Краткосрочный план урока географии 6 класс Воды суши. Реки.


Тема урока: Воды суши. Реки Школа: КГУ «Банновская средняя школа» отдела образования акимата Фёдоровского района
Дата: 17.01.2017
ФИО учителя: Никоненко Т.Н.
Класс: 6 Количество присутствующих: 19 Количество
отсутствующих: 3
Цели:
Закрепить знания о главных характеристиках рек, её частей и особенностях.
Цели обучения: Образовательная:
Закрепить у учащихся представление о реке, частях речной системы; понятия: “река”, “исток”, “устье”, “речная система”, “приток”, “водораздел”; научить характеризовать реки по географическим картам, определять левые и правые притоки.
Развивающая:
продолжить развивать познавательную активность, умения сравнивать, анализировать, определять, объяснять, делать выводы; умение пользоваться рисунками и схемами, развивать навыки работы с географической картой и контурной картой; навыки проведения само и взаимооценивания.
Воспитательная:
воспитывать дружеские отношения в классе; умение работать в группах; творчески мыслить, позитивно относиться к одноклассникам; осуществлять патриотическое и экологическое воспитание учащихся.
Ожидаемые результаты учащиеся умеют называть и правильно показывать части реки, давать им определения;
описывать речную систему по плану, определять направления течений, характер реки в зависимости от рельефа;
работать с географической и контурной картой, схемами;
умеют работать в группе;
анализируют, делают выводы, критически мыслят;
оценивают свою и деятельность одноклассников.
Предыдущее обучение Ознакомление с водами суши, реками. Частями рек, главными особенностями рек.
План
Планируемые сроки Планируемые действия Ресурсы
Начало урока Огмомент.
Псхологический настрой: проверяет насколько комфортно чувствуют себя обучающиеся, создается ситуация успеха.
Ученики: – Скажем «Здравствуйте» руками (пожимают руки друг другу_- Скажем «Здравствуйте» глазами (моргают глазами)
-Поприветствуем гостей (громко всем «здравствуйте)
- И урок начнем скорей!.Проверка знаний. Географическая дуэль.
Целеполагание. Определение темы и целей урока
Задание №1. 10 мин.
Групповая работа.
Учитель: сообщает детям, что сегодня на уроке будем работать в группах. Определение групп по цвету стекера.
Учитель: Предлагает всем повторить «Правила работы в группе», которые висят на видном месте в кабинете.
Ученики: Выбирают одного спикера, который читает «Правила» вслух(возможно, добавляют еще правила)
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ
• УВАЖАТЬ МНЕНИЕ ДРУГ ДРУГА • ПРИ ВЫСКАЗЫВАНИИ ПОДНИМАТЬ РУКУ
• БЫТЬ АКТИВНЫМ И ДРУЖНЫМ • СОБЛЮДАТЬ ДИСЦИПЛИНУ
• БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ • ГОВОРИТЬ КРАТКО И ПО ТЕМЕ
• НЕ УХОДИТЬ ОТ ОБСУЖДАЕМОЙ ТЕМЫ• ОБРАЩАТЬСЯ ДРУГ К ДРУГУ ПО ИМЕНИ
• ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ • УЧИТЬСЯ ЛЕГКО, ВЕСЕЛО
Ученики: Рассматривают памятку, распределяют роли в группах, знакомятся с оценочными листами и критериями оценок
Учитель:-Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас в гостях реки. Давайте послушаем, о чем они спорят
Ученики: Мини – сказка – спор рек Диалог рек Амазонки, Нила, Волги
(приложение 1). Сказка
Встретились как- то две реки Амазонка и Нил и заспорили между собой.
- Я река Нил - самая длинная река нашей планеты.
- Ничего подобного, я самая длинная река мира. Недавно ученые определили, что моя длина превышает 7000 км. Чтобы примерно представить себе, что такое я - Амазонка, попробуйте мысленно сложить вместе 25 таких рек как Волга, или 12 могучих Енисеев. Кроме того я самая многоводная река нашей планеты, я «царица рек», мой речной бассейн самый большой на Земле. На этой площади свободно могли разместиться США или большая часть материка Австралия.
- Подумаешь, зато я в самый разгар лета на глазах у всех начинаю вдруг разбухать, вода выходит из берегов и заполняет все дно долины, при этом не забывай, что с обеих сторон от меня находятся пустыни.
В спор вступает река Волга.
- Зато я считаюсь «национальной рекой России», символом ее величия и красоты.
