Развивающая психолого-педагогическая программа Веселое развитие


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ильинский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ Ильинский УВК
_____________________ И. И. Годына«_____» _______________2016 г.
Развивающая психолого-педагогическая программа
«Веселое развитие»
(для учащихся 1классов)
Автор программы: Сахнюк Наталья Владимировна – педагог-психолог
2016 г.
Весёлое развитие
С началом обучения в школе в жизни ребёнка наступает сложный и ответственный этап. Многие отечественные психологи утверждают, что первоклассники переживают психологический кризис, вызванный адаптацией к школе (И. М. Никольская, Г.Л. Бардиер, Н.В. Самоукина). Среди причин школьной дезадаптации первоклассников можно выделить несколько:
*несформированность учебной мотивации; *преобладание игрового мотива в деятельности; *несоответствие уровня развития познавательных психических процессов требованиям школьной программы; *низкий уровень развития коммуникативных способностей.
Предлагаемые ниже занятия способствуют улучшению памяти, внимания, мышления, творческих способностей, речи, коммуникативных навыков.
Занятие 1.
Основные этапы:
Знакомство – 10 мин., игра «Сочиняем сказку» - 15 мин., народная игра «Где мы были? Что мы делали?» - 25 мин.
Знакомство
Если развивающие занятия проводятся в начале учебного года или в группу входят учащиеся разных классов, то целесообразно познакомить детей друг с другом. Дети садятся в кружок. Ведущий, держа в руках маленький легкий мячик, объясняет всем, что говорить можно будет только тому, у кого в руках этот мячик. Далее следует разъяснение игры. Передавая мячик по кругу, каждый должен назвать своё имя.
После первого представления мячик снова передаётся по кругу: теперь дети, называя своё имя, повторяют имена одного или двух своих соседей по кругу. В третий раз тот, кто получил мячик, должен назвать своё имя и бросить мяч тому, чьё имя он забыл; поймавший мяч называет себя и продолжает игру таким же образом.
Игра «Сочиняем сказку»
Ведущий называет тему сказки и предлагает участникам всем вместе её сочинить. Дети садятся в круг, ведущий начинает сказку, дети по кругу её продолжают, добавляя по несколько фраз. Главная задача – не выйти за пределы темы.
Народная игра «Где мы были? Что мы делали?»
Эта игра проводится в просторной комнате или на свежем воздухе. Ведущий делит группу пополам – на тех, кто будет загадывать загадки («дети»), и тех, кто будет их отгадывать («дедушка и внучата»). Посреди комнаты проводится черта, за которую не имеют права забегать «дедушка и внучата»
«Дедушка и внучата» выстраиваются вдоль одной стены параллельно проведённой черте. Около противоположной стены ведущий помогает «детям» договориться о том, какую загадку они будут загадывать договорившись, «дети» переходят черту и хором здороваются.
- Здравствуй, дедушка-сто лет, и внучатам всем привет!
- Здравствуйте, детишки! – отвечают «дедушка и внучата». – Вы гуляли, иль играли, иль читали книжки? Где вы были? Что вы делали?
- Где мы были, не расскажем, а что делали, покажем!
Далее «дети» должны с помощью действий и жестов показать, что они делали.
Это и является той загадкой, которую должны отгадать «дедушка и внучата». Если отгадывающие правильно определили, что делали «дети», то подгруппы меняются местами. Если же «дедушка и внучата» дают ошибочный ответ, то «дети» убегают за проведённую черту и загадывают новую загадку. Ведущий должен следить за тем, чтобы одна подгруппа не выступала в одной и той же роли более 2-3 раз.
Занятие 2.
Основные этапы:
Знакомство – 5 мин., игра «Снежинки» - 15 мин., игра «Кто с кем поменялся?» - 20 мин.Знакомство
В начале второго занятия полезно повторить игру-знакомство даже при условии, что новых участников в группе нет. Это помогает детям настроиться на занятие.
Игра «Снежинки»
Игра проводится в просторной комнате. Дети свободно стоят на некотором расстоянии друг от друга. Ведущий просит их представить, что они – летящие с неба снежинки. Дети, широко раскинув руки, начинают произвольно двигаться по комнате: кто-то может кружиться, кто-то медленно перемещаться в разные стороны.
Приблизительно через одну минуту ведущий говорит: «Снежинки подлетают к земле и слипаются вместе – по две снежинки в комочке!» (3-4 и т.д.). Дети должны образовать маленькие группки, состоящие из соответствующего числа участников.
Смысл игры состоит в том, чтобы как можно быстрее образовать «снежный комок», отвечающий требованиям ведущего. Проигрывают те, кто оказался лишним или не успел пристроиться к «снежному комку». Эта игра закрепляет навыки счёта, развивает внимание, коммуникативные навыки, способствует снятию эмоционального напряжения в группе.
