Урок МХК. «Герои древнегреческих мифов в искусстве»


ПИГМАЛИОН НАРЦИСС Однажды Пигмалиону удалось вырезать из драгоценной слоновой кости статую молодой женщины удивительной красоты. Чем чаще любовался Пигмалион своим творением, тем больше находил в нем достоинств. Ему стало казаться, что ни одна из смертных женщин не превосходит его статую красотой и благородством. Ревнуя к каждому, кто мог бы ее увидеть, Пигмалион никого не пускал в мастерскую. В одиночестве - днем в лучах Гелиоса, ночью при свете лампад - восхищался юный царь статуей, шептал ей нежные слова, одаривал цветами и драгоценностями, как это делают влюбленные. Он назвал ее Галатеей, одел ее в пурпур и посадил рядом с собой на трон. Пигмалион и Галатея Франсуа Буше, 1767 г. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Пигмалион и Галатея Этьен Морис Фалькон, 1763 г. Париж, Лувр Роден О. «Пигмалион и Галатея» Карл Брюллов «Нарцисс, смотрящий в воду» 1819г, холст, масло. 162 х 209,5(см) Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Ко не чтит златую Афродиту, кто отвергает дары ее, кто противится ее власти, того немилосердно карает богиня любви. Так покарала она сына речного бога Кефиса и нимфы Лаврионы, прекрасного, но холодного, гордого Нарцисса. Никого не любил он, кроме одного себя, лишь себя считал достойным любви Джон Уйльям Вотерхауз «Эхо и Нарцисс». 1903 г. Галерея Уолкера, Ливерпуль, Англия Однажды, когда он заблудился в густом лесу во время охоты, увидала его нимфа Эхо. Нимфа не могла сама заговорить с Нарциссом, на ней тяготело наказание богини Геры: молчать должна была нимфа Эхо, а отвечать на вопросы она могла лишь тем, что повторяла их последние слова. Никола Пуссен «Эхо и Нарцисс» 1628-30 г. Париж, Лувр Протягивая руки, спешит к Нарциссу нимфа из леса, но гневно оттолкнул ее прекрасный юноша. Ушел он поспешно от нимфы и скрылся в темном лесу.Спряталась в лесной непроходимой чаще и отвергнутая нимфа.Она страдает от любви к Нарциссу, никому не показывается и только печально отзывается на всякий возглас несчастная Эхо. А Нарцисс остался по-прежнему гордым, самовлюбленным. Он отвергал любовь всех. Многих нимф сделала несчастными его гордость. И раз одна из отвергнутых им нимф воскликнула:— Полюби же и ты, Нарцисс! И пусть не отвечает тебе взаимностью человек, которого ты полюбишь! "Нарцисс" Шведов В. 2004 г. Гай Хэд, "Эхо" Лион Бакст, "Эхо" Исполнилось пожелание нимфы. Разгневалась богиня любви Афродита на то, что Нарцисс отвергает ее дары, и наказала его. Однажды весной во время охоты Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды. Еще ни разу не касались вод этого ручья ни пастух, ни горные козы, ни разу не падала в ручей сломанная ветка, даже ветер не заносил в ручей лепестков пышных цветов. Вода его была чиста и прозрачна.. Караваджо«Нарцисс у ручья»1598-1599. Национальная галерея античного искусства, Рим. Как в зеркале, отражалось в ней все вокруг: и кусты, разросшиеся по берегу, и стройные кипарисы, и голубое небо. Нагнулся Нарцисс к ручью, опершись руками на камень, выступавший из воды, и отразился в ручье весь, во всей своей красе. — О, горе! Я боюсь, не полюбил ли я самого себя! Ведь ты —я сам! Я люблю самого себя. Я чувствую, что немного осталось мне жить. Едва расцветши, увяну я и сойду в мрачное царство теней. Смерть не страшит меня; смерть принесет конец мукам любви. Соломон Иозеф, "Hарцисс и Эхо" Покидают силы Нарцисса, бледнеет он и чувствует уже приближение смерти, но все-таки не может оторваться от своего отражения. :Склонилась голова Нарцисса на зеленую прибрежную траву, и мрак смерти покрыл его очи. Умер Нарцисс. Плакали в лесу младые нимфы, и плакала Эхо. Приготовили нимфы юному Нарциссу могилу, но когда пришли за его телом, то не нашли его.На том месте, где склонилась на траву голова Нарцисса, вырос белый душистый цветок — цветок смерти; нарцисс зовут его. «Нарцисс» Копия с картины Караваджо «Нарцисс» Francois Lemoyne, 1728 г Сальвадор Дали. «Метаморфозы Нарцисса» (1936-37). Галерея Тейт, Лондон , Дали удалось создать ряд двойных образов, поражающих своей фотографической точностью. На заднем плане изображен юноша, оглядывающий свое тело "нарциссическим" взглядом (термин Фрейда, означающий крайнюю самовлюбленность). На переднем плане он же смотрит на свое отражение в озере. Справа от него каменная рука держит яйцо, из которого рвется наружу нарцисс. Картина составляет единое целое с одноименной поэмой, написанной Дали. Джон Уильям Уотерхаус, "Нарцисс и Эхо» Анатолий Тимошкин, "Нарцисс" ruJPG