Педагогическая помощь учащимся с пониженной мотивацией


Ученики с низкой мотивацией к учебе нуждаются в особом внимании. В противном случае они навсегда могут остаться в категории запущенных и в дальнейшем они не смогут самоопределиться и реализовать себя в жизни в должной степени. По моим наблюдениям , существует такая причинно-следственная связь: возникает мотивация, то и выявляются умственные способности у тех детей, которых мы считали в учебе безнадежными
В среднем такие ученики составляют примерно 15-20%
Причины низкой мотивации: социальные, физические и психологические.
Существует оптимальная система мер по оказанию помощи школьнику, имеющему низкую мотивацию. С целью преодоления пробелов в знаниях, умениях и навыках система должна включать следующие виды деятельности:
1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения упражнений для ликвидации пробелов, устранению типичных ошибок). Здесь я даю тесты за 5класс (Айрапетян Р., Даниловой Д.)
2. Стимулирование (поощрения, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
3. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий. Активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.)
4.Различные формы взаимопомощи, инструктируя соответствующим образом и неуспевающего ученика, и ученика, который будет с ним заниматься.
Здесь у нас излюбленный прием –игра в учителя у доски. Образуются пары: Пяк К. и Корсакова Л. Катя дает задание, Лена выполняет задачи, примеры по математике или упражнения по русскому языку. Это, как правило, увлекает и стимулирует к учебной деятельности.
При большой запущенности программного материала я сама провожу дополнительные занятия с учеником.
Важным моментом в такой работе является обращение к материалам ОГЭ.
Нередко у учеников со слабой мотивацией к учебе можно заметить недоумение: «Зачем мне, троечнику, выделять причастные обороты?» Тогда , считаю уместным сказать о том, что данная тема послужит основой для усвоения обособленных членов предложения. А это задание 9 ОГЭ.
Таким образом, с постановкой цели появляется заинтересованность к учебе.
Виды работ со слабоуспевающими учениками
• Карточки для индивидуальной работы.
• Задания с выбором ответа, на нахождение ошибок в тексте.
• Деформированные задания.
• Карточки - тренажеры.
• Творческие задания.
• Карточки-с образцами решения.
Очень важно, чтобы карточки-консультации, таблицы советов, памятки, другие виды помощи должны быть подобраны так, чтобы даже слабоуспевающие учащиеся проявляли максимум самостоятельности и имели реальную возможность развития.
Общие правила обучения, способствующие росту внутренней мотивации
1. Верить в способности «слабоуспевающего» ученика и стараться передать ему эту веру.
2. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще нужно предлагать им однотипные задания
3. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми.
4.Необходимо из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
5.В работе со «слабоуспевающими» идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
6. Общение - главная составляющая любой методики.
7.Необходимо привлекать к обучению слабых более сильных ребят
Чаще всего ребенку нужна не просто педагогическая помощь и поддержка, но и понимание, добрые и ласковые слова, которых так ему не хватает как в школе, так и дома.
В процессе основной части самоподготовки целесообразно использовать следующие методы воспитательной деятельности. Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (важно, чтобы ребёнок понимал, чем занимается, ради чего он это делает). Это эмоциональное воздействие, позитивные стимулы, поощрение, ситуация морального успеха. Главными приёмами организации самоподготовки являются: информирование, разъяснение, положительный пример, коллективная работа, практическая деятельность и укрепление веры в силы ребёнка. Вышеизложенные методы и приёмы способствуют воспитанию у ребят ответственного отношения к результатам учебного труда.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Управлять развитием детей в процессе обучения- это значит приводить их к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования. Таковы общие правила обучения для роста внутренней мотивации
Дети очень разные: одни талантливые, другие не очень. Но каждый должен самореализоваться.
В последнее время происходит рост численности населения, наблюдается высокая рождаемость, увеличивается количество малообеспеченных, неполных и неблагополучных, пьющих семей, сокращаются штатные единицы в бюджетных учреждениях и предприятиях.
21 % выпускников остается в селе, большинство из них не имеют специальности и работы.
В связи с этим в школе необходимо вести целенаправленную и систематическую работу с учащимися с низкой и средней мотивацией в учебе, чтобы выпускники могли самоопределиться и самореализоваться в жизни
Повышение мотивации слабоуспевающих учащихся через использование учителями-предметниками разнообразных форм и методов обучения и стимулирования.