Игра «Кто с кем поменялся?»
Для проведения этой игры нужны вырезанные из цветного картона различные геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники, круги.
Дети сидят в кругу, ведущий рассказывает им, как называется та или иная фигура. Стоит обратить внимание детей на цвета фигур. Затем картонки раздаются участникам так, чтобы у каждого ребёнка было по одной. Далее ведущий спрашивает у детей, как называются их фигуры. Дети по кругу сообщают название и цвет своей карточки. Здесь же ребёнок говорит название и цвет фигуры соседа по кругу, отвечавшего перед ним. После этого выбирается водящий, который должен внимательно посмотреть и запомнить, у кого что было в руках. Он выходит за круг, отворачивается и громко считает до десяти, а дети в это время меняются своими картонками. Затем водящий возвращается в круг и распределяет фигуры по прежним хозяевам, проговаривая при этом название и цвет каждой, например: «Красный круг был у Тани, а зелёный треугольник – у Вовы».
Занятие 3.
Основные этапы:
Игра «Зеркало» – 5 мин., игра «Кто успел, тот и сел» - 15 мин., групповое рисование сказки - 20 мин.Игра «Зеркало»
Дети объединяются в пары: «зеркало» и смотрящий в него. После этого один из участников пары выполняет простые движения: кивает головой, разводит руки в стороны, приседает и т.п. другой должен зеркально повторить все движения первого, то есть правильно, не сбиваясь, как можно более синхронно продемонстрировать все движения своего напарника. Подобные психогимнастические упражнения особенно необходимы, если занятия с детьми проводятся сразу после уроков или выполнения домашнего задания.
Игра «Кто успел, тот и сел»
Дети становятся в круг, внутри которого стоят стулья сиденьями наружу. Стульев должно быть на один меньше, чем участников игры. По команде ведущего дети начинаю двигаться по кругу, через некоторое время ведущий внезапно хлопает в ладоши. По этому сигналу участники игры должны как можно быстрее занять любой свободный стул. Игрок, оставшийся без стула, выбывает из игры и выходит из общего круга. Из круга также убирается один стул. Игра продолжается до тех пор, пока двое игроков не разыграют последний стул.
Групповое рисование сказки
Для проведения этой развивающей игры необходимы мел (или фломастеры) и доска (вместо доски могут быть два больших планшета с бумагой). Доска делится пополам. Дети становятся в две команды. Ведущий объясняет: сейчас каждая из команд будет рисовать свою сказку, но никто не должен договариваться о том, что именно будете рисовать. Члены команд выстраиваются друг за другом перед своей частью доски. По команде ведущего дети, стоящие первыми в колонках участников, подходят к доске и начинают рисовать сказку. Через некоторое время ведущий останавливает их, они передают мел следующим игрокам, которые продолжают рисование.
Когда все дети приняли участие в рисовании сказки, стоит обсудить с ними, что именно они пытались изобразить, какую сказку они рисовали, как они догадались о том, что нужно рисовать дальше.
Занятие 4.
На этом занятии рекомендуется повторить наиболее понравившиеся детям игры, например: «Снежинки», «Кто с кем поменялся», «Где мы были? Что мы делали?».
Занятие 5.
Основные этапы:
Игра «Запомни меня» – 10 мин., игра «Как это можно использовать?» - 15 мин., игра «Дорисуй картинку» - 15 мин.Игра «Запомни меня»
Дети объединяются в пары: один игрок из пары (водящий) должен запомнить, как выглядит другой. После этого водящий отворачивается и перечисляет всё, что он запомнил (например, во что одет его напарник, какие у него глаза, волосы и т.д.). Затем дети в парах меняются ролями, выигрывает тот, кто запомнил как можно больше деталей облика партнера.
Игра «Как это можно использовать?»
Для её проведения понадобится маленький мячик. Ведущий объясняет детям, что в ходе игры говорить может только тот, у кого в руках находится мячик, а остальные в это время могут только слушать. Дети рассаживаются по кругу, ведущий предлагает для обсуждения какой-нибудь простой предмет, например, чашку. Передавая по кругу мячик, дети должны назвать различные способы использования чашки, как традиционные (в неё можно наливать воду, из неё можно пить и т.п.), так и необычные (в неё можно поставить цветы и т.п.).
Игра «Дорисуй картинку»
Для выполнения этого упражнения у каждого участника должен быть лист с незаконченными картинками. Ведущий объясняет детям, что эти картинки рисовал художник, но случайно забыл их закончить. Чтобы помочь ему, вам нужно подумать, на что похожи эти линии, и дорисовать эти картинки так, чтобы получились изображения каких-нибудь предметов.
