставляют по 45 плодовых кистей. После посадки растения прикрывают пленкой. Проверяют их приживаемость и проводят подсадку рассады взамен слабых и погибших.


10
С 25 мая и до конца месяца сеют в открыт грунт огурцы, тыкву, кабачки, патиссоны, фасоль. Посев производят в хорошо подготовленную почву разрыхленную граблями и с тщательно выбранными сорняками.


11
Калиброванные семена огурца перед посевом в течение 2-3 ч прогревают при температуре 5060°с, что способствует ускорению образования на растениях женских цветков. Закалка проросших семян в течение 12 суток на леднике (в холодильнике) при 01°С повышает устойчивость растений к пониженным температурам.


12
Весенний полив огурца является мерой борьбы с утренними заморозками. Первые поливы проводят малыми нормами. Огурцы и редис поливают раз в дватри дня, а в жаркую погоду ежедневно. Два раза в неделю обильно поливают раннюю белокочанную и цветную капусту, совмещая полив с органическими и минеральными подкормками, а также зеленные и все рассадные. После каждого полива или дождя рыхлят почву в междурядьях, что препятствует образованию корки и создает благоприятный воздушный режим для растений.


13
С середины мая начинают уборку ранних зеленных: лука-батуна, щавеля, салата, редиса, ревеня. Уборку проводят в ранние утренние или вечерние часы, чтобы зелень не потеряла свежесть. Убранные растения укладывают в ящики и укрывают от солнца.


14
После 5 мая повторно сеют редис.с 5 по 15 мая сеют свеклу, морковь для зимнего употребления. Семена свеклы перед посевом обеззараживают, замачивают на 12 ч в растворе борной кислоты (на 1 л теплой воды берут 1,5 г (на кончике ножа) и предварительно растворяют ее в небольшом количестве кипятка).




ИЮНЬ
«Пришел июнь разноцвет, от работы отбоя нет».
























ИЮНЬ
«Пришел июнь разно цвет, от работы отбоя нет».

















ИЮНЬ
«Пришел июнь разно цвет, от работы отбоя нет».
1
В первой декаде (с 1 по 10) завершают высадку 6570дневной рассады томата и 2530дневной огурца. Продолжают высаживать рассаду поздней белокочанной капусты. В открытый грунт высаживают рассаду баклажанов, перцев с цветочными бутонами. Чтобы рост растений был интенсивным, полив производят теплой водой (30°с).


2
Сеют лукбатун, щавель, редьку, укроп, салат.


3
Проводят профилактическую обработку посевов против вредителей и болезней. Окашивают межи, пустыри, придорожные участки, чтобы не допустить цветения и созревания семян сорных растений.


4
В начале июня, как правило, наблюдаются похолодания до 5° С. Приходится принимать меры к спасению растений, высаженных в открытый грунт. С этой  целью:
перед похолоданием, вечером, грядки поливают теплой водой
(35°С) из расчета 34 л на кв. метр;
высаженную рассаду или расходы овощей (огурца, томата,
кабачка, тыквы, капусты и др.) укрывают от холода колпаком из газет;
Если все же растения частично погибают, производят подсев, предварительно проращенными семенами, хотя и говорят: «Пересев, хуже недосева».


5
Столовые корнеплоды в начале вегетации рыхлят сначала мелко (на 35 см), но затем глубину рыхления увеличивают до 1214 см. Капусту, томат, огурец, наоборот, сначала рыхлят глубоко, а по мере развития корневой системы глубину рыхления уменьшают. При необходимости беглой прополки ее проводят незамедлительно. пока сорные растения не разрослись. В середине месяца прореживают столовые корнеплоды, так как в это время начинается их усиленное нарастание. Прореживание способствует быстрому формированию корнеплодов, луковиц, а у листовых овощей розеток. Опоздание с этим снижает урожай.


6
Первое прореживание моркови, столовой свеклы, петрушки, репы, лукачернушки проводят с появлением 1-2-х настоящих листьев. Между растениями оставляют расстояние 1-2 см в ряду. Перед прореживанием и после него выполняют полив мелким дождеванием. Второе прореживание совпадает обычно с выборкой молодых корнеплодов и луковиц с листьями  4-5 см, свеклы и репы 8-10 см, пастернака 6, редьки зимних сортов -13-15 см.Морковь прореживают только вечером после очередного полива. Для исчезновения морковного запаха, привлекающего морковную муху, грядки опудривают молотым черным или красным перцем.


7
В июне интенсивный полив овощных растений раз в 710 дней совмещают с подкормкой коровяком или птичьим пометом, разбавленным соответственно в 8 и 12 раз. Это особенно важно для ранней бело кочанной и цветной капусты. Проводят подкорневую подкормку цветной капусты бором или молибденом (из расчета 23 г борной кислоты или молибдена аммония на 10 л воды). После появления 67 хорошо развитых листьев растения окучивают. Если головки капусты имеют желто-синий оттенок, повторяют подкормку теми же микроэлементами и в той же концентрации. Цветная капуста не выносит перепадов с подачей влаги. Она формирует хорошую головку лишь при наличии 1620 листьев.


8
При достижении растениями картофеля высоты 1012 см их окучивают. Междурядья рыхлят после каждого дождя и полива. При необходимости второго окучивания его проводят не позднее начала массовой бутонизации растений.


9
Для всех корнеплодов влага в почве особенно необходима в первый период вегетации и в начале их формирования. Позднее корни их глубоко проникают в почву и растения используют влагу нижних слоев земли. Посевы важно поддерживать чистыми от сорняков, а междурядья е рыхлом состоянии, тогда поливать растения можно реже. Если почва была недостаточно заправлена удобрениями (это видно по слабому развитию и бледной окраске растений), проводят подкормку минеральными удобрениями и коровяком. После дождя или хорошего полива минеральные удобрения вносят вдоль рядков и сразу проводят рыхление междурядий.


