Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся


Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся
Аннотация
Cleverness is a mystery to most of the children, teachers and many parents. For the general public as the most important problems are not so much scientific talent base, especially as their real-life manifestations, methods of identification, development and social realization. Care for gifted children today - a concern for the development of science, culture and social life tomorrow
Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Как отмечают многие педагоги, одаренные дети отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам деятельности, но в первую очередь по своим психологическим особенностям выделяются среди своих сверстников. Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности. Многим родителям, педагогам сложно выделить основные направления работы с такими детьми, подобрать адекватные их развитию программы обучения и воспитания. Отдельной проблемой является и выявление этой одаренности в детском возрасте.
Одаренных детей от сверстников отличают такие качества как:
любознательность;
надситуативная активность (познавательная самодеятельность);
высокий уровень развития логического мышления;
повышенный интерес к дивергентным задачам;
оригинальность мышления;
гибкость мышления;
легкость генерирования идей (продуктивность мышления);
легкость ассоциирования;
способность к прогнозированию;
высокая концентрация внимания;
отличная память;
способность к оценке;
особенности склонностей и интересов и др.
Наиболее частое проявление одаренности это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычная внимательность, любопытство и отличная память. [1,30]
В настоящее время разрабатываются специальные комплексные программы для одаренных учащихся, в рамках которых ученик может более свободно приобретать знания, чем по обычной программе, ограниченной пределами и задачами только одного школьного предмета. Четко налажена координация различных проектов по изучению природы одаренности, программ подготовки учителей и организаторов образования, работающих с одаренными детьми.
Одаренность в основном определяется взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.
Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты. [4,60]
Цель психолого-педагогического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
Задачи:
совместно с другими специалистами учреждения образования определение критериев одаренных детей, выявление школьников требующих особого маршрута сопровождения;
содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);
развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);
содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;
содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми.
В целом выделяют следующие направления работы психолога в школе с одаренными учениками:
- Проведение психологической диагностики, которое включает в себя выявление интеллектуально одаренных детей, изучение креативности, лидерской одаренности интеллектуально одаренных школьников, выявление интересов и склонностей одаренных детей (анкетирование ребенка, родителей). Психодиагностика позволяет отслеживать показатели психолого-педагогического статуса одаренных учащихся. [2,82]
- Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей, имеющее своей целью расширение их представления о природе и проявлениях одаренности, особенностях обучения и воспитания одаренных детей и т.д.
- Создание в школе социально-психологических условий для проявления и развития одаренности школьников. Такие условия могут создаваться как психологом в процессе специальных развивающих, тренинговых занятий (для познавательной и психосоциальной сфер) и программ, так и педагогическим коллективом.
- Оказание психологической помощи одаренным детям и их педагогам в решении возникающих у них проблем через индивидуальное консультирование.
Формы работы с одаренными учащимися:
• групповые занятия с одаренными учащимися;
• факультативы;
• предметные кружки;
• кружки по интересам;
• конкурсы;
• курсы по выбору;
• участие в олимпиадах;
• работа по индивидуальным планам;
• занятия в профильных классах;
• интеллектуальные марафоны.
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:
• создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
• включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;
• формирование и развитие сети дополнительного образования;
• организация научно-исследовательской деятельности;
• организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
Поощрение одаренных детей:
• публикация в СМИ;
• премия администрации ОУ "Ученик года";
• увеличение каникулярного времени;
• стенд "Лучшие ученики школы";
• система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета. [3,56]
Таким образом, психологическое сопровождение одаренных учащихся школы представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей.
Список литературы:
Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006
Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. – СПб, 2009.
Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избранные труды в 2 т.-Т.1.- М., 1985.
Мисливец Н.А. Одаренность (виды, проявления, диагностика): Учебно-методическое пособие. - Белгород: Изд.-во Белгор. гос. ун-та, 1999. - 60 с.