В народе меня называют «матушкой» или «матушкой –кормилицей». На моих берегах находятся такие прекрасные города, как Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань.Учитель: Сообщает тему урока: Ребята, вы, наверное, уже догадались, что тема сегодняшнего урока…
- «Жизнь реки»
-Посмотрите друг на друга, все вы отличаетесь какими-то признаками.
-А чем могут отличаться друг от друга реки? А, что у них общего? Чтобы ответить на вопрос нам понадобятся знания, полученные вами на прошлом уроке.
На вопрос, что у них общего мы можем с вами дать ответ, а для этого вам предлагается задание. музыка
раздаточный материал.
Цветные стикерыМини-сказка
Фото, рисунки
Середина урока Закрепление материала. Осмысление.
Задание №1. Ребята, давайте вспомним, как устроены реки.
1.Прочитайте учебник стр. установите соответствие между понятиями и их определениями:
(Второй уровень сложности-В)
Река - самая низкая часть речной долины, по которой происходит сток воды
Исток - водоток, впадающий в другой
Устье – начало реки
Русло – водный поток, текущий в выработанном им углублении
Приток – место, где река впадает в другую реку, озеро или море
Речная долина - участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку
Бассейн - русло реки, расположенное на дне более широкого углубления
Водораздел - граница, разделяющая соседние речные бассейны (10 мин.)
(приложение 2)
Работают с определениями и понятиями наклеивают на листе А4, вывешивают на доску.
Первичная проверка понимания. Рефлексия
Дети проверяют и выставляют оценку группе в оценочный лист
Закрепление знаний Игра
Ребята, мы на прошлом уроке сделали с вами вывод, что жизнь реки зависит от рельефа, режима и питания.
Давайте с вами поиграем. Я буду бросать мяч и задавать вам вопрос, а вы на него отвечать. Каждый правильный ответ 1 бал
Физминутка для глаз
Задание №2 Групповая работа.
Учитель: Ребята, мы с вами в начале урока говорили о том, что реки отличаются друг от друга, чтобы ответить на вопрос: Чем же еще реки отличаются друг от друга? предлагаю выполнить вам практическую работу.
Организует деятельность по применению новых знаний: практикум «Описание речной системы по плану»: (Приложение № 3)
1.Главная река, направление
2.исток реки
3.устье реки
4.левые, правые притоки
5.притоки 1 и 2-го порядков
Ученики: Выполняют работу, делают самопроверку.
1группа-Амазонка
2группа-Нил
3 группа-Волга
4 группа – Миссисипи
Группа или несколько спикеров защищают свою работу
-оценки выставляются в оценочный лист
4. Закрепление пройденного материала
Задание №3. 4 мин. Тестирование по теме урока
Учитель: Предлагается тест из 10 вопросов, которые выводятся на экран
Проводится проверка результатов тестирования через взаимооценивание по критериям ( выводятся на экран):
«5» - 10 правильных ответов,
«4» - 7-9,
«3» - 5-6,
«2» - менее 5.
Оценки выставляются в оценочный лист
Критерии оценивания в группе
Оценочный лист самооценки учащегося 6 « ____» класса
Фамилия, имя учащегося____________________________________
критерии
По 1 балу, если я умею называть и правильно показывать части реки, давать им определения:
река
исток
устье
русло
Приток
Речная долина
бассейн
По 1 балу
Я могу описать речную систему по плану:
1.Главная река, направление
2.исток реки
3.устье реки
4.левые, правые притоки
5.притоки 1 и 2-го порядков тест
5 баллов - 10 правильных ответов,
4балла - 7-9,
3балла - 5-6,
2 балла - менее 5. Оцените свою работу на уроке:
5 баллов - все задания выполнены правильно;
4 балла - выполнил (а) все задания, но иногда ошибался (ась);
3 балла - выполнил (а) половину заданий;
2 балла - почти ничего не смог (смогла) выполнить правильно
Всего баллов: 22 -21 балла - оценка «5»
20-16- оценка «4»
15-9 оценка «3»
8-5 оценка «2» Ватманы, фломастеры,
Раздаточный материал (дополнительный),
Оценочные листы;
Учебник «Общая физическая география 6 класс»
Раздаточный материал
Листы оценивания
Электронный тест
Конец урока Итог урока
Учитель спрашивает учащихся:
-Что нового вы узнали и научились выполнять на уроке?
-Что у нас получилось, а что нет?
Обобщает и делает вывод по теме урока
Рефлексия урока
Оставляют рефлексию Что понравилось на уроке?
Что не понравилось?
Как вы оцениваете свою работу и работу своей группы?
Ваши пожелания для дальнейшей работы
Определяют уровень достижения своих результатов
Отвечают на вопросы
Выполнение работы дома.
