Статья Психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения в соответствии с образовательными потребностями одаренных учащихся


Саден Н.Ж.,
учитель английского языка,
КГУ «ШОД «Озат»,
г. Костанай
Республика Казахстан
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В СООТВЕТСВИИ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ
Ключевые слова: одаренность, личностно-ориентированный подход, социум, мотивация, инклюзия, адаптация, тренинг, олимпиада, индивидуальные потребности, исследование. Исследователями Англии инклюзивное образование воспринимается следующим образом:
- Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.
-Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети с ограниченными возможностями.
- Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и её работников.
- Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
- Таким образом, инклюзивное образование это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.[1]
Одной из главных задач образовательного пространства областной школы-интерната для одаренных детей «Озат» является формирование личности, способной к трансляции социального опыта в процессе социализации. Конечным результатом является достижение цели, выполнения программы развития. Итог достижений - «воспитание каждого ученика высоконравственной, культурной, воспитанной, творчески-активной и социально-зрелой личностью с максимально развитыми личностными способностями, определившейся в своих целях и смысле жизни» (из устава ШОД «Озат»).
Целостность процесса становления личности учащегося на личностно-ориентированной основе обеспечивается созданием и развитием в школе гуманистической парадигмы, что стало возможным при создании следующих условий:
- переориентация педагогических кадров с традиционного, авторитарного, на гуманистический, личностно-ориентированный подход;
- пересмотр содержания образования (при сохранении необходимого информационного минимума, определенного государственными стандартами) на основе принципа интердисциплинарной интеграции;
- введение в образовательное пространство интегральной модели обучения, исходящей из того, что выбор содержания и технологии обучения должен исходить не только из требований социума, но, прежде всего, из индивидуально- психологических и личностных свойств учащихся;
- построение образовательного взаимодействия на основе принципа диалогичности;
- гуманизация образовательных отношений между участниками, субъектами образовательного взаимодействия.
Именно соблюдение вышеперечисленных условий стало специфической особенностью образовательной миссии школы-интерната для одаренных детей «Озат». Содержание образования обеспечивает освоение учащимися инвариантной части учебных программ в соответствии с государственными стандартами. Вариативная часть предусматривает углубленное изучение учебных дисциплин в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями учащихся, с учетом их мотивационной сферы.
Это привело к объединению трех блоков содержания образования: инвариантного (соответствующего государственным образовательным стандартам, обеспечивающего освоение учащимися необходимого минимума общенаучной информации); вариативного (предполагающего на элективной основе углубленное изучение предметов, отвечающих индивидуально-личностной направленности и способностям каждого учащегося); дополнительного образования (обеспечивающего реализацию познавательных интересов в соответствии с увлечениями и прикладной направленностью учащихся).
Целями работы учителей с одаренными детьми являются:
выявление одаренных детей;
создание условий, способствующих их оптимальному развитию.
Работа с одарёнными детьми в нашей школе включает в себя ряд подпрограмм и мероприятий, призванных всесторонне раскрывать весь спектр природного потенциала детей:
- Программа работы с одарёнными детьми
- Программа развития школы
- Творческий экзамен (защита научно-исследовательских работ)
Не только учебный план, но и психологическая атмосфера, воспитательное пространство школы организовано с учетом потребностей детей к самореализации. Для реализации познавательных возможностей учащихся предусматривается обновление содержания образования и использование инновационных технологий, предоставляющих возможности развития одаренности через самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков, которое является важным условием для реализации индивидуальности одаренного ребенка. В реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса, как деятель самореализации.[2]
С этих педагогических позиций в нашей школе рассматривается проблема развития способностей одаренных детей - как реализация их индивидуальности.
Принцип педагогики индивидуализации стал концептуальным обоснованием работы с одарёнными детьми. Исходя из этого, одним из приоритетных направлений работы школы является совершенствование уровня компетентности педагогов, который позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения.
Наиболее популярной современной концепцией одаренности является теория известного американского специалиста в области обучения одаренных детей Джозефа Рензулли. Он считает, что поведение одаренного человека отражает взаимодействие между 3 основными группами качеств:
- общие или специальные способности выше среднего,
- высокий уровень включенности в задачу,
- высокий уровень креативности.[3]
Педагоги школы в процессе обучения придерживаются следующих принципов обучения одаренных учащихся:
- углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
- насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
- поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
- поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;
- оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов; Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью.
- установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин;
- установка на готовность к риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.[4]
Система образовательного процесса школы предназначена для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей, позволяющая обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках школьной и внешкольной деятельности.
Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса должен не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка школы в самые сложные, критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей “скрытых”, нереализованных пока возможностей и способностей.
Список использованной литературы
Флотская Н. Ю., Вольская О. В «Инклюзивное образование: Опыт, проблемы, перспективы»
Трехкольцевая модель одаренности Дж. Рензулли
 К. Кушербаев «Осуществление стратегической программы развития государства» // Егемен Казахстан 30 октября 2010 г. 
Кулагина, И. Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: учеб. пособие/ И. Ю. Кулагина; под ред. А.П. Питько. – Москва: Сфера, 1999.