выяснение причин низкой мотивации в учебе слабоуспевающих учащихся с помощью анкетирования, тестирования, диагностики, собеседование с учащимися и их родителями, с учителями-предметниками, школьным психологом, соцпедагогом;
создание индивидуальной карты школьника совместно с учителями-предметниками и самим учащимся;
составление плана работы с каждым слабоуспевающим учеником;
изучение наиболее эффективных форм и методов работы с учащимися с низкой мотивацией в учебе;
применение этих форм и методов в работе со слабоуспевающими детьми;
проведение постоянного мониторинга по выявлению изменений в мотивации;
создание портфолио каждого ученика;
изучение форм стимулирования слабоуспевающих учащихся и их поощрение по результатам мониторинга.
выяснение причин низкой мотивации в учебе слабоуспевающих учащихся с помощью анкетирования, тестирования, диагностики, собеседование с учащимися и их родителями, с учителями-предметниками, школьным психологом, соцпедагогом;
создание индивидуальной карты школьника совместно с учителями-предметниками и самим учащимся;
составление плана работы с каждым слабоуспевающим учеником;
изучение наиболее эффективных форм и методов работы с учащимися с низкой мотивацией в учебе;
применение этих форм и методов в работе со слабоуспевающими детьми;
проведение постоянного мониторинга по выявлению изменений в мотивации;
создание портфолио каждого ученика;
изучение форм стимулирования слабоуспевающих учащихся и их поощрение по результатам мониторинга.
В организационной (установочной) части самоподготовки выясняется объём домашнего задания, осуществляется выбор порядка выполнения заданий (рекомендуется начать с более трудного предмета). Необходимо проследить, чтобы дети начали подготовку с обязательного повторения правил, нашли и прочитали их в учебнике, сравнили с классной работой и лишь после этого переходили к самостоятельному выполнению письменных заданий. На этой начальной стадии самоподготовки следует использовать такие методы воспитательной деятельности, как организация деятельности и формирования опыта (учащимся необходимо научиться рациональной организации своей деятельности, чтобы работа была продуктивной, а результаты положительными). Это приучение, воспитывающие ситуации, педагогическое требование, инструктаж. Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (важно, чтобы ребёнок понимал, чем занимается, ради чего он это делает). Это эмоциональное воздействие, позитивные стимулы, поощрение, ситуация морального успеха. Главными приёмами организации самоподготовки на установочном этапе являются: информирование, разъяснение, положительный пример, коллективная работа, практическая деятельность и укрепление веры в силы ребёнка. Вышеизложенные методы и приёмы наиболее эффективны в установочной части самоподготовки. Они способствуют формированию навыков самоорганизованности и самодисциплины, а также воспитанию у ребят ответственного отношения к результатам учебного труда.
Самостоятельное выполнение домашнего задания активизирует деятельность ученика по использованию имеющихся знаний на практике, в том числе направляет её на поиск нужной информации, необходимой для успешного результата обучения.
самообразовательной работы. В процессе основной части самоподготовки целесообразно использовать следующие методы воспитательной деятельности. Метод формирования сознания (рассказ, информирование, разъяснение), метод проблемного изложения (постановка проблемы и раскрытие доказательного пути её решения), метод ориентировки и формирования качеств личности (упражнение, исходное требование). Основными приёмами на этом этапе самоподготовки являются: самостоятельная работа, поиск информации, практическая деятельность, коллективная работа, упражнение и переключение на разные виды деятельности. Данные методы и приёмы дают возможность развивать у ребят умения логически мыслить, находить простые решения сложных задач.
Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы.
В последнее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в развитии и поведении, рост количества учащихся с социальной девиацией и школьной дезадаптацией. Это вызывает у учителей сложности в организации педагогического процесса, затрудняет проведение учебно-познавательной деятельности с учениками. Во многих школах в последнее время перестали уделять должное внимание так называемым «трудным» школьникам, что приводит к педагогической запущенности и школьной дезадаптации учеников.
«Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения той или иной цели.
Чаще всего ребенку нужна не просто педагогическая помощь и поддержка, но и понимание, добрые и ласковые слова, которых так ему не хватает как в школе, так и дома.
Последнее время учителю математики приходится сталкиваться с полным отсутствием мотивации к изучению предмета и пассивным поведением на уроке у некоторых учащихся, что зачастую связано с присвоением кем-либо или самоприсвоением им таких ярлыков, как «глупый»; «безнадежный по математике»; «не разбирающийся в предмете»; «неспособный»; «не соображающий по математике» и т. п.