Выучить определения, о которых вы узнали на уроке (уч. стр. 87-88)
Задания на выбор:
а) Найти информацию о значение рек в жизни человека, сделать сообщение
б) Написать письмо - обращение от имени реки к людям. Рассказать о реке, которая может исчезнуть.
Ученики: Записывают домашнее задание в дневники.
Учитель: Благодарю вас за активную работу на уроке. До встречи на следующем уроке.
дневники
Дополнительная информация
Дифференциация. Как вы планируете поддержать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся? Оценивание.
Как вы планируете увидеть приобретённые знания учащихся? Межпредметные связи, соблюдение СанПиН,
ИКТ компетентность, связи с ценностями
Результаты обучения для учеников (A) Умеют анализировать и синтезировать полученные знания; учащиеся умеют называть и правильно показывать части реки, давать им определения; описывать речную систему по плану, определять направления течений, характер реки в зависимости от рельефа; работать с географической и контурной картой, схемами; умеют работать в группе;; оценивают свою идеятельность одноклассников.Результаты обучения для учеников (B) Могут самостоятельно называть и показывать части реки, давать им определения; описывать речную систему по плану, определять направления течений, характер реки в зависимости от рельефа; умеют работать в группе;; оценивают свою и деятельность одноклассников.
Результаты обучения для учеников (C) Понимают значение терминов частей реки, давать им определения; описывать речную систему по плану. Взаимооценка на основе оценочного листа с критериями работы в группах:     
Критерии оценивания в группе
Баллы Содержание и полнота выполнения задания
5 Учащиеся полностью справились с заданием. Четкая дикция, хорошее владение текстом. Умение грамотно ответить на дополнительные вопросы, участие всех членов группы.
4 Учащиеся справились с заданием, хорошая дикция, хорошее владение текстом, нетчетких ответов на дополнительные вопросы, частичное участие членов группы.
3 Учащиеся не полностью справились с заданием, хорошая дикция, хорошее владение текстом, нет четких ответоа на дополнительные вопросы, частичное участие членов группы
2 Задание выполнено не полностью, плохая дикция, слабое владение текстом, неумение грамотно отвечать на вопросы.
1 Задание не выполнено, текстом не владеют
   выставляют себе оценки и подводят итоги урока
Критерии оценивания в группе
Оценочный лист самооценки учащегося 6 « ____» класс
Фамилия, имя учащегося______________________
критерии
По 1 балу, если я умею называть и правильно показывать части реки, давать им определения:
река
исток
устье
русло
Приток
Речная долина
бассейн
По 1 балу
Я могу описать речную систему по плану:
1.Главная река, направление
2.исток реки
3.устье реки
4.левые, правые притоки
5.притоки 1 и 2-го порядков тест
5 баллов - 10 правильных ответов,
4балла - 7-9,
3балла - 5-6,
2 балла - менее 5. Оцените свою работу на уроке:
5 баллов - все задания выполнены правильно;
4 балла - выполнил (а) все задания, но иногда ошибался (ась);
3 балла - выполнил (а) половину заданий;
2 балла - почти ничего не смог (смогла) выполнить правильно
Всего баллов: 22 -21 балла - оценка «5»
20-16- оценка «4»
15-9 оценка «3»
8-5 оценка «2»                  
Здоровьесберегающие технологии;
физминуткиПравила ТБ на уроке
Связь с экологией
Рефлексия
Были ли цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня изучали? На что было направлено обучение?
Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдержалось ли время обучения? Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? Используя пространство ниже, чтобы подвести итоги урока.
Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева.
Подведя итоги урока могу сказать, что поставленных целей урок достиг, поставленные мной цели урока были посильны всем учащимся. Обучение было направленно на закрепление обучающимися пройденного ранее темы Реки. Воды суши. Обучающиеся в ходе урока закрепили и систематизировали полученные ранее знания. Обобщили материал, смогли понять суть и важность экологического состояния водных объектов. По окончании работы большая часть учащихся смогли подвести итог урока и самостоятельно дать оценку работы в группах по данным критериям оценивания. Время обучения было выдержанно.

Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо:
1: Работа в группах при описании рек по плану
2:Оценивание работы учащихся по разработанным критериям.
Что могло бы способствовать улучшению урока?
1: использование новых методов рефлексии на разных этапах урока
2: использование дополнительного материала.
Что я выявила за время урока о классе или отдельных лицах?
Во время работы на уроке я выявила, что при работе в группе на данном уроке закрепления учащиеся Сидоренко А и Дощанова Л. работали активно, в группах высказывали своё мнение, позицию.