Конспект занятия Особенности древнегреческой керамики

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»











Конспект занятия
объединения «Художественная роспись»

«Особенности древнегреческой керамики»










Выполнила: педагог высшей категории
дополнительного образования
Перминова С.В.











Город Мантурово
2016 год
Интегрированное занятие разработано для занятий с детьми 11-12 лет в системе дополнительного образования детей. Занятия проводятся совместно с воспитанниками декоративно-прикладного объединения «Нериаж» (лепка из глины)
Особенности древнегреческой керамики.
Цель:
Сформировать у учащихся представление о формах древнегреческих античных сосудов, технологии их изготовления и росписи.
Задачи:
1.Знакомство с особенностями древнегреческой керамики и технологией изготовления сосудов.
2.Особенности древнегреческого орнамента. 3.Углубление знаний о культуре древнегреческого общества. 4.Формирование навыков работы с глиной
План занятия
1. Познакомить учащихся с различными формами античных сосудов. 2. Мотивировать каждого для выбора «своего» сосуда. 3. Знакомство с процессом изготовления керамического изделия. 4. Лепка выбранного сосуда.
Оборудование:
Картон, ножницы, красная глина, подставки, губки, стаканы с водой, тряпки, кисточки, гуашь или акриловые краски, лак.
Ход занятия:
Педагог. В Древней Греции лепка из глины считалась важным и почетным делом. Этим делом занимались даже боги. Вспомните, какие? Дети вспоминают мифы о Пандоре и о Прометее.
Педагог. На нашем уроке каждый слепит свой сосуд, выберет форму, которая ему больше понравится. Мы с вами сегодня познакомимся лишь с несколькими основными формами греческих ваз, а на самом деле их существует более сотни.

Керамика - (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина) – это любые бытовые или художественные изделия, выполненные из глины или глиносодержащих смесей и обожженные в печи или высушенных на солнце.
А изготавливать керамические изделия люди научились много веков назад, постепенно совершенствуя мастерство и технику. Несмотря на глубокие различия культур древних народов, у которых оно практиковалось, технические приемы и применение керамики удивительно похожи.
Керамика древних греков, особенно афинян, – одно из наивысших достижений этого искусства. К счастью, в греческой литературе описаны некоторые детали производства керамики, а раскопки и исследования помогли создать ясную картину всего процесса.
В Греции гончарное ремесло, особенно керамика, возникло под влиянием Востока, но простым ремеслом, удовлетворяющим обыденные нужды, оставалось недолго. Его стали использовать в культовой архитектуре.
По легенде, впервые керамика была применена для украшения храмовых фронтонов рельефами из глины в Коринфе, и там же начали изготавливать сосуды с цветными рисунками и пластическими орнаментами. Кроме Коринфа, это искусство процветало на островах Хиос и Самос и в Афинах, где им с незапамятных времен занималось значительное число семей, образовавших многочисленное сословие афинских горшечников. Это сословие имело цеховую организацию и населяло отдельный квартал, получивший название Керамикос (квартал горшечников).
Афинские горшечники, которые в Афине, Гефесте и Прометее видели своих богов-покровителей, пользовались почетной привилегией поставлять призовые сосуды, раздававшиеся победителям на празднике Панафиней. Эта привилегия способствовала тому, что афинские мастера гончарного искусства вскоре отказались от восточных форм
и заменили их национальными.
В техническом отношении их изделия уже давно стояли наравне с западными и среднеазиатскими. Глиняная посуда была одним из важных предметов заграничной торговли греков; финикийские купцы вывозили ее даже в Африку.
Особенностью греческой керамики стала ее самобытная роспись. Расписывал изделия либо сам гончар, либо художник-вазописец. Основной темой сюжетов были античные мифы, а затем и сюжеты из реальной жизни.
Вазопись древнегреческого периода принадлежит стилю, переходному от геометрического. Орнамент располагается в виде ряда лент, но все большее значение приобретает изображение фигур людей и животных. Свободные места между изображениями мастер заполнял орнаментально-декоративными мотивами – пальметтами, розетками и т.д. Мягкое сочетание бледно-желтой поверхности сосуда с коричневым силуэтом создавало сочную гамму.
Особого богатства красочная гамма достигает в коринфских сосудах. Основное цветовое соотношение фона и изображения дополнялось белой, красной и фиолетовой красками.
В более поздний классический период Афины славились своими чернофигурными вазами: изображение наносилось черным лаком при помощи кисти и представляло собой только силуэты; детали рисунка процарапывались или прочерчивались поверх лака. Черные фигуры контрастно выделяются на красном фоне глины, из которой сделана ваза.
Не менее эффектной была и краснофигурная техника: изображения здесь оставлены некрашеными, а фон вазы покрывали черным лаком. Затем тонкими рельефными линиями выполняли детали изображений. Это придавало росписи более естественный вид, чем в чернофигурной технике, поскольку изображения выделялись светлым (красным) цветом на
черном фоне. Рельефная линия создавалась выдавливанием глазури из маленькой трубочки.
Греческая керамика отличается чрезвычайно большим разнообразием форм. Чаще всего встречаются около 20 видов, всего же насчитывается более 350. Формы основных типов сосудов обусловливались их практическим назначением.