Главное в данной ситуации - в процессе общения показать ученику, что это не так, и объяснить, как можно преодолеть трудности, возникающие при изучении предмета, или составить совместно с ним план работы по устранению основных затруднений. Поэтому начинать работу надо с установления контакта и доверия: престать его «пилить», т.е. читать нотации; отказаться наказаний. После того как доверие достигнуто, можно начать разбираться в причинах возникшего нежелания учиться. Основной причиной может быть наличие дефектов или несформированность учебной деятельности.
процессе обучения. Обучение обязательно должно быть успешным для всех учащихся. Учитель должен помочь каждому учащемуся учиться, т.к. он сам выбрал профессию учителя. Долг учителя – средствами своего предмета предоставлять разнообразные возможности для развития личности учащихся и отмечать все их успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению обучения.
– на всех ступенях необходимо обеспечить дифференцированный подход.
Основная задача учителя математики - объяснить необходимость изучения предмета, сформировать представление о математике, попытаться выстроить коррекционную работу так, чтобы по ходу педагогического процесса исключать все сложности, возникающие у детей в процессе обучения. Обучение обязательно должно быть успешным для всех учащихся. Учитель должен помочь каждому учащемуся учиться, т.к. он сам выбрал профессию учителя. Долг учителя – средствами своего предмета предоставлять разнообразные возможности для развития личности учащихся и отмечать все их успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению обучения.
2. Ключевые моменты в организации учебного процесса со слабоуспевающими детьми
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения:
личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
Организовывать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
На уроках и дополнительных занятиях применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.
При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала, направленные на устранение ошибок: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
Многие двоечники проводят всё свободное время, а часто и учебное, за компьютером, считают себя компьютерными гениями.. Так почему бы нам этим не воспользоваться : обратить это их увлечение в нужное русло и предложить освоить новую компьютерную программу , сделать презентацию одной из тем школьной программы.
Также учителю математики, приглашая слабоуспевающих учащихся на дополнительные занятия, необходимо учитывать причины неуспешности каждого из этих учащихся . Залогом результативности таких занятий при объяснении и контроле учителя все-таки является самостоятельная работа учащихся, выполнение специальных , небольших по объему, закрепляющих домашних заданий и, естественно, введение в курс проводимой дополнительной работы родителей учащихся.
На данный момент основной проблемой учителя математики является подготовка слабоуспевающих учащихся к ГИА и ЕГЭ. Данное направление подразумевает работу с группой неуспевающих, иначе учителю будет очень трудно дифференцировать подготовку к решению задач различных уровней, если на дополнительных занятиях одновременно будет присутствовать весь класс. При подготовке к ГИА и ЕГЭ по математике учащихся, затрудняющихся в изучении предмета, необходимо уделять особое внимание:
материалов.
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику.
С целью преодоления пробелов в знаниях, умениях и навыках система должна включать следующие виды деятельности:
1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок).
2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
3. Стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий. Активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.)
При невозможности преодолеть неуспеваемость путем организации самостоятельной работы школьника следует организовать различные формы взаимопомощи, инструктируя соответствующим образом и неуспевающего ученика, и ученика, который будет с ним заниматься. При большой запущенности программного материала учитель сам проводит дополнительные занятия с учеником.
Виды работ со слабоуспевающими учениками
• Карточки для индивидуальной работы.
• Задания с выбором ответа.
• Деформированные задания.
• “Разрезные” теоремы.
• Перфокарты.
• Карточки - тренажеры.
• Творческие задания.
• Карточки-информаторы,
• Карточки-с образцами решения,
• Карточки-конспекты.
Примечание: очень важно, чтобы учителя, составляя карточки-консультации, таблицы советов, памятки, другие виды помощи, помнили: задание и оказываемая помощь должны быть подобраны так, чтобы даже слабоуспевающие учащиеся проявляли максимум самостоятельности и имели реальную возможность развития.
10 правил работы со «слабоуспевающими»
1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
2. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
3. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
4. Каждый урок - продолжение предыдущего. Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми.
5. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
6. Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.
8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.
9. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.
10. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Управлять развитием детей в процессе обучения- это значит приводить их к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования. Я перечислила сегодня общие правила обучения, способствующие росту внутренней мотивации
Даже ориентировка на "среднего" ученика в обучении математике приводит к снижению успеваемости в классе, к издержкам воспитательного характера у ряда школьников (потеря Чаще всего ребенку нужна не просто педагогическая помощь и поддержка, но и понимание, добрые и ласковые слова, которых так ему не хватает как в школе, так и дома.интереса к математике, порождение безответственности, нежелание учиться и др). Усвоение некоторого материала проходит формально, мотивация к предмету теряется из-за непонимания, и потому количество слабоуспевающих учащихся увеличивается. Зачастую детям непонятно, зачем нужно учиться решать задачи и запоминать большое количество формул, которые, по их мнению, не пригодятся в жизни. Решать данную проблему лучше сразу, с первых занятий. При знакомстве с классом необходимо провести беседу о целях изучения образовательной области «математика», а в процессе изучения нового материала стараться больше приводить примеров из реальной жизни, задач, имеющих практическое значение.
1. Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:
– в начальных классах сосредоточить усилия на всемерном развитии у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности;
– в средних классах, развивая указанные для младших школьников навыки, сделать акцент на формировании сознательной дисциплины, ответственного отношения к учению;
– средствами своего предмета предоставлять разнообразные возможности для развития личности учащихся и отмечать все их успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению обучения.
2. Мотивационная функция формирует у учащихся в процессе    
    систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности,  
    стремление применять полученные знания на практике. В результате
    появляется интерес к самообразованию, положительное отношение к
    учению
Проблемы школьной неуспеваемости волнуют всех участников педагогического процесса. Учителя, родители, школьная администрация и сами дети обеспокоены проблемой неуспешной учебы. В школе нет ни одного ребенка, который сознательно хотел бы плохо учиться. Любому ученику приятно получать хорошие оценки. Чтобы «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями необходимо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения.
ОСОБЕННОСТИ НЕУСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ 5. Несформированность произвольной сферы. Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач. 6. Конфликтные отношения со сверстниками; учителями; отказ от усилий в учебной деятельности.
ОСОБЕННОСТИ НЕУСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ 7. Низкий познавательный интерес Карательные меры (двойки, наказания и т. д.) не срабатывают Нуждается: в поддержке показа того, что он состоятелен в других видах деятельности 8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала. 9. Низкая работоспособность утомляемость истощаемость медленный темп работы
ПРИЗНАКИ ОТСТАВАНИЯ ученик не может сказать, в чем заключается трудность; не задает вопросов по существу изучаемого материала; не активен, отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, преодоление трудностей, напряжение мысли; не может дать оценки своей работе, не контролирует себя; не может воспроизвести основные понятия и определения.
№ слайда 10
Описание слайда:
УЧИТЕЛЯ: Здоровье - 60% Семейные проблемы – 32% Педагогическая запущенность детей-24% Тревожность – 18% Сложность программы- 16,5% Низкая самооценка- 16%
№ слайда 11
Описание слайда:
РОДИТЕЛИ: Неинтересное преподавание-36% Лень ребенка -32% Недостаток внимания детей -28% Отсутствие индивидуального подхода-24% Большие учебные нагрузки -24%
№ слайда 12
Описание слайда:
ПСИХОЛОГИ: Амбиции родителей по поводу способностей детей- 30% Незрелость психических функций детей -28% Недостаточный учет индивидуальных особенностей детей -28% Проблемы здоровья -20%
ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ Социальные Физиологические Психологические
ЧЕМУ УЧИТЬ? выяснить причину отставания определить действительный уровень знаний ученика “возвратить” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, образовательным стандартам
КАК УЧИТЬ? Правила, разработанные психологами: Давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку (исключить ситуацию неожиданного вопроса). Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. Разбить разнообразный, сложный материал на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения. Не заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) формировать у учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Осторожно оценивать неудачи ученика. Во время подготовки учеником ответа дать время для проверки и исправления написанного. В минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку. ПОМОЧЬ ученику!
ПУТИ УСТРАНЕНИЯ ОТСТАВАНИЯ
Дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый должен самореализоваться.
2. Мотивационная функция формирует у учащихся в процессе    
    систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности,  
    стремление применять полученные знания на практике. В результате
    появляется интерес к самообразованию, положительное отношение к
    учению.
Оказание помощи неуспевающему ученику
В процессе контроля за подготовленностью учащихся Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Использование наводящих вопросов. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
Привлечение к высказыванию предложений
Оказание помощи неуспевающему ученику.
При изложении нового материала Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
Более подробное объяснение
Оказание помощи неуспевающему ученику.
При организации самостоятельной работы Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
Разбивка заданий на дозы
Оказание помощи неуспевающему ученику.
В ходе самостоятельной работы на уроке Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.