10
Начинают массовую уборку зеленных и ранних овощей подзимних посевов: щавеля, лука-батуна редиса, салата, укропа. Освободившиеся после уборки зеленных площади занимают повторными культурами кабачком, томатом и др.Убирают первый урожай ранней белокочанной капусты, пучковую морковь, свеклу, проводят срезку листьев петрушки подзимнего посева.Ставят опору к гороху, подвязывают к опорам помидоры


11
Июнь лучшее время для накопления органических удобрений и закладки компостов. Для сборного компоста используют сорняки (до обсеменения) и остатки здоровых растений (пораженные болезнями сжигают), а также сухие листья, опилки и прочие хозяйственные отходы.







ИЮЛЬ
«Июль макушка лета: устали не знает, все прибирает!»




























ИЮЛЬ
«Июль макушка лета: устали не знает, все прибирает!»

























ИЮЛЬ

1
Неотложная работа в этом месяце борьба с сорняками.  Не зря бытует пословица: «Сорная трава хорошо растет. Сорняки зачастую опережают в росте овощные культуры. Поэтому повторную ручную прополку проводят незамедлительно, поскольку через неделю на нее потребуется втрое больше сил и времени. Кроме того, культурным растениям будет нанесен непоправимый ущерб от угнетения их сорняками, а также от повреждения корневой системы при выдергивании мощных сорняков, которые уже нельзя будет оставить в междурядьях для «солнечной сушки».


2
В июле овощные растения особенно нуждаются в регулярных поливах (ежедневно или через день) и еженедельных подкормках, совмещаемых с поливом. Если у огурцов плети тонкие, а листья мелкие, бледные, увеличивают дозу азотных удобрений. При сильном росте плетей и листьев и задержке плодоношения ее уменьшают, а фосфора и калия увеличивают.


3
В середине лета обязательны подкормки овощных растений, особенно капусты, минеральными и органическими удобрениями. Наиболее эффективны они в сочетании с вечерними поливами, что снижает опасность ожогов растений и в 23 раза сокращает время поступления питательных элементов к их корням.


4
Холодные ночи, полив холодной водой, несоблюдение севооборота (посев огурцов после огурцов), использование старой пленки часто приводит к грибковым заболеваниям. На растениях появляется мучнистая роса в виде беловатого налета сначала на верхней стороне листьев, а затем на нижней. При сильном поражении листья засыхают и растения погибают. Грибница сохраняется в почве 67 лет, поэтому профилактические меры необходимо применять постоянно. В период цветения и плодоношения растения опрыскивают, настаем коровяка: 1 л его разводят в ведре воды, процеживают и добавляют 1 ч.л. мочевины. Листья огурца смачивают этим раствором с обеих сторон. Против мучнистой росы используют также настой из навозной жижи или сенной трухи: 1 ч навозной жижи или сенной трухи заливают 3 ч воды и настаивают в течение 3-х суток. Перед употреблением разбавляют в три раза водой и процеживают. Этот раствор применяют на всех растениях, поврёжденных мучнистой росой. Большое значение в борьбе с нею имеет правильное чередование культур и посадка их на солнечных, хорошо продуваемых местах. Приносят свои результаты и частые рыхления почвы, прополка и другие агротехнические мероприятия.


5
Огурцы, кабачки, тыкву и прочие овощные растения повреждает тля. Против нее используют опрыскивание растений следующими растворами:
1) полведра луковой шелухи заливают кипятком, добавляют 1 ст. л. жидкого мыла, 1 ст. древесной золы и оставляют на сутки. Затем раствор процеживают. Опрыскивание начинают от нижней части растения к верхней, а потом наоборот. После чего почву разрыхляют на глубину 1 см, чтобы упавшие вредители смешались с землей: тогда они не смогут повторно забраться на растения;
Перед опрыскиванием снимают плоды.


6
В уходе за томатом главное ускорить созревание плодов и уберечь их от загнивания. Для этого продолжают удалять появляющиеся пасынки; не позже 510 августа прищипывают верхушки всех плодоносящих побегов и удаляют цветочные кисти, на которых плоды не успеют сформироваться, что значительно задержит вызревание уже завязавшихся. На каждом кусте оставляют не более 45 плодовых кистей. Особенно важна прищипка высокорослых сортов, плоды которых предназначены на семена. У низкорослых сортов для ускорения созревания плодов наряду с прищипкой верхушек практикуют обрезку сухих желтых листьев, а кисти с плодами «выворачивают» к солнцу.


7
Обрезают лишние плети тыквы.


8
Продолжают уборку зеленных, пучковой моркови, проводят первую срезку листьев петрушки ранневесеннего посева и вторую подзимнего.


9
Пришла пора сбора плодов огурца, томатов, кабачка, высаженных рассадой, а также редиса, зелени, ранней моркови, репы, ранней капусты и других овощей.


10
С 20 июля по 1 августа в сухую солнечную погоду убирают урожай озимого чеснока, выкапывая его вместе с ботвой. После чего отряхивают головки от земли и оставляют их на грядке подсохнуть. Затем обрезают корни, листья (оставляя пенек в 2-3 см) и подвешивают для просушивания в течение 2-х недель. По окончании просушивания часть чеснока отбирают для посадки под зиму. Остальной для употребления.


11
Проводят работы по прочистке семенных участков овощных культур.


·