На древнегреческих сосудах часто встречается орнамент, который называется «меанд». Меандр - это название реки во Фракии. Река эта сильно петляет, по сходству с рекой назван орнамент. Этот орнамент гораздо древнее своего названия. Он означает реку-Океан. Для древнего грека мир устроен очень просто – половину мира занимает Азия, четверть мира – Европа, четверть мира – Африка, посередине - Средиземное море. Почему Средиземное? Потому что среди трех земель – Азии, Европы и Африки. А по кругу мир омывается рекою Океан. Когда мы смотрим на амфору-мир, то она омывается по кругу этим самым Меандром. То есть, амфора – это мир, вокруг которого течет река-океан, олицетворенная Меандром. Часто этот орнамент греки изображали на горлышке сосуда, либо обрамляли им тулово. Как вы думаете, почему?
Еще один орнамент, называется “турецкая плетенка” Какой смысл в нем? Этот орнамент, пожалуй, самый древний из всех перечисленных.. Этот орнамент придает прочность изделию. Почему? Пока посуду из глины не научились обжигать, чтобы она не разваливалась, делали каркас для нее, плели корзиночку, а сверху облепляли глиной. Глина на каркасе держится очень хорошо. Когда керамику научились обжигать, воспоминание о том, что переплетение прутиков придавало прочность изделию, осталось, поэтому на посуде уже обжигаемой, стали эти прутики, прежде просвечивающие сквозь глину, рисовать, и до сих пор рисуют. Современная посуда может быть богато раскрашена, но эти узоры не имеют смысла, они чисто декоративны. Что касается древнего орнамента, у него всегда есть смысл. Например, такой вот орнамент, называется “пальметта”, стилизованное изображение пальмового листа:
Этот орнамент был заимствован греками, это шумерский орнамент, который олицетворял в Шумере, в Передней Азии, огненную богиню Иштар. Греки отождествили богиню Иштар с Афродитой, и “пальметта” стала знаком мира и любви. Подобные пальметты украшают не только посуду. Они появляются на коньке древнегреческих храмов.
Рассмотрим еще солярные орнаменты - изображение солнца. Это знак солнечного колеса, свастика. Свастика может быть разного пола. В данном случае свастика олицетворяет солнечное, мужское, сухое, дневное, доброе начало, в другом случае - лунное, влажное, злое, женское, ночное начало. В зависимости от того, как нарисована свастика, она имеет различное значение Это древнейший тип солнечного орнамента.
Часто на вазе можно увидеть изображение человеческого глаза или голову Горгоны с высунутым языком. Это - оберег. Этот нарисованный глаз или голова Горгоны оберегают владельца сосуда от дурного глаза. Стало быть, сосуд является еще и талисманом.
Греческая керамика отличается чрезвычайно большим разнообразием форм. Чаще всего встречаются около 20 видов, всего же насчитывается более 350. Формы основных типов сосудов обусловливались их практическим назначением.
Так, амфора с двумя удобными ручками для переноса предназначалась для хранения вина или масла
Кувшин с устойчивым основанием – гидрия – предназначался для переноски и хранения воды.
Широкогорлый кратер служил для смешивания воды и вина во время пира. Чаша для питья вина – килик – имела высокую ножку и две маленькие ручки.
Сосуды для черпания вина из кратера – киафы – обладали высокой изящно изогнутой ручкой.
Другой характер имели лекифы – маленькие сосуды с одной грациозной ручкой: в них хранили ритуальные масла и благовония.
Большой сосуд яйцевидной формы – пифос – служил для хранения зерна. В наши дни древние традиции тщательно поддерживаются современными гончарами. Высокое качество и изящество глиняных изделий пользуются огромным спросом у туристов, прибывших в Грецию. Здесь в магазинах можно приобрести набор оригинальной керамической посуды, который порадует глаз и обязательно пригодится во время обеда.
А в любой сувенирной лавке легко найти различную керамику на любой вкус и кошелек: большие и маленькие вазочки, тарелки, чашки и многое другое. Необходимо только помнить, что сам сосуд – это ещё и маленькое вместилище. Дом – вместилище людей, человек – вместилище души, а сосуд, например, амфора, кратер, килик – вместилище вина. Вино тоже имело магический смысл, это - напиток бессмертия. Сценой, где Дионис оживляет Геракла, подавая ему чашу с вином, украшены многие греческие саркофаги, в том числе саркофаг Пушкинского музея. Вино – кровь земли. В условиях средиземноморского мира вино – целительный напиток, предотвращающий многие болезни, это – «дар творца», «источник жизни», символ «чистоты трапезы». В античной мифологии вино символизировало юность и вечную молодость, а с другой стороны кровь и жертвоприношение. Именно в крови древние греки «помещали» душу.
Мы показали, что древняя посуда насыщена духовным содержанием. На ней - образы жизни и смерти, понятный язык орнаментов, она имеет значение талисмана. Она - совершенно живая.
Педагог. Теперь, когда вы будете расписывать свои сосуды, постарайтесь «оживить» свои сосуды так же, как это делали древние греки.
Заключение.
В итоге мы получили мини-музей детских работ на тему «Древнегреческая керамика». Можно дополнить наш музей экскурсией, каталогом, таблицей, фотоальбомом. Эта работа будет наглядным пособием при изучении этой темы с другими детьми.




Использованная литература

А. А. Тахо-Годи «Греческая мифология»
Л. Любимов «Искусство древнего мира»

интернет

























Древнегреческие орнаменты














Древнегреческие орнаменты


Рисунок 1 Заголовок 315