Когда дети закончат рисовать, следует обсудить с ними, что именно нарисовал каждый из них, какую картинку было легче всего дорисовать, а над какой пришлось подумать.
Занятие 6.
Основные этапы:
Игра «Зеркало» – 10 мин., игра в слова - 10 мин., упражнение «Пишущая машинка» - 20 мин.Игра «Зеркало» (см. в занятии 3)
Игра в слова
Дети садятся в круг. Ведущий произносит какое-нибудь слово и при этом передаёт мячик ребёнку, сидящему слева. Тот придумывает слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова, и передаёт мячик соседу и т.д. Повторять ранее сказанные слова нельзя.
Упражнение «Пишущая машинка»
Описание этого упражнения рассчитано на группу, состоящую из восьми человек. Каждому ребёнку присваивается какая-либо буква. Предлагаются следующие: К, С, А, Р, И, О, П, Т. Ведущий проверяет, все ли дети запомнили свои буквы: он называет указанные буквы, а дети, услышав свою, хлопают в ладоши.
Далее ведущий произносит слово (для слабой группы его нужно написать на доске), а дети хлопают в ладоши в той последовательности, в какой буквы стоят в данном слове.
Предлагаются следующие слова: рис, сор, пар, сорт, рост, кот, папа, ток, рот, порт, торт, раса, тир, тип, трос, пир и т.д.Занятие 7.
Основные этапы:
Игра «Котёнок гоняется за своим хвостом» – 10 мин., игра «Времена года» - 10 мин., составление предложений по картинкам - 20 мин.
Игра «Котёнок гоняется за своим хвостом»
Участники игры встают друг за другом, крепко держась руками за плечи впереди стоящих. Дети, находящиеся впереди этой колонны, - «голова котёнка», а стоящие сзади – его «хвост». Котёнок пытается поймать свой «хвост», а «хвост» должен увернуться. Через некоторое время, по команде ведущего, ребёнок, стоящий первым, переходит в «хвост» и встаёт замыкающим. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не побудет и «головой» и «хвостом» котёнка.
По окончании игры следует обсудить с детьми, кому больше понравилось быть «головой», а кому – «хвостом», и почему.
Игра «Времена года»
Дети встают в круг на некотором расстоянии друг от друга. По команде ведущего они выполняют соответствующие движения. ЗИМА – присесть и коснуться руками пола (всё в природе спит). ВЕСНА – поднять руки в стороны (всё просыпается). ЛЕТО – поднять руки вверх и покружиться (всё цветёт и тянется к солнцу). ОСЕНЬ – покачаться из стороны в сторону, обхватив себя руками (всё в природе засыпает на зиму). Движения можно разнообразить по усмотрению ведущего.
Составление предложений по картинкам
Для этого упражнения понадобятся карточки детского лото или любые другие с изображением различных предметов, животных и т.п. Ведущий раздаёт каждому по две карточки, а дети должны придумать предложения, употребляя названия нарисованных предметов. Затем карточки собираются, перемешиваются и раздаются вновь.
В конце игры можно оценить самое длинное предложение, самое смешное, самое оригинальное и т.п.
Занятие 8.
Основные этапы:
Игра «Паровозик» – 10 мин., игра «Отгадай картинку» - 15 мин., игра «Дорисуй картинку» - 15 мин.Игра «Паровозик»
Эта игра проводится в просторном помещении, в котором хаотично расставлены столы и стулья.
Дети встают друг за другом, крепко держась за плечи впереди стоящего. Ребёнок, стоящий впереди колонны – «паровозик», который должен везти за собой свои «вагончики» и не потерять их в пути. «Паровозик» движется между столами и стульями, «вагончики» следуют за ним. Через некоторое время, по команде ведущего, ребёнок, выполнявший роль «паровозика», переходит в конец «состава».
Игра «Отгадай картинку»
Для этой игры нужны карточки детского лото и непрозрачный мешочек. Карточки находятся в мешке. Ребёнок (водящий) вытаскивает из мешка какую-нибудь карточку и, никому её не показывая, описывает тот предмет, который на ней изображён. Сам предмет, естественно, не называется. Тот, кто первым догадается, изображение какого предмета досталось водящему, сам становится водящим и вытаскивает карточку из мешка.
По окончании игры полезно обсудить с детьми, какие карточки были наиболее лёгкими для описания, а какие – наиболее трудными.
Игра «Дорисуй картинку»
Для этой игры понадобятся листы с незаконченными рисунками, подобные описанным в занятии 5. Можно предложить детям дорисовать различные геометрические фигуры.
Рефлексия, прощание