Презентация к занятию Выявление и психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных учащихся


ПРОГРАММАвыявления и психолого-педагогического сопровождения способных и одаренных учащихся (из опыта работы педагога-психолога Клюевой Людмилы Витальевны) Цель Программы:  в рамках объективно данной социально-педагогической среды лицея создать эффективную систему психолого-педагогического сопровождения учащихся, имеющих высокие творческие и академические результаты, выше средних и высокие потенциальные интеллектуальные возможности и задатки, академические успехи, обеспечивающие возможности максимального личностного развития и обучения учащихся. Задачи Программы: Выявление наиболее подготовленных и одаренных учащихся, а также, учащихся, имеющих выше средних и высокие потенциальные способности.Определение индивидуальной траектории развития интеллектуального и творческого потенциала.Участие в создании условий для самореализации способных и одарённых детей.Разработка индивидуальной программы психологического сопровождения способных и одарённых учащихсяСодействие в создании максимально благоприятных условий для интеллектуального (максимального развития умений, навыков, познавательных способностей, развития творческого мышления и др.), морального (формирование уникальной, неповторимой, творческой личности, отличающейся высокой нравственностью, ответственностью, оригинальностью и т.д.), психологического (развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях) и физического развития учащихся. Повышение психологической грамотности родителей в вопросах воспитания способного и одарённого ребёнка.Оказание содействия в повышении психологической компетентности и формировании мотивационной готовности коллектива учителей, направленной на понимание психолого-педагогических проблем ребят, овладение методами и приемами развития креативности учащихся, развития собственного творческого потенциала. Реализация Программы Совершенствование психолого-диагностического инструментария, направленного на выявление способных и одаренных учащихся, минимизирующего временные затраты на обработку сырого материала и написание заключений. Формирование электронного банка данных и «Психологических карт» способных и одаренных учащихся; создание индивидуальной градации достижений. Создание благоприятных условий в лицее для работы со способными и одаренными учащимися, внедрение новых методик и технологий.Методическое обеспечение работы: освоение и внедрение наиболее эффективных технологий коррекционной и психотерапевтической работы; апробация и внедрение новых методических разработок в психологическую практику; повышение уровня профессионального мастерства педагогов-психологов.Организация и проведение коррекционных, развивающих и психотерапевтических занятий со способными и одаренными учащимися.Психологическое сопровождение и подготовка способных и одаренных учащихся, имеющих различные затруднения, к участию в семинарах, олимпиадах, соревнованиях и др. вне пределов учебного заведения, направленных на получение высоких результатов. Формы работы, направления, методики, приемы: Групповые занятия с учащимися, имеющими сходную проблематику; Коммуникативные тренинговые занятия;Видеотренинги;Креативные мастерские;Символдрама;Психотерапевтические сессии; Сочетанная работа по индивидуальным планам;Синдплейтерапия;Арт-терапия;Гидротерапия;Рефлексивные занятия «Розовые Очки»Индивидуальные беседы;Создание Портфолио и др. Программа создается для каждого учащегося индивидуально, соответственно выявленной проблематике. При необходимости подключаются и другие специалисты, например, режиссер (создание сценического образа), преподаватель риторики (постановка голоса, дикции) и т.д. Программы целевой коррекционно-развивающей работы с одаренными и высокомотивированными на результат учащимися(подготовка к публичным выступлениям, олимпиадам, конференциям) Карта психологического сопровождения учащейся 9 «Х» классаФамилия, имя (шифр) _СО_10_И Диагностические данные:Потенциальные способности высокие, актуальные способности выше средних, мышление преднаучное; уровень готовности к обучению на выбранном профиле высокий.Мотивация достижений сформирована; выбор профиля связан с наличием интереса и наиболее высоким результатам обучения по профильным предметам, развитое языковое чутье. Выбор профессии возможен в пределах выбранного профиля. Э-5, Н-8, С-1.Объективно:Девочка малообщительная, уравновешенная (может казаться заторможеной), неактивна в классе при устных опросах. Контрольные пишет хорошо. Проявляет беспокойство в отношении ожидания отметки. Со слов матери: испытывает беспокойство в отношении оценок (стали ниже); познакомилась с девочкой, с которой вместе сидит (ревнует её к другим девочкам), остальных не совсем знает (очень стеснительная); устает, после занятий спит, стала болеть. Учителя и лицей нравятся. Развивающая задача:- формирование коммуникативных качеств, - снятие психологических «зажимов», - развитие эмоционально-волевой сферы, - повышение самооценки. Карта психологического сопровождения учащегося 10 «Х» классаФамилия, имя (шифр) _УН_4_М Запрос учителя: подготовка к участию в олимпиадном движенииДиагностические данные:Потенциальные способности о.высокие, актуальные способности высокие, мышление научное; уровень готовности к обучению на выбранном профиле высокий.Мотивация достижений сформирована; выбор профиля самостоятельный, связан с наличием интереса. О выборе профессии пока не думал, но при поступлении будут сдаваться профильные предметы. Э-15, Н-6, С-9.Объективно:Общительный, уравновешенный, имеет свою точку зрения, отстаивает её даже идя на конфликт, другие мнения принимает с большим трудом, спорит с педагогами. С должным прилежанием относится только к математике, но получает низкие отметки за оформление – тетради ведет неряшливо, неразборчиво пишет (считает, что это не главное), дневник не ведет. Со слов матери: Может пропускать некоторые устные предметы, много читает и решает, к домашним обязанностям относится попустительски, считает, что ему должны ВСЕ. Младших в семье обижает. Претендует на «особое» к себе отношение. Иногда лукавит и обманывает. В лицее чувствует себя комфортно. Имеет опыт участия в олимпиадах и математических конкурсах.Развивающая задача:- коррекция эмоционально-волевой сферы, - развитие ОУН (каллиграфического письма),- воспитание ответственности. Карта психологического сопровождения учащегося 11 «Х» класса Запрос учителя: подготовка к участию в олимпиадном движенииДиагностические данные:Потенциальные способности высокие, актуальные способности высокие, мышление логическое; уровень обучения на выбранном профиле о. высокий, развитое языковое чутье, высокий уровень осведомленности. Мотивация достижений сформирована; выбор профиля самостоятельный, связан с будущей профессией. Э-10, Н-22, С-2.Объективно:Амбиверт, очень чувствительна, эмоциональна, может «беспричинно» плакать, неадекватно реагировать. По всем предметам отметки 7-10, прилежна, имеет высокие результаты в изучении языков. Говорит очень тихо, когда волнуется, забывает слова-связки, вообще замолкает, выдает соматические реакции, неудачи снижают интерес и желание преодолевать затруднения. Со слов матери: Говорить стала рано, много знала, могла удивить сказанной фразой, недетским выводом, серьезно относится ко всякой информации. Имеет собственный взгляд на устройство мира, отстаивает свое мнение (даже идя на конфликт), не признает себя неправой, другие мнения принимает с большим трудом, не считается с авторитетами. Собственница. Много читает. В лицее чувствует себя комфортно. Имеет опыт участия в олимпиадах, но очень боится проиграть, не оправдать надежды учителей и родителей. Единственный ребенок в семье.Развивающая задача:- коррекция эмоционально-волевой сферы, - обучение приемам саморегуляции,- развитие ораторских качеств.