Привлечение к высказыванию предложений
Оказание помощи неуспевающему ученику.
При изложении нового материала Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
Более подробное объяснение
Оказание помощи неуспевающему ученику.
При организации самостоятельной работы Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
Разбивка заданий на дозы
Оказание помощи неуспевающему ученику.
В ходе самостоятельной работы на уроке Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.
Описание слайда:
КАК УЧИТЬ? Правила, разработанные психологами: Давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку (исключить ситуацию неожиданного вопроса). Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. Разбить разнообразный, сложный материал на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения. Не заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) формировать у учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Осторожно оценивать неудачи ученика. Во время подготовки учеником ответа дать время для проверки и исправления написанного. В минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку. ПОМОЧЬ ученику!
Работа с учащимися, имеющими низкую мотивацию
учебно-познавательной деятельности.
1)Задача педагога – проявить у учащихся интерес к предмету, заинтересовать положительной динамикой успеха, развивать обще учебные навыки, логическое мышление, критическое мышление, воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели.
2)Для повышения познавательного интереса использую проблемные ситуации, решение задач с практическим содержанием, информационные технологии (устные интерактивные задания, решение заданий на сайте «Сдам ГИА», «Сдам ЕГЭ», онлайн тестирование, демонстрационный материал «Живая математика»), использую ситуации успеха.
3)Положительное отношение к учению формирую путём создания образовательной среды, в которой есть определённая система уроков (получения знаний, уроков - закрепления, проверочных работ, уроков - коррекции и систематизации знаний), предусмотрены консультации, пересдача неусвоенного материала, взаимопомощь, работа консультантов, зачёт в конце четверти (обязательный минимум для получения удовлетворительной оценки). Таким образом, у учащихся всегда есть возможность проявить себя, исправить положение в учёбе. Положительное отношение к учению помогает поддерживать доброжелательный, справедливый, требовательный тон общения с учащимися, основанный на взаимном уважении и дисциплине.
4)При изложении нового материала ученикам, имеющим низкую мотивацию
учебно-познавательной деятельности, всегда нужно поддерживать интерес к учебе: поощрять их, создавать ситуации успеха (попросить прокомментировать, объяснить, вычислить), опираться на наглядно-образное мышление, приводить яркие примеры. При подготовке теоретического материала им рекомендуется составлять опорный конспект, план ответа, привести свои примеры.
При отработке навыков решения даёт хороший результат «Донская технология» - РЕШИ ПРИМЕР У ДОСКИ ЕЩЁ РАЗ. Этот приём заставляет учеников следить за работой у доски вдумчиво и позволяет слабым учащимся проявить себя понимающим учеником.
На обучающих самостоятельных работах привлекаю консультантов - помощников учителя. Ими становятся ученики, решившие раньше других задание правильно.
При организации работы в парах, в группах на уроках и после урока сильному ученику даю задание обучить слабого. При успешном решении задания по теме слабым учеником положительную оценку получают оба.
При фронтальной работе интересна и полезна игра «Математический футбол», которая предусматривает предпочтение ответа слабым учеником и поддержку его всей командой. (За ответ слабым учеником команда получает максимальное число баллов)
При проведении письменных проверочных работ слабые ученики получают адресную помощь или работают индивидуально у доски под руководством учителя. На каждом уроке я стремлюсь выделить время для индивидуальной работы со слабыми учениками, так как после уроков они работают без желания и воспринимают это как наказание.
При обучении слабых учеников хороший результат даёт работа по карточкам «Реши по образцу», «Карточки коррекции знаний» (короткий справочный материал, примеры, примеры для самостоятельного решения), использование дополнительной литературы «Математика. Экспресс-подготовка» Ф.Ф. Лысенко).
Для поддержки слабоуспевающих учеников оказываю помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.), провожу дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
Обязательны стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др) и контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др).
При подготовке домашнего задания в крайнем случае разрешаю слабым ученикам разобраться в решении задач на сайтах «ГДЗ» с последующим обязательным решением у доски.
5)Для профилактики неуспеваемости использую приёмы дифференцированного обучения: объясняю всем на доступных примерах, закрепляю на уровне выше среднего. Далее сильные ученики работают у доски по очереди или самостоятельно, а со слабыми учащимися я работаю индивидуально у доски, таких учеников одновременно может быть 3-4.
Меры предупреждения неуспеваемости ученика:
1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
3. Индивидуальный подход к учащемуся.
4. Специальная система домашних заданий.
5. Усиление работы с родителями